Эту историю я услышал на первой неделе моей летней практики в Гугле, во время ознакомления с компанией. Рассказывал ее один бывалый инженер имя которого я теперь не вспомню, как и не вспомню мелких деталей истории, например конкретные числа. Однако, посыл этой истории очень важен, и показывает как «нетрадиционные» методы менеджмента могут оказаться довольно продуктивными. Речь пойдет об ошибке стоимостью в несколько сотен тысяч долларов, и о ее последствиях.
Инженер (назовем его Майк) проработал в Гугле около десяти лет. Эта история приключилась с ним давно, когда он был у истоков своей карьеры в поисковом гиганте. Теперь он часто рассказывает эту историю новобранцам, вроде меня, когда они только приходят в компанию.
Не вдаваясь в детали и подробности, скажем, что все началось с того, как Майк запустил в продакшн свой код. Неожиданно аналитические тригеры забили тревогу: Гугл (а вернее какой-то его департамент) терял по $70 000 каждые пять минут. Вскоре на утечку отреагировали, и откатились к предыдущей стабильной версии. Однако, к тому времени было потеряно несколько сотен тысяч долларов. Стали всем отделом выяснять в чем дело. Майк проверил свой код, и понял, что ошибка была именно в нем. Его расстройству не было границ: Майк знал, что его уволят, а возможно и потребуют компенсацию за халатность. Возможно, где-то еще так бы и поступили, но не в Гугле. Майка не уволили, Майку не предъявили штрафа, Майка попросили написать пост-мортем — изложение своей ошибки с целью сохранения его для будущих поколений, в виде назидания: не делайте так!
Многие из нас, особенно люди с СССРским менталитетом, постарались бы наказать нерадивого сотрудника. Однако, в неинтуитивном поступке Гугловского менеджмента есть масса преимуществ:
1. Дорогостоящее обучение
Да, Гугл потерял под миллион долларов. Но посмотрим на это как на стоимость обучения этого сотрудника. Только что мы отдали миллион за его учебу, за его ошибку, которую он, будучи адекватным и рациональным человеком, больше никогда не допустит! Эта трата была инвестицией в его учебу, и глупо будет увольнять этого человека, отдавать его другой компании, после такого дорогостоящего обучения.
2. Повышение лояльности
Майку действительно было жаль, что он допустил такую дорогостоящую оплошность, и он готовился к увольнению. Снисхождение руководства не могло не затронуть его до глубины души. Тем, что его простили и оставили в Гугле, компания увеличила его лояльность и преданность. В Кремниевой долине, где «текучка» хороших инженеров высока, повышение лояльности — важная статья расходов.
3. Внутренний маркетинг
Майк каждый год с высокой трибуны рассказывает эту историю новобранцам Гугла. И, так как я здесь ее пишу, многие не остаются равнодушными к ней, и ценят мудрость и щедрость своего нового работодателя еще больше.
4. Исправление ошибок, вместо их сокрытия
В конце истории Майк призывает не скрывать своих ошибок, ибо этим можно только навредить. Если кто-то из нас допустил бы ошибку стоимостью в миллион долларов, больше всего мы бы хотели чтобы никто и никогда не узнал, что виновны именно мы. Однако, Майк сказал: лучше скажите, что вы оплошали, бейте в колокол, проэскалируйте эту проблему на высшие уровни как можно быстрее — чтобы оперативно ее устранить. За ошибку вас наказывать не будут — но могут за ложь, сокрытие и некомпетентность. Мораль этой части истории побуждает новых сотрудников Гугла, действительно, не скрывать своих ошибок, а решать и исправлять их — вместе, если потребуется.
На момент устранения ошибки, Гугл уже потерял крупную сумму денег. Вернуть их, наверное, уже не было возможно. Вместо того, чтобы искать виновных и наказывать, менеджмент поискового гиганта поступил действительно по-соломоновски. Берите на заметку.
Автор: fazerland