Капитализация Google на 2014 год составила 382 миллиарда долларов, а прибыль за 2014 год — 14,4 миллиарда. Через поисковик Google проходит 62,74% запросов. Операционная система Android установлена на 47,5% смартфонов в мире. Но Фархад Манджу уверен, что будущее компании туманно. Почему?
Технологические гиганты, как правило, не уходят с рынка мгновенно. Этому предшествует медленное угасание с попытками восстановить ту часть бизнеса, которая сделала компанию богатой, или выйти на новые рынки с инновационными технологиями. Компании тонут медленно, как это происходит с Hewlett-Packard, которую пилят на две части. Даже Microsoft, которая остается одной из крупнейших в мире, не смогла подстроится под новые рынки и преодолеть конкуренцию с устройствами на iOS и Android. Хотя пытается.
Кажется, что богатство Google вечно, что корпорация сколько угодно долго сможет выдавать новые технологии, которые при повышенном интересе к ним не генерируют прибыль — как это было с Google Glass. 90% выручки Google — это реклама, большая часть которой — реклама в поисковике. Но смартфоны затмили лэптопы и персональные компьютеры, став самыми популярными в мире компьютерными устройствами! Так Facebook, главный соперник Google в борьбе за деньги рекламодателей, может обогнать поисковик.
В 2000 Google начал показывать текстовую рекламу в выдаче поисковика. Технология стала самой успешной формой таргетированной рекламы, и в 2014 Google продал этой рекламы на 45 миллиардов долларов. Весь рынок рекламы за прошлый год составил 550 миллиардов долларов, поэтому результат Google не выглядит таким уж впечатляющим. Важную часть рынка составляет реклама брэндов, которую мы видим в журналах и в телевизоре, эта реклама воздействует на эмоции. А Google пока не умеет влиять на наши чувства в выдаче. С другой стороны, деньги, которые утекают с телевидения в интернет, могут попасть на Youtube.
Проблема Google в том, что ее путь в рекламе можно повторить. Всего за пять лет Facebook построил огромную инфраструктуру для рекламы и новые способы измерения ее эффективности. В 2014 Facebook продал рекламы на 11,5 миллиардов долларов, это на 65% больше, чем в 2013 году. Ничего не мешает Pinterst и Snapchat достичь таких же высот.
Google пытается справиться с конкуренцией с помощью увеличения затрат на разработку и внедрение новых технологий. В четвертом квартале 2014 на эти цели компания выделила 2,8 миллиарда долларов, а в 2013 эта цифра в том же квартале составляла 2,1 миллиарда. Ларри Пэйдж взвалил ответственность за продукты на плечи Сундара Пичаи, чтобы самому сконцентрироваться на стратегических вопросах.
Только время покажет, как долго Google продержится на своей доле рекламного рынка, и насколько прибыльными окажутся новые технологии вроде беспилотных такси и возобновленного проекта Google Glass.
Автор: ivansychev