В свете некоторого катарсиса, в котором прибывают СМИ, по поводу переноса обязанностей по поверке бытовых счетчиков воды, с потребителя на поставщика ресурсов. Хотелось бы провести небольшой ликбез на эту тему и рассказать про поверку в общем.
Что такое поверка
В России передача единицы величины в 95% случаев обеспечивается поверкой. Оставшиеся 5% — это калибровка.
Поверка — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим характеристикам.
Калибровка — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик.
Определения практически одинаковые, давайте разберемся
Калибровка — взяли прибор, посмотрели что измеряет, подобрали эталон, поставили рядом. Эталон показывает 100Гц, прибор 93Гц. Вычли из измеренного эталон получили число, записали в протокол действительное значение. Выписали сертификат с указанием значений.
Поверка — взяли прибор, заглянули в описание типа, посмотрели что может измерять, посмотрели диапазон допускаемой погрешности. Провели измерения как в калибровке, оформили протокол. Если измеренное значение укладывается в диапазон — выписывается свидетельство о поверке установленного образца. Если нет — оформляется извещение о непригодности, также установленного образца.
Действительно одно и тоже, только регулируется по разному.
В Европе нет понятия поверки в нашем понимании. У них калибровка — и это отдельная тема для разговора.
В общем, поверка обеспечивает исполнение 102-ФЗ так сказать на местах.
Для того чтобы было понятно, чем можно обеспечивать единство измерений, государство придумало реестр Средств Измерений (реестр СИ), в который попадают приборы с утвержденным описанием типа.
Испытания с целью утверждения типа проводят аккредитованные организации. В результате появляется документ благодаря которому прибор попадает в реестр СИ — то самое описание типа.
Фактически государство говорит, чем ты можешь пользоваться, а чем нет.
Это, кстати, одна из причин почему «цешка» из Китая стоит 1-20 тыс. рублей, а такая же «цешка» из реестра СИ от 20 до OMG тыс. рублей. Это целая индустрия.
Пример таблицы с метрологическими характеристиками, на один из бытовых счетчиков воды.
И вот в этом описании типа указывают диапазоны, в которые должна укладываться погрешность прибора. Там же прописываются методика поверки, образцовые средства измерений, которые необходимо применять во время поверки и межповерочный интервал.
Как не правильно считать водичку
Лет десять-пятнадцать назад еще можно было столкнуться со случаями когда «поверители» приходили в квартиры с 3-х литровыми банками, да еще и брали за это деньги выписывая филькины грамоты.
Правильный подход
Для поверки счетчиков нужна эталонная установка, которых сейчас множество с ценниками от 170 тыс. руб., кстати ее саму тоже нужно поверять 1 раз в год. Также необходима аккредитация организации в сфере обеспечения единства измерений, которая стоит денег, порой немалых.
В результате которой выдается аттестат аккредитации, где указано место осуществления деятельности, и область аккредитации, в которой прописываются СИ которые организация может поверять.
Необходимо проходить процедуры подтверждения компетентности, тоже за деньги.
Нужен аттестованный поверитель с опытом работы от 3-х лет, для высшего образования и от 1-го года для средне-специального.
Итог:
Быть правильной метрологической службой очень дорого и сложно.
Перейдем к катарсису
Сейчас на рынке «поверка бытовых счетчиков воды» творится невообразимый бардак. На первой же странице по запросу Вам предложат готовый бизнес по поверке. Вы только купите установку и закупайте пустые бланки свидетельств, да собирайте деньги.
60% организаций в этой сфере работают с аттестатами каких угодно компаний типа ООО «Рога и Вода» и любых городов, кроме тех в которых фактически осуществляют деятельность.
На первый взгляд — все законно, ведь это выездная поверка. Разъезжай по стране да поверяй.
Вот только документарно, это все должно прослеживаться.
Т.е. должны быть заявки на проведение поверки, командировочные листы, транспортные расходы. В ином случае прибор нужно снимать и везти в лабораторию.
Поэтому на рынке есть компании одногодоки, аккредитовались год поработали, прекратили деятельность. Аккредитовались заново.
Даже федеральным центрам стандартизации и метрологии тяжело тягаться с такими ребятами. Но тем не менее конкуренция есть — люди толкаются за место под солнцем.
К счастью, есть и компании которые делают все правильно, но на этом рынке их мало.
Причем ЖЭУ требует чтобы в свидетельствах указывали показания счетного механизма, адрес, ФИО заказчика, комната нахождения (кухня, с/у, лестничная клетка, да что они только не требуют). Хотя в приказе Минпромторга №1815 четко указываются требования к оформлению свидетельств. Да и по Постановлению Правительства № 354, снимать показания это прямая обязанность поставщиков.
Задача у собственника в итоге одна — не проспать срок поверки, чтобы не выставили по нормативу.
И с чьей-то легкой подачи «все это» назвали поверочным рабством — не круто ли для такого бардака? Это ведь курорт.
Есть еще одна проблема: 40-50% домашних бытовых счетчиков “крутят” меньше фактических потребленных объемов. Также есть редкие случаи, когда счетчик считает в “плюс”, причем в “плюс” до 20-30%. Выписывается извещение. Когда работа уже фактически выполнена, но с отрицательным результатом, собственники нередко устраивают скандалы.
Оплачивая поверку, Вы оплачиваете не свидетельство о поверке, а процедуру проведения поверки. Результат может быть любой.
Многие выходят из ситуации вот таким способом, да еще и с орфографическими ошибками.
Позвонил. Заказал. Приехали. Поверили. Выписали свидетельство о поверке.
И все уже вроде бы привыкли к этому, но неожиданно Росстандарт захотел снять с потребителей обязанность в поверке счетчиков и переложить ее на поставщика. В этот день по радио и ТВ не говорил об этом.
P.S.: Во второй части расскажу непосредственно о процессе поверки счетчика воды на месте эксплуатации, и о требованиях к оформлению свидетельств о поверке. И к чему, на мой взгляд, приведет реализация инициативы.
Автор: cptnFlinn