Один из самых эффективных способов очистить свой разум – это извлечь из головы все, что в ней постоянно хаотично всплывает: ваши ожидания, дела, которые нужно сделать; вещи, которые нужно привести в порядок, и каким-то образом все это систематизировать. Эта статья содержит несколько методов того, как очистить разум от вещей и дел, мешающих сконцентрироваться.
Возвращение к нейтральности
Когда вы заходите на кухню и видите 50 тарелок в раковине, желание готовить заметно убавляется. Это же происходит, когда вы возвращаетесь к компьютеру, и видите кучу открытых вкладок в браузере, когда просыпаетесь, и вынуждены сделать много всего перед пробежкой, когда приходится ликвидировать завалы на рабочем столе, прежде чем начать работать.
Познакомьтесь с идеей возвращения к нейтральности. Возвращение к нейтральности – это ритуал, в котором «когда бы вы ни закончили дело, вы возвращаете все в нейтральное положение». Как пишет Тан Пэм (Thanh Pham), автор блога Asian Efficiency, возвращаясь в нейтральную окружающую обстановку, вы заметно снижаете риск того, что отложите на потом дело, которое намереваетесь сделать. Возвращение обстановки в нейтральное состояние избавляет от необходимости совершать кучу действий, прежде чем приступить к работе в следующий раз.
Пэм также приводит несколько других примеров того, как возвращать обстановку в нейтральное состояние:
- Решить вопросы с семьей, друзьями и вашим партнером.
- Подготовить все к следующему утру после того как вы заканчиваете свой утренний ритуал.
- Как следует выспаться ночью, чтобы подготовиться к завтрашнему дню.
В чем суть: если вы обнаружили, что откладываете дела на потом, возможно, проблема не у вас в голове, а в том, что вы не возвращаете обстановку в «нейтральное» состояние, чтобы быть готовыми к следующему разу, когда придется совершать те же действия опять. Очистить пространство и привести его в нейтральное состояние – это отличный способ очистить свой разум и сфокусироваться на своих новогодних целях.
Составьте «список ожидания»
Один из важных моментов в системе Getting Things Done Дэвида Аллена – это ведение списка всего, чего вы ждете, чтобы не нужно было думать об этом, пока вы работаете. Вероятно, у вас уже есть список дел, которые нужно сделать, потому что если его нет, то в голове приходится держать кучу обязательств, которые то и дело всплывают в уме каждый день. А это так утомительно!
«Список ожидания» содержит все, чего вы ожидаете в конкретный момент времени.
Ждете ли вы е-мейл, письмо, телефонный звонок, текстовое сообщение, ответ по голосовой почте или даже посылку с сайта eBay, когда вы впишете это в свой список ожидания, сможете перестать думать об этом и освободить ценные мозговые извилины для мыслей о чем-то более полезном.
А потом (и это очень важно!) вы просматриваете свой список периодически на неделе, чтобы ничего не упустить. Когда вы внесли в расписание просмотр списка ожидания, больше нет необходимости думать о нем, когда вы работаете, ум освобождается от многих вещей, о которых в противном случае вы бы постоянно вспоминали.
Пара советов, как сделать свой список ожидания еще более эффективным:
1. Группируйте пункты, например: электронная почта, интернет, текстовые сообщения, звонки и бумажные письма. Группировка пунктов по разным критериям (расположение, например «дом», «офис», «дача») значительно сокращает время, которое уходит на обработку и упорядочивание материала в списке.
2. Отслеживайте, как долго вы ждете чего-то. Если какое-то сообщение или звонок запаздывает, можно вежливо напомнить соответствующему человеку, к примеру, чтобы он поторопился с ответом.
Список ожидания сделает вас бесконечно продуктивнее. Вот еще несколько аргументов:
- Список ожидания помогает фокусироваться. Когда добавление пунктов в список после отправления е-мейла или голосового послания станет частью ежедневной рутины, вы поймете его ценность. Вы можете быть уверены, что все под вашим контролем, когда оно в списке (и вы регулярно просматриваете его), и можно лучше сконцентрироваться на своей деятельности в каждый конкретный момент.
- Ничто не будет упущено. Когда вы отслеживаете все, чего ждете, и регулярно просматриваете список, то практически невозможно что-то упустить.
- Людей очень впечатляет, когда вы так хорошо держите все под контролем.
- Обновление списка не требует много времени. Это крошечная цена за возможность избавиться от лишнего ментального груза и стресса.
Ведение списка ожидания – это один из самых эффективных способов, помогающих очистить ум и сфокусироваться на важных целях.
Введите ритуал «фиксации ума»
Время от времени, когда у автора статьи есть 15 минут в тишине, он все выключает (в том числе, компьютер и сотовый телефон), устанавливает таймер на 15 минут и ложится на диван с блокнотом.
Он обнаруживает, что ум все еще работает на 10000 оборотов в минуту и выдает в большом количестве такие вещи, как: дела, которые нужно сделать (но не зафиксированные в списке); то, что ожидается; идеи для проекта A Year of Productivity; долгосрочные идеи/планы и многое другое.
У нас в голове часто существует целая галерея мыслей, на которую у нас нет шанса взглянуть. Когда вы заставляете себя на 15 минут отстраниться от дел с блокнотом и ручкой в руках, мыслям в голове ничего не остается, кроме как дефрагментироваться и упорядочиться, а лучшие из них при этом начинают всплывать на поверхность.
Этот метод также хорошо помогает придерживаться целей, т.к. все открытые вопросы, которые то и дело всплывают в вашей голове (что нужно сделать, внести в расписание и запланировать для осуществления целей), выходят на поверхность.
Другой похожий ритуал: прогуляйтесь вокруг своего дома (или офиса) с блокнотом и ручкой в руках. Не делайте ничего, даже маленьких дел; просто фиксируйте все, что должно быть сделано, чтобы все это было записано в одном месте и покинуло вашу голову.
Оба метода помогают зафиксировать все, что необходимо сделать, в одном месте. Это не только помогает организовать все дела, но и освободить свой ум от всех задач, даже самых маленьких.
В следующий раз, когда у вас будет 15 свободных минут (или даже если не будет), попробуйте все отключить и прилечь или прогуляться только с блокнотом в руках. Вы удивитесь, как много вы запишите.
Создайте «бездумный» список
Один из экспериментов, который автор проделал для своего проекта A Year of Productivity – прослушивание 70 часов TED talks в течение недели (эксперимент на способность удерживать в памяти информацию). Во время эксперимента он мог легко совершать бездумные действия (готовить еду, убираться, работать в саду, тренироваться и т.д.). Даже при прослушивании подкастов, аудиокниг и во время разговоров по телефону все равно остается достаточное количество свободных извилин
Исследователь Mihaly Csikszentmihalyi выяснил, что наш
Из вышесказанного следует, что вы легко можете совершать бездумные действия, пока слушаете что-нибудь продуктивное. Вот откуда взята идея бездумного списка. Такой список содержит все, не требующее умственных усилий, что нужно сделать. Это такие дела, которые:
- Требуют много времени, но мало внимания.
- При выполнении которых не нужно думать.
- Задачи, в которых можно положиться на силу привычки.
Чтобы создать бездумный список, просто запишите все бездумные дела, которые вам нужно сделать в одном каком-то месте. Во время прослушивания подкастов и прочих дел выполняйте задуманное! В такой список можно включить следующее:
- Постирать и сложить белье.
- Подмести дорожку перед домом.
- Пройтись граблями во дворе.
- Помыть и сложить посуду.
- Подмести полы.
- Расчистить подъездную дорожку.
- Убрать хлам с рабочего стола.
Подобные действия практически не требуют осмысления, а это значит, вы можете слушать что-нибудь полезное во время таких занятий.
Бездумные действия требуют от вас мало внимания, но часто — много времени. А поскольку при их выполнении целесообразно положиться на силу привычки, можно одновременно легко получать важную информацию – из ТВ, радио или сотового телефона.
Вычеркивать пункты из бездумного списка, слушая что-то полезное, очень приятно, и позволяет сделать больше за меньшее время. Фиксация бездумных дел (которые можно выполнять, одновременно делая что-нибудь продуктивное) – это замечательный способ разгрузить
Еще один отличный способ быть продуктивными с вашим бездумным списком: объедините все скучные рутинные дела, которые приходится выполнять на протяжении недели, в один большой временной блок в один день. Это оставит вам больше времени в оставшиеся дни недели на гораздо более важные вещи.
P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — 10 вещей, которые я узнал о продуктивности, живя в отшельничестве в течение 10 дней.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.
Автор: MBA Consult