Вероятно, вы знакомы с термином FoMO — Fear of Missing Out, навязчивая тревога, что ты лишен возможности испытывать положительный опыт, доступный другим.
В части «социальной тревожности», этот социокультурный феномен проявляется в постоянном желании быть на связи с теми, кто занят чем-то более интересным.
С точки зрения психологических потребностей, FoMO возникает в результате низкого уровня удовлетворенности психологических потребностей. Согласно Теории Самодетерминации, необходимость поддерживать связь с другими людьми — базовая потребность, которая влияет на психологическое здоровье человека.
В свете этой теории, FoMO можно рассматривать как саморегулируемое состояние, влияние которого прямо пропорционально тому, насколько удовлетворены ситуативные или постоянные психологические потребности человека.
Исследования показывают, что FoMO особенно часто проявляется среди тех людей, кто не ощущает себя нужным и значимым.
Критическое влияние на распространение и усиление этого состояние оказывает развитие технологии (смартфонов, планшетов, компьютеров), и, особенно, социальных сервисов. Причем, в случае с профессиональными сервисами (LinkedIn), FoMO влияет на удовлетворенность, связанную с профессиональной деятельностью.
Иногда это достигает критических значений и приводит к последствиям вплоть до хронической интернет-зависимости. Это всё известно многим, и довольно хорошо изучено. Однако, мы сделали вот какое неожиданное открытие.
Оказывается, это явление было открыто не в психологии или когнитивистике, а в маркетинге. Термин был введен в обиход маркетологом (специалист по бихевиоризму потребителей, стратегии конкуренции, инновации, маркетингу и брэндингу — цитата с оф. сайта) Доктором Дэном Хёрманом в 1996 году, но только в 2000-х вошел в наиболее активное употребление.
Таким образом, пока психологи пытаются решить эту проблему, не кто иной, как тот, кто обнаружил ее — извлекает выгоду из того, что обучает корпорации её эксплуатировать. Причем, судя по послужному списку, в котором значатся компании вроде Coca-Cola, IBM, Motorola — похоже, что бюджеты в войне за наше внимание, сравнимы с военными, простите за пафос.
Если же говорить серьезно — никто не заинтересован в том, чтобы избавить нас от этого страха.
Рекогносцировка
Думаю, я вас убедил. Что же делать? Прежде, чем ответить на вопрос, давайте рассмотрим проблему внимательнее.
Дэн Хёрман приводит следующие предпосылки возникновения FoMO:
- Наличие бесчисленного числа привлекательных возможностей
- Ощущение незначительности своих достижений, ощущение, что мы упускаем возможности
- Ощущение, что люди вокруг нас используют гораздо больше возможностей, чем мы
Таким образом, в основе этого феномена лежит понятие «возможностей». При этом, эти самые возможности принимают различные формы и плодятся бесконтрольно и бесконечно, что, как утверждает Хёрман, обусловлено тремя факторами:
- Транспортная революция (дешевые цены на билеты, расстояния больше не имеют значения);
- Революция в области коммуникации (ТВ, мобильные телефоны, интернет);
- Информационная революция (интернет, социальные сети).
Именно эти три фактора и эксплуатируют маркетологи, чтобы завладеть нашим вниманием, а еще лучше — лишить нас способности контролировать его в принципе.
Конечно, мы понимаем, звучит как конспирология. Но вы когда-нибудь задумывались, почему бумажные журналы невозможно читать? Или почему у Фейсбука такой контр-интуитивный интерфейс, что не привыкнув к нему, им невозможно пользоваться?
В этом ракурсе, FoMO непосредственным образом связан с прокрастинацией, отвлечением внимания. Таким образом, все средства отвлечения внимания можно рассматривать в системе, пусть не нацеленной на лишение вас контроля над собственным вниманием, но, тем не менее, приводящего именно к этому.
А раз так, спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Мы не призываем отказываться от технологий и жить в землянке, но картина получается любопытная.
Внимание
Дэниэл Каннеман в своей книге определяет внимание как ресурс. Ресурс, хотя и восполнимый, но, всё же, конечный. А раз так, мы обязаны научиться управлять этим ресурсом, точно так же, как мы учимся управлять другими ресурсами — деньгами, временем, людьми, и собой.
«Ресурс — это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.»
Другими словами — внимание — это необходимое условие выполнения деятельности. Какой деятельности? Любой.
Атака на FoMO
Итак, мы знаем врага в лицо, как мы можем уберечь себя и свое внимание от него?
Теперь, когда мы немного лучше разобрались в проблеме, очевиден факт, что большинство средств борьбы с ней, нацелены на ограничение пользования интернетом и сервисами, в системе Дэна Хермана — третьего фактора, усугубляющего ситуацию, но не инициирующего ее.
Поэтому, мы не будем рассматривать их, а сразу обратимся к причинам. Итак, три причины:
- Наличие бесчисленного числа привлекательных возможностей;
- Ощущение незначительности своих достижений, ощущение, что мы упускаем возможности;
- Ощущение, что люди вокруг нас используют гораздо больше возможностей, чем мы.
Что из этого мы можем взять под контроль? Наверно, мы можем сделать вид, что возможностей в мире не так уж много, или закрыть на них глаза. Или, например, мы можем попытаться бороться с ощущением, что другие, на самом деле используют не больше возможностей, чем мы, или, убедить себя, что они только хвастаются этим на Фейсбуке или Инстаграме, а на самом деле, их жизнь не намного лучше нашей. И, вероятно, в большинстве случаев, мы даже будем правы.
Но нам кажется, что наиболее эффективный способ борьбы и с FoMO, и с прокрастинацией и с отвлечением, как комплексом явлений, препятствующим нашей реализации — сосредоточиться на своих достижениях.
Достижения
Теперь, когда мы знаем, как сделать так, чтобы у FoMO не было шанса, то есть, сосредоточиться на своих достижениях (потому что ощущение собственной незначительности — главная причина FoMO), давайте рассмотрим систему, которая поможет нам в этом.
SmartProgress — это сервис постановки и достижения целей. С его помощью, люди учатся не только добиваться намеченного, но самое главное — формулировать цель и следить за процессом её выполнения.
И, хотя может показаться что сервис подходит под глобальные задачи — типа построить бизнес, или создать продукт, это не совсем так. Также легко здесь люди ведут списки прочитанных книг или просмотренных курсов.
Проблема с FoMO, как и с прокрастинацией, в том, что постепенно, эта модель поведения закрепляется как привычка. Поэтому, наша задача — не просто препятствовать отвлечению, но создать положительную привычку, которая подменит вредную.
Для этого идеально подходит SmartProgress. Предположим, вместо того, чтобы смотреть ролики со стендапом, вы решили начать смотреть лекции, или видеошколы.
Конечно, вы можете сделать это и без SmartProgress. Но, скажите честно — было такое, что вы начинали смотреть видеошколу, посмотрели пару раз, а потом это всё как-то вылетело из головы, вы забыли, и вообще стало не до того?
А что если бы у вас была система, с помощью которой вы бы отслеживали просмотренные курсы, полученные знания? Постепенно, благодаря системе напоминаний, поощрений и социального общения внутри SmartProgress, у вас не только сформируется положительная привычка смотреть полезные видеоматериалы, но и появится список с просмотренными курсами, и что самое приятное — вы сможете корректировать процесс самообразования, добавляя курсы в качестве задач в SmartProgress.
Таким образом, вместо вредной привычки тратить время попусту на смешные ролики, у вас выработается полезная привычка — смотреть видеокурсы и лекции. Но, разумеется, смысл не в том, чтобы складировать знания в голове. Как только у вас появятся новые знания, вам тут же захочется применить их на практике.
Уверен, вы не раз начинали какой-то проект «для себя», но потом было мало времени, всё как-то руки не доходили, а потом вообще стало не до того.
SmartProgress поможет и в этом. Сервис напоминаний не даст вам забыть о проекте, а ваши подписчики не дадут вам его забросить.
Вы можете возразить: «посмотреть пару видеошкол, тоже мне достижение». Но достижение не в том, чтобы посмотреть видеошколы, а в том, чтобы вытеснить вредные привычки — полезными. Ощутить контроль над ситуацией, и перестать смотреть на тех, кто быстрее, выше или сильнее. Сосредоточиться на своём развитии, своих достижениях и своих результатах, а не сокрушаться, что у кого-то скилл выше и трава зеленее.
И это только один пример того, как SmartProgress помогает.
Автор: SmartProgress