Мы продолжаем расспрашивать специалистов о режиме труда и отдыха, профессиональных привычках, об инструментарии, который они используют, и многом другом.
Будет интересно выяснить, что их объединяет, в чем они противоречат другу другу. Возможно, их ответы помогут выявить какие-то общие закономерности, полезные советы, которые помогут многим из нас.
Сегодня наш гость — Петр Зайцев, генеральный директор, основатель Percona. Он считает себя не самым организованным руководителем. Более того, Петр, будучи человеком технического скалада, называет себя «нетипичным СЕО».
Чем занимаетесь в компании?
Я занимаюсь как стратегической частью управления компанией, так и нашими продуктами – сервисами и open source. Я, наверное, нетипичный СЕО, потому что обычно гендиректор уделяет больше времени продажам и маркетингу.
Несколько лет назад я долго размышлял над этим вопросом: стоит ли мне быть ближе к СТО и нанять СЕО, или нужно построить отношения в команде так, чтобы она могла работать со мной как с СЕО, несмотря на то, что я человек технического склада. Я решил, что мне ближе второй подход.
На мировом рынке есть такие люди, как Илон Маск или Марк Цукерберг, которые в душе такие «гики», несмотря на то, что занимают пост СЕО. В этом году, например, Марк Цукерберг рассказывал о планах сделать себе робота, который будет помогать ему по хозяйству. Вот это классно – наш человек.
Одно слово (словосочетание), лучше всего описывающее, как вы работаете:
Жонглер.
Я не самый организованный СЕО в мире. Мне удобно заниматься несколькими задачами параллельно.
Сколько часов в сутки вы уделяете работе?
С годами это менялось. Сейчас примерно 10 часов в рабочие дни, в выходные – меньше. Вообще, для человека, который работает головой, это сложный вопрос. Мы можем продумывать решения рабочих задач когда угодно и где угодно.
Сколько часов вы спите?
Обычно 7 часов. Иногда меньше.
Вы завтракаете?
Да, легкий завтрак – кофе и йогурт.
Много времени уходит на дорогу?
20-25 минут.
Что еще делаете по пути на/с работы?
Слушаю новости или образовательные подкасты.
Каким todo-менеджером пользуетесь лично вы?
Я пользовался несколькими, но лист бумаги для меня лучше всего.
Каким таск-менеджером / issue-tracker’ом / репозиторием пользуетесь?
Для разработки мы используем JIRA, репозиторий – Git.
Какие инструменты, фреймворки вы используете для разработки?
Jenkins – для continuous integration, Vagrant, Docker.
Drupal – для веб-сайта, WordPress – для блога.
Есть ли в вашей компании какие-то внутренние проекты, библиотеки и для чего они создавались?
Самый большой проект, который мы создали, – система тайм-трекинга и учета информации о клиентах.
Мы раньше делали такие внутренние проекты: например, специальный продукт для учета времени был сделан именно таким образом, как нам хотелось. С годами мы поняли, что поддерживать свой внутренний софт дорого и за стандартными решениями тяжело угнаться — в последние годы мы как можно больше всего переводим на стандартные системы — Zendesk, Salesforce, Liquid Planner и так далее.
Что вас раздражает больше всего, когда вы работаете?
Люди не в достаточной мере являются «роботами». Если компьютер делает в точности, что ему сказано, то люди могут не понять с первого раза. Объясняешь десять раз, потом тебя человек неправильно поймет, а если даже поймет правильно, все равно сделает по-своему.
Какую профессиональную литературу вы бы могли порекомендовать?
Мне нравится американский автор Patrick Lencioni. Он пишет книги про работу в команде. Очень хорошие книги, легко читаются.
Еще одна книга, которую бы я порекомендовал, – это The Hard Thing About Hard Things. Там очень много детальных рекомендаций для бизнесменов.
Кроме того, я читаю книги о том, как думают люди, и как думать лучше. Книги Nasstim Taleb — такие, как Black Swan, Antifragile или Halo Effect.
Что предпочитаете: электронные читалки или бумажные книги?
И то, и другое. Читать электронные книги получается чаще, но бумажные больше нравится, так как можно помечать ручкой и так далее.
Какую технику (компьютеры, планшеты, смартфоны) и операционные системы вы предпочитаете на работе и дома?
Я использую Windows на ноутбуке. Наверное, в нашей области сейчас более популярен Mac, но меня устраивает. Мне нравится, что в этом случае можно выбирать не из трех моделей лэптопов, а из тридцати. По этой же причине я использую Android.
На работе есть тестовый стенд, где я использую несколько маленьких серверов на Linux.
Вы слушаете музыку, когда работаете?
Нет, я отвлекаюсь.
Какой лайфхак позволяет вам быть эффективнее?
Многие советуют: вместо того, чтобы сфокусироваться на чем-то маленьком, на том, что вам хочется сделать, наоборот, возьмите большую задачу. С одной стороны, это важно, но я считаю, что если у вас что-то «горит», то есть вам сильно хочется это сделать, нужно начать именно с этого. Лично мне так намного легче: потом уже я могу работать значительно эффективнее над большой, важной и нудной задачей, не отвлекаясь.
Без каких приложений и сервисов не можете обойтись ни в работе, ни в личной жизни?
Прежде всего, Google Docs. Не столько почта, сколько документы, потому что с ними можно коллаборативно работать.
У вас пройден огромный путь. А кто-то сейчас стоит в начале этого пути. Что бы вы порекомендовали человеку, пытающемуся пройти тот же путь?
Прежде всего, это фокус. У меня часто бывали проблемы с фокусом, поэтому нужно было дисциплинироваться. Ментор мне часто говорил: «Петя, ты любишь начинать проекты, но важнее научиться их заканчивать».
Со временем у меня менялся подход. В начале работы я сильно фокусировался на возможностях. Но когда компания становится больше, прыгать туда-сюда будет сложно. Поэтому нужно формировать какую-то стратегию, чтобы достичь успеха.
Еще очень важно терпение. Раньше мне казалось, что все очень просто. Я думал, что могу сделать все, что угодно, за уикенд. Поэтому нужно спокойнее и осторожнее планировать.
И последнее: мне пришлось потратить время, чтобы понять, что все люди разные. У людей могут быть другие мотивации, и
Автор: semen_grinshtein