Мы не будем тратить время на банальности и писать о важности резюме при отборе на работу – ты прекрасно понимаешь все это сам. В Интернете на эту тему есть масса статей и тысяча примеров. Но нам показалось, что самого главного никто не говорит, и потому нам захотелось составить для тебя подробное, доходчивое, а главное, честное руководство.
Что написать
В западной культуре резюме называют CV – Curriculum Vitae, то в переводе с латыни означает «жизнеописание». И правда: из твоего резюме потенциальный работодатель должен составить впечатление не просто о твоем предыдущем карьерном пути, но и о том, что ты из себя представляешь как личность. С другой стороны, интерес к этой самой личности у человека, который читает твое резюме, отнюдь не праздный. Ему важно понять, соответствуешь ли ты духу компании, сможешь ли разделить ее ценности и справишься ли со своими будущими обязанностями.
Постарайся отразить не то, что ты делал, а то, что ты сделал – говори о результате, о своих достижениях. Причем фокусироваться нужно на конкретике, в идеале – на цифрах. Например, напиши не просто «Был SMM-менеджером нескольких групп Вконтакте», а приведи доказательства своего профессионализма: «За неделю увеличил количество подписчиков на 10 тысяч человек». Если ты работал в консалтинге, вспомни все и пиши: «Успешно реализовал 9 консалтинговых проектов: 5 для FMCG-компаний, 3 для нефтегазовых предприятий и 1 pro bono для городской администрации».
Что делать тем, чья работа была рутинной и по определению не могла принести ощутимых результатов? Сосредоточьтесь на том, что вы исполняли все идеально. Например: «За время моей работы помощником бухгалтера фирма успешно прошла 2 аудиторских проверки».
В общем и целом в твоем CV должны быть отражены:
1. Имя и фамилия. Возраст ты указывать не обязан, но разве можно его стесняться? Указание пола обычно выглядит нелепо, поскольку чаще всего легко устанавливается из имени, а еще занимает лишнюю строчку.
2. Здесь же, ближе к началу, укажи свои контакты – номер телефона, адрес электронной почты (приличный, строгий, заведенный на хорошем почтовом сервисе). Признаком хорошего тона будет оставить здесь и ссылку на свой деловой профиль в LinkedIn. Кстати, дай ссылку и на свои профили в Facebook и Вконтакте – если, конечно, они вообще приличны. Скорее всего, твое имя и так будут «пробивать» по социальным сетям – так почему бы не облегчить HR-менеджеру работу?
3. В блоке об опыте работы размести все свои прошлые должности в обратном хронологическом порядке. Напиши не только названия компаний и своих позиций в них, но и, очень кратко, свои должностные обязанности без лишней «воды», только самый важный опыт, который может пригодиться тебе на потенциальном новом месте работы. Обязательно укажи и сроки пребывания в каждой должности. Но учти: непостоянные работники, часто скачущие с места на место, вызывают у кадрового отдела только недоверие – потому, если ты за последний год сменил восемь мест работы, расскажи только о паре самых важных. Это не ложь: ты просто выделил ключевое и не стал отвлекать внимание на несущественное.
4. Приведи информацию о своем образовании – не начинай с подготовительной школы, укажи сразу ключевое – дипломы бакалавра и магистра, может даже твою ученую степень. Постарайся заполнись графу о дополнительном образовании – курсах, вебинарах, летних школах, которые дали тебе подходящий опыт. Здесь же обязательно отметь, что ты участвовал или даже побеждал в конкретных кейс-чемпионатах – HR крупных компаний все чаще обращает на это большое внимание.
5. Если опыта и достижений еще совсем немного, расскажи о своих навыках. Опиши, с каким софтом ты умеешь работать, на каких языках разговариваешь и что в работе у тебя получается лучше всего.
6. Удели пристальное внимание подготовке раздела о хобби. Именно он лучше всего опишет тебя не как работника-машину, а как разностороннего, талантливого человека, с которым будет интересно работать. Остерегайся указывать здесь откровенно маргинальные и общественно опасные увлечения (Хотя у кого их нет? Шутка). Но и не пытайся подогнать все под вакансию – в резюме стажера в отдел аудита будет гораздо ярче выглядеть строка о любви к парапланеризму, чем намек на то, что ты обожаешь калькуляторы. Потенциальным коллегам приятно узнать уже на этапе резюме, что с вами можно обсудить самые лучшие склоны для катания на доске, например, или где лучше покайтить. Кроме того, не секрет, что многие увлечения расскажут о вас больше, чем вы сами. Поразмыслите сами, о чем вам могут сказать фразы из резюме «Победитель марафона We Run Moscow 2014 на дистанции 10 км» или «Увлекаюсь гаджетами. Разобрал и собрал iPhone 6. Работает». Главное правило — в самом конце и кратко.
Как структурировать
Важнейший аспект твоего резюме – его структура. Она должна быть очень четкой, логически выверенной и практичной. Как этого добиться?
Специально для тебя мы нарисовали макет идеального с точки зрения структуры резюме — посмотри на картинку внимательно, хорошенько запомни и воспользуйся этим шаблоном в самое ближайшее время.
А теперь объясним подробнее:
1. Сразу после своего имени и контактных данных приведи Career Summary: выдержку из всего того, что ты напишешь ниже. В этой графе ты должен ответить на вопросы: кто ты, что ты делаешь и в чем твои преимущества? Немногие добавляют Career Summary в резюме – а ведь именно оно покажет тебя грамотным человеком, умеющим выделять главное и уважающим сотрудников HR.
2. Дальше пойдет блок Work Experience. В нем ты должен указать в обратном порядке свои предыдущие места работы. Выглядеть это должно примерно так: название компании, твоя должность в ней, годы работы; сфера деятельности компании; твои достижения в компании.
3. Затем, также в обратном порядке расскажи о своем образовании. Структура примерно та же: ВУЗ, твоя степень, годы обучения, твоя специализация.
4. Наконец, перейди к Additional Information. В первую очередь расскажи о своих лидерских качествах и участии во всевозможных клубах и студенческих организациях (релевантных для вакансии, конечно). Укажи, в каких конкурсах и кейс-чемпионатах ты принимал участие и чего в них добился. Расскажи о своем уровне знания языков, а затем перейди к хобби. И помни: структура, структура, четкая структура!
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Твое резюме прочтут до конца 10% эйчаров. Поэтому сразу начинай с главного и пиши о ключевых и актуальных вещах. Иными словами, если ты хочешь стать консультантом по стратегии, не стоит писать в первых строчках резюме о том, что ты вел проекты в операционном консалтинге. Напиши о своем опыте в стратегическом консалтинге в самом начале, даже если его объем меньше, чем в операционном.
Как оформить
Нет ничего хуже, чем неструктурированное резюме с нарушенной логикой повествования. Хотя нет, есть: неструктурированное резюме с нарушенной логикой повествования и уродливой версткой. Половина времени, которое ты потратишь на резюме, должна уйти на его «причесывание» — форматирование и строгое украшение.
Что стоит сделать:
1. Уместить все в одну страницу. Нужно, чтобы все твои несомненные достоинства легко ухватывались одним беглым взглядом, без всякого переворачивания страницы. С вероятностью 99% вторую страницу твоего CV вообще никто не увидит.
2. Проследи за тем, чтобы шрифт был удобным для чтения и приятным глазу, за тем, чтобы междустрочные интервалы не менялись от строки к строке, а выравнивание текста в разных абзацах было одинаковым. В общем, отформатируй все так, чтобы не раздражать глаз читателя.
3. Добавь стильные, но строгие детали, которые отличат твое резюме от вороха других. Никаких котят, вензелей и пестрых орнаментов, если только ты не претендуешь на позицию главного креативщика – но и в этом случае свое творческое начало лучше проявить в прикрепленном портфолио. Добавь пару ярких акцентов, лаконичных разделителей – и страница приобретет гораздо более профессиональный вид.
4. Если хочешь, вставь подходящую фотографию – текст с иллюстрациями лучше закрепляется в памяти читателя. Не нужно использовать свой детский снимок из зоопарка или сканировать фото на паспорт. Просто вставь такое фото, которое лучше всего выразит все то, что ты написал в самом тексте.
5. Когда тебе покажется, что резюме уже совсем готово, отложи его на пару дней, а затем внимательно вычитай. Скорее всего, ты найдешь пару опечаток и несуразностей, которые не увидишь сразу.
Взгляните на иллюстрацию ниже — мы приводим его как пример резюме, очень удачного для тех, кто только начинает свою карьеру. Оно очень наглядно и инфографично, а, кроме того, оно хорошо структурировано и со вкусом оформлено.
Сильными сторонами этого шаблона стоит воспользоваться тем, у кого еще мало опыта реальной работы. Здесь много внимания уделено конкретным навыкам, личностным качествам, опыту подработок и прослушанным курсам. Такое резюме описывает его владельца как аккуратного, обстоятельного человека, который многое умеет и уже готов стать полноценным сотрудником компании.
И другое важное замечание: автор приведенного нами примера замечательно лаконичен — а значит, умеет выделить самое главное и ценит время своих потенциальных работодателей.
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Используй простые слова и конструкции, и люди потянутся к трубке, чтобы тебе позвонить и познакомиться. Найди всем понятные легкие слова, заменяющие профессиональные термины. Время похвастаться тем, что ты их знаешь, у тебя будет на собеседовании. Возьми за правило: одно предложение длиной максимум в одну строчку. Тем самым ты снизишь риски, что человек не поймет сути написанного и не дочитает до конца. А еще простота и легкость – это просто приятно.
Как отправить
Отправляя резюме, помни о том, что оно лишь прилагается к письму. Если ты неправильно напишешь само письмо, его могут не прочитать, вообще не открыть или просто не увидеть в почте. Не забудь еще в теме письма указать, что ты претендуешь на определенную должность.
Основную часть послания составит сопроводительное письмо. Не будь спамером, который составляет одно резюме, копирует одно письмо и шлет его всем без разбора. Подход спамера, конечно, даст тебе больший охват, но откликов ты получишь существенно меньше. Все просто: твое письмо четко дает понять, сколько времени ты потратил на сбор информации и подготовку. А это, в свою очередь, демострирует мотивацию и умение анализировать. В общем, если резюме сделано кое-как, а в письме сказано просто «Я вам подойду», тебе вряд ли ответят.
Подойди к каждому письму индивидуально, веди себя не как спамер, а как маркетолог. Что под этим подразумевается?
1. Не пиши письмо в стиле «Дорогая редакция!». Обратись по имени к тому человеку, который будет читать письмо – например, директору HR-отдела. Узнать, как его зовут в наши дни несложно – поищи имя в описании вакансии, на сайте компании, проведи микрорасследование в Фейсбуке и на на LinkedIn.
2. Покажи, что ты заинтересован именно в этой вакансии. Ключевые моменты, доказывающие, что ты – идеальный кандидат, можешь продублировать и в теме письма. Не нужно писать о том, что ты всегда мечтал связать свою жизнь со сферой налогообложения: меньше пафоса, больше прагматики.
3. Объясни, почему ты хотел бы начать работу именно в этой компании. Ненавязчиво продемонстрируй свою осведомленность в ее положении на рынке, статусе и ярких кейсах, но ни в коем случае не начинай петь дифирамбы. Тот, кто будет читать твое письмо, должен понять, что ты хорошо разбираешься в вопросе, уважаешь компанию и хочешь с ней сотрудничать.
4. Тот же индивидуальный подход нужно применить и при корректировке твоего резюме. Перед каждой отправкой проследи за тем, чтобы твое резюме максимально подходило под конкретную вакансию. В зависимости от нее выдвигай на передний план тот или иной опыт, подчеркивай определенные навыки. Даже раздел о твоих личные качествах и хобби должен периодически претерпевать некоторые корректировки в зависимости от корпоративных ценностей компании. Твои эмоциональность, артистичность и умение петь пригодятся для креативного отдела рекламного агентства, а вот эйчару коммерческого банка они вряд ли понравятся.
5. Вернемся к письму. На всякий случай напоминаем: будь вежлив и доброжелателен! Не забудь поздороваться, попрощаться и вообще вести себя прилично – как ни странно, некоторое количество кандидатов совершенно не понимают всей важности этого аспекта. Но и не переборщи, не рассыпайся в извинениях и всяких «заранее огромное спасибо, хорошего дня, вечера и последующей ночи». Все это – лишний текст, который не несет особого смысла, но утомляет человека, который его читает.
Совет HR-директора Changellenge >> Елены Чиженковой:
Инвестируй время в изучение корпоративных фишек и особенностей компании, включая исследование профайла рекрутера в LinkedIn. Это даст тебе ворох информации для создания эффективного инструмента, и к тому же у тебя появятся поводы для дополнительной коммуникации с тем же рекрутером или менеджерами компании, скажем, на дне карьеры.
Мы намеренно не предлагаем тебе готовых решений: готовое – значит, универсальное, то есть лишенное индивидуальности, осмысленности и вообще никакое. Потренируйся, составь с учетом наших советов не одно резюме, а три, пять – каждое следущее будет только лучше. Удачи тебе в поиске работы!
Больше интересных статей ищите тут: changellenge.com/category/mag
Оригинальная статья тут: changellenge.com/your-cv
Автор: Changellenge