Раньше трекеров на рынке СНГ было всего несколько штук, и выбрать было совсем просто, зато теперь десятки производителей выпускают множество версий. При этом естественно каждая новая версия обладает всё более расширенным функционалом, что делает производителя более конкурентным на рынке, ну и заодно предоставляет клиентам больше возможностей.
Так разобраться в этих продуктах конкурентной гонки производителей становится всё сложнее, выкладываю обзор BCE FM Blue — контроллера от «Baltic car equipment» (BCE), литовского производителя электронного оборудования для автомобилей.
FM Blue — это GPS/GSM прибор, позволяющий осуществлять мониторинг подвижных и стационарных объектов. Комплект поставки включает в себя центральный блок, провода для подключения, внешние GPS и GSM антенны и предохранитель на 1А.
Определять режим работы устройства достаточно удобно благодаря светодиодной индикации. Еще одним уникальным преимуществом BCE Blue является полное отсутствие конфигурационных разъемов, так как программирование параметров производится по GPRS. В случае, если вы работаете с большим количеством таких контроллеров, на каждом из них помимо IMEI-номера есть еще штрих-код, позволяющий быстро и без ошибок производить учет приборов, что очень экономит время.
От себя замечу, что при размещении центрального блока в процессе монтажа следует учитывать небольшую длину кабеля GPS и GSM антенн.
Если уж совсем прозаично перечислять технические характеристики прибора:
- Размеры (ВхШxГ) — 26 х 80 х 55 мм.
- Вес — примерно 73 г.
- Диапазон рабочих температур в режиме эксплуатации/хранения — от -40? до +85? C.
- Напряжение питания — 6–34 В, минимум 10 В при запуске.
- Ток потребления: в активном режиме при 12В — меньше 50 мА, в режиме ожидания —меньше 8 мА.
- Защита от импульсов — до 120 В.
- Регистрации отключения электропитания в журнале событий.
- 4 цифровых входа.
- 1 х АЦП — 0-16 В, 11 бит.
- 2 х АЦП — 0-36 В, 11 бит.
- 2 цифровых выхода.
- CAN интерфейс J1939 (FMS), J1979 (OBDII).
- 1-WIRE интерфейс.
- RS-232/RS485 интерфейс.
- Возможность подключения внешней батареи (Pb, 12В).
Изначально разочаровало отсутствие встроенного аккумулятора. Но позже выяснилось, что в этой модели так и было предусмотрено производителями, так как широко используемые в большинстве устройствах на рынке Li-Ion или NiMh-батареи имеет очень узкий температурный диапазон, который особенно заметен при температуре ниже нуля. Так же эти аккумуляторы имеют ограниченное количество циклов заряд/разряд. Таким образом, использование кислотных внешних аккумуляторов является осознанным выбором производителей, в первую очередь из-за их демократичной цены, отсутствием ограничения по емкости, а так же широким температурным диапазоном.
В качестве GSM модуля выступает один из самых миниатюрных в мире модулей, четырехдиапазонный GSM/GPRS модуль Telit GE 865-QUAD. Несмотря на свои размеры, модуль обладает расширенным температурным диапазоном — от -40°C до +85°C и известен своей надежностью и стабильностью. GPS-ресивер — модуль от швейцарской компании U-Blox, так же и отлично зарекомендовавший себя на рынке.
GPS-модули NEO-6x, выполненные по технологии u-blox 6, отличаются малыми габаритами и низким энергопотреблением, с тем, что эти характеристики важны согласятся, я думаю, все, кто работает с m2m технологиями. Встроенный малошумящий усилитель LNA предназначен для применения, как с активной, так и с пассивной антенной. Так же очень интересным показался режим Kick Start, который дает возможность осуществить «холодный старт» при слабом сигнале. Лучший результат при тестировании около 30 секунд — устройство продемонстрировало в открытой местности.
Еще понравилась возможность настраивать устройство, что бы каждые 20-30 минут оно автоматически подключалось к спутнику для загрузки актуальных данных.
Очевидный плюс наличие микроконтроллера ATxmega256A3, который выполняет роль связующего звена между GPS-ресивером, модемом и периферийными устройствами, а так же наличие держателя SIM-карты — Amphenol с позолоченными контактами.
Порадовали и антенные разъемы FAKRA. Разъемы разных цветов и с замками, поэтому запутаться при подключении очень сложно. Основной разъем Molex Micro-Fit, обеспечивает как электрическое, так и механическое соединение и, похоже, очень надежен.
Micro-Fit и FAKRA очень удобно пломбировать, значит, установщики не потеряют много времени на этой операции, что мне кажется, тоже плюс.
В устройстве 4 цифровых входа. Каждый из них можно использовать в качестве счетчика импульсов, а так же в качестве измерителя частоты. И хотя измеряемая частота не должна превышать 3 kHz, производители заявляют, что при необходимости её можно увеличить до 12-15 kHz. Поверить так ли это у меня пока не было возможности.
Есть в устройстве и 3 аналоговых входа (1 вход до 16 V и 2 входа до 36 V). АЦП дает погрешность порядка 1.5%. В устройстве 2 выхода (замыкающих минус) и один выход со стабильным положительным напряжением. Это может быть полезно, что бы питать дополнительное устройство, но этот же pin используется для подключения резервного источника питания, так что две функции одновременно осуществить не получится, а жаль, было бы удобно. Все выходы управляются через SMS или GPRS.
Так же к устройству можно подключать датчики уровня топлива (на данный момент — до 2 датчиков по RS-232 или до 4 датчиков по RS-485).
Вот протоколы, которые поддерживает BCE FM Blue:
- J1939 (CAN-интерфейс) — всем известный FMS для грузовых автомобилей.
- J1708 (RS-485 интерфейс) — это предшественник J1939. Пригодится, если Вы хотите видеть данные по топливу на грузовиках Renault и Volvo. Внимание: поддержка этого протокола будет реализована в одной из ближайших версий прошивки.
- OBD2 (CAN-интерфейс) — диагностический протокол легковых автомобилей (позволяет получать данные об оборотах двигателя, температуре охлаждающей жидкости, необходимости диагностики двигателя, давлении топлива, температуре воздуха, а также другую полезную диагностическую информацию).
А так же интерфейс 1-Wire (идентификация водителя, возможность подключения датчиков температуры и влажности). Конечно, количество поддерживаемых протоколов впечатлило, не часто такое встретишь на рынке.
Очень актуальными оказались удобные настройки спящего режима. Во-первых, можно самостоятельно указать критерии перехода в спящий режим и пробуждения (вибрация, внешнее напряжение питания, зажигание или любой другой цифровой вход). А во-вторых, можно управлять работой GPS и GSM модулей в спящем режиме.
Помимо GPS данных, прибор дает и информацию, полученную от GSM-вышек, в том числе и о расстоянии до вышки. Так что факт перемещения автомобиля можно зафиксировать даже если не работает GPS. А если накопить базу вышек, то можно будет таким образом даже определять местоположение устройства, со скидкой на погрешность, естественно.
Устройства передает порядка 50 диагностических кодов (информация о внешнем напряжении и токе; изменение состояний и ошибки при подключении к GSM-сети, GPRS или серверу, состояние GSM-модема и т.д.), что в разных ситуациях может оказаться весьма полезным.
Производитель так же предоставил XML-настройки для экспорта уже настроенных датчиков в объекты системы мониторинга Wialon. Каждый сможет выбрать датчик в соответствии с потребностями своего бизнес-решения.
Ну конечно приятными оказались данные о том, что по сравнению с такими устройствами, как Teltonika FM4200 или Ruptela FM Pro3А, устройство дает 50-процентную экономию на тарфике, ни чуть не устпая в настройках и количестве передаваемых параметров.
Очень удобным оказался BCE Configuration Manager – web-сервес для учета и конфигурации контролеров ВСЕ. С его помощью можно осуществлять добавление новых устройств, изменение прошивок, параметров и настроек для каждого трекера, а так же создавать и редактировать списки операторов, ретранслировать данные и так далее.
Идея заключается в том, изменение всех настроек осуществляется с помощью GPRS, что позволяет просто вставить sim-карту в модуль и подключить его в автомобиле, все остальные настройки сервис осуществит автоматически. Еще BCE Configuration Manager позволяет создавать группы объектов и изменять настройки для них автоматически, а так же создавать других пользователей и делегировать им часть прав.
Все конфигурации можно редактировать самостоятельно в двух режимах: Simple mode и Advance mode.
Приятно использовать Simple mode, который очевидно предназначен для визуалов, привыкших переставлять галочки и двигать ползунки. А таком режиме конечно можно поменять только 20% параметров, но они применяются в 80% решений, для осуществления всех стандартных функций, мониторинга входов и CAN этого достаточно.
Advance Mode скорее подойдет программистам или ну очень продвинутым пользователям, достаточно сложный в использовании, зато может предоставить полный доступ к настройкам трекеров.
В самой концепции настройки оборудования ВСЕ пришлось разбираться дополнительно. В основе работы лежат два ключевых понятия: события и функции.
События бывают:
- Неуправляемые (например, установка роумингового режима на SIM-карте, пропажа GSM-сигнала, синхронизация времени устройством и т.д.) — эти события происходят независимо от настроек и связаны только с качеством сигнала и/или другими внешними обстоятельствами.
- Условно управляемые (отключение GPS-антенны, срабатывание входов на устройстве, подключение к приоритетному GSM-оператору) — эти события зависят от физических действий по отношению к устройству и его входам.
- Управляемые функциями (вибрация и движение, превышение скорости, установка GPRS-соединения, слабый сигнал GPS, работа генератора автомобиля т.д.) — эти события зависят от настроек оборудования и срабатывают, когда значение какого-то внутреннего меняющегося параметра совпадает со значением или уровнем, который был задан в настройках (в данном случае эти значения и критерии для контроля параметров задаются специальными функциями).
Список самых полезных событий:
- включен модем устройства;
- определено движение автомобиля (условия задаются соответствующей функцией);
- отключение GPS-антенны;
- слабый GPS-сигнал (условия настраиваются соответствующими функциями);
- заглушен GSM-сигнал (более 80% сигнала);
- роуминговый режим работы SIM-карты;
- установлен GPRS;
- создан TCP socket (установлено соединение с сервером);
- зафиксировано превышение скорости (предел устанавливается соответствующей функцией);
- SIM-карта работает у приоритетного оператора (менее дорогого, например, а сами списки приоритетных операторов можно создавать и оперативно редактировать в web-интерфейсе);
- собрано необходимое количество данных для отправки (задается соответствующей функцией, таким образом можно сконфигурировать настройки так, чтобы размер пакета для отправки всегда соответствовал условиям детализации на тарифном плане GSM-оператора).
Все события имеют дискретные значения.
Описание работы функций:
- Все функции имеют свои значения.
- Значения функций могут зависеть от набора событий (различного их сочетания).
- Степени зависимости значений функции от события: ‘true’, ‘false’, ‘don’t care’.
- Значения функции может быть постоянным и вообще не зависеть от событий.
- В зависимости от условий (набор событий) может быть несколько значений функции.
- Часть функций предназначена для управления событиями (т.е. для того чтобы менять состояние события при определенных условиях и других событиях)
Весь список функций и настроек перечислять нет смысла, но вот некоторые наиболее полезные из них:
Пример набора значений функции сбора точек по времени:
- 30 минут — стоянка, сим-карта в домашней сети;
- 1 час — стоянка, роуминг;
- 1 минута — движение, SIM-карта в домашней сети;
- 5 минут — движение, роуминг, подключение к приоритетному оператор;
- 10 минут — движение, роуминг, отсутствие подключения к приоритетному оператору.
В памяти устройства может храниться список приоритетных операторов и подключение к GSM сетям осуществляется в соответствии с этим списком, то есть чем выше оператор в списке, тем более он приоритетен.
Пример набора значений функции, отвечающей за наличие и объем данных, которые фиксирует устройство:
- GPS + LLS — при стоянке.
- GPS + CAN (OBD) + LLS — в движении.
или
- GPS — при заглушенном двигателе.
- GPS + показание частоты на входах + LLS — при заведенном двигателе.
Можно указать, какие параметры CAN и OBD будут образовываться при определенных критериях или их сочетаниях.
Пример набора значений функции, которая открывает GPRS-сессии:
- 10 минут — движение, SIM-карта в домашней сети.
- 20 минут — движение, роуминг, подключение к приоритетному оператору.
- 40 минут — движение роуминг, отсутствие подключения к приоритетному оператору.
- 1 час — стоянка, роуминг, подключение к приоритетному оператору.
- 4 часа — стоянка, роуминг, отсутствие подключения к приоритетному оператору.
- 5 минут — движение, роуминг, объем пакета с данными данным равен объему детализации.
- 30 сек — SIM-карта в домашней сети, GPS-антенна отключена.
В итоге можно использовать различные события и их сочетания для управления частотой сбора данных и расписанием отправки на сервер. Так же можно и устанавливать интернет-соединение не только по времени, но и в соответствии с другими условиями.
А вот и конкретные треки передвижения:
Минск- Ницца. Температура +32 и сумасшедшие перепады влажности. В итоге ни одного выпадения спутника на протяжении всего маршрута.
Детализированный трек в пределах Минска. Всё работает отлично.
Классический маршрут Минск-Москва – ни одного пропадания связи или зависания на протяжении всего маршрута.
В итоге, могу сказать, что устройство исключительно функциональное и гибкое в использовании. Ну и конечно, приятно удивляет невысокая цена в сочетании с экономным расходом трафика и расширенной функциональностью.
Автор: Glonassova