В предыдущем посте мы рассказывали об основных особенностях программного обеспечения АвтоТрекер. Но существуют специализированные программные модули, о которых стоит сказать отдельно.
Городские администрации и автобусные парки сейчас пытаются активно внедрять спутниковые системы мониторинга транспорта. Во многих случаях их подталкивают к этому законодательные акты, принятые в последнее время в рамках федеральной целевой программы развития системы ГЛОНАСС и закона «О навигационной деятельности». Появились даже ГОСТы на тему эту тему, в частности ГОСТ Р 54024-2010 «СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ». На практике зачастую сами заказчики до конца не понимали, какие именно функции должна выполнять система и как она работает. В таких случаях разработчики рекомендовали что-то готовое, что приблизительно могло подойти под их нужды. Исторически сложилось, что в процессе таких взаимодействий представителей автопарков и разработчиков появился ряд устоявшихся решений, одним из которых является сервис работы с маршрутами.
Рассмотрим, как такой сервис работает в системе АвтоТрекер. Маршрут состоит из точек – автобусных остановок. Все автобусные остановки заносятся в базу в виде графических объектов. Самый простой маршрут это, по сути, набор графических объектов – автобусных остановок.
Проставляя и снимая галочки на объектах можно сформировать и отредактировать любой маршрут
Но простой маршрут в виде набора объектов на практике востребован только для перевозки товаров по точкам. Здесь не учитывается ни последовательность посещения точек, ни время доставки. И в некоторых случаях это действительно не критично. Но в пассажирских перевозках всегда применяются маршруты с порядком посещения. Для этого в форме создания маршрута имеется возможность выбора типа маршрута.
На маршрутах с заданным порядком посещения есть возможность задать время нахождения на объекте (например, на автобусной остановке).
Для многих маршрутов, особенно междугородных, необходима привязка к расписанию. Маршрут с расписанием характеризуется тем, что для каждого остановочного пункта задано время въезда и выезда с объекта.
Причем для одного маршрута может использоваться несколько расписаний. В специальном редакторе расписаний они могут редактироваться и привязываться к маршрутам.
Когда подготовлены все объекты, из них созданы маршруты, заданы расписания, остается привязать эти маршруты к конкретным автомобилям. Для этого существует так называемый «Центр планирования».
Этот модуль позволяет настроить все взаимосвязи между конкретными автобусами и маршрутами, задать даты, сезонность и дни недели работы данного автобуса на данном маршруте. Один и тот же автобус в разные дни может ездить по разным маршрутам, поэтому есть возможность задать для него сразу несколько маршрутов.
После проведения всех предварительных настроек диспетчер может приступать к работе. Для этого существует модуль «Рабочее место диспетчера». Основная задача диспетчера – следить за соблюдением расписания и отслеживать план/факт. Дальнейшие действия зависят от правил работы конкретного автопарка, но план/факт и отклонения отслеживать удобно, они выделяются в отдельном столбце формы. Здесь же можно видеть время отклонения в расписании по посещению каждого объекта (остановки).
Эти данные диспетчер получает в режиме он-лайн. Но в большинстве случаев требуется сформировать отчет о работе транспорта за определенный период (день, неделя, месяц). Для этого существует специальный отчет о соблюдении расписания по маршруту. В отчете представлены данные по выполнению показателей план/факт и отклонения по всем машинам и за любой требуемый период.
Такие отчеты предназначены в основном для руководства и администрации автопарка при анализе работы автопредприятия в целом.
Но планирование и контроль соблюдения параметров маршрута не единственная составляющая решения для автобусных парков. Если маршрутный сервис помогает в первую очередь диспетчерам наладить и упорядочить работу транспорта, то «Сервис прогнозов» и «Автоинформатор» помогает непосредственно пассажирам.
В последнее время много разговоров ведется об «умных» автобусных остановках, неотъемлемой частью которых является светодиодное табло, на котором отображается время прибытия автобуса для каждого маршрута.
И если маршруты каждой остановки известны заранее, то время прибытия – величина переменная. И рассчитывает это время Сервис прогнозов. Делается это следующим образом. По GPS определяется местонахождение автобуса и текущая скорость. Эта информация сравнивается с плановыми показателями и историческими данными. Специальный алгоритм, учитывая эти параметры, рассчитывает ожидаемое время прибытия на остановку. Информация корректируется с заданной периодичностью, которую можно настроить в системе, например 1 раз в минуту. В соответствии с корректировками меняются данные и на табло.
Другой сервис для пассажиров существует уже с незапамятных времен, но если раньше водитель сам включал запись на каждой остановке, то сейчас система делает это автоматически. Происходит это следующим образом. Информатор оснащен встроенным ГЛОНАСС/GPS приемником, который определяет местонахождение автобуса. В памяти информатора находится информация о координатах всех автобусных остановок. Прибывая на соответствующую остановку система генерирует команду, активирующую аудиозапись, соответствующую данной остановке. Запись транслируется пассажирам в нужный момент без участия водителя. Но необходимо объявить так же, какая остановка следующая, чтобы пассажиры заранее готовились к выходу. Это тоже делается автоматически, хотя технология в этом случае используется гораздо более простая. Тот же автоинформатор подсоединен к водительской кнопке закрытия дверей. Когда двери закрываются, он предупреждает об этом и объявляет следующую остановку.
Автор: screenway