Позавчера стало известно, что Google приобрела израильскую компанию Waze – очень популярного в некоторых странах оператора «социальной» навигации. Сумма сделки составляет $1.3 миллиарда. От всей души радуясь за основателей компании, я все же хочу поговорить о менее приятной тенденции.
Waze долго шла к большим игрокам, навешивая рюшечки и ненужный функционал, нередко ценой ухудшения стабильности навигации. И вот наконец количество рюшечек достигло критической величины для продажи. Поздравляем Google с приобретением! Ждем информацию о пробках на G+ и [вероятное] закрытие приложения в его сегодняшнем виде. Немного жалко, конечно, но не конец света. Гораздо большее сожаление вызывает непрекращающаяся торговля не своим наполнением. Хотя нет, не сожаление — злость! Как в рассказе Марка Твена, в котором герой-сатирик использовал все возможные источники острот для своей работы, интернет-паразиты лезут своими слоновьими задами в посудные лавки любой мало-мальски заметной тусовки.
Это уже порядком надоело, честное слово. Предоставление инфраструктуры и организация канала для общения — безусловно очень важная и нужная вещь. Например, медицинская конференция нейрохирургов не может состояться без организаторов, оформителей, уборщиц, техников для настройки микрофонов и официантов для фуршета. Но с каких бесов уборщицы и техники вдруг начинают распоряжаться материалами конференции? Вас сочтут сумасшедшим, если вы скажете, что у владельца проектора для презентаций есть право публиковать, продавать или запрещать показанные на нем труды по своему желанию и усмотрению. А в цифровом мире это стало в порядке вещей! ЖЖ, Фейсбук, Гугл, Яху и проч. — хозяева проекторов — всячески монетизируют, переделывают и распоряжаются чужим контентом!
Начиналось ведь все не так. Вначале существовал симбиоз. Автор контента получал некие услуги, скажем, поиск, агрегацию или
Затем агрегаторы мало помалу начали раздувать свою виртуальную рыночную стоимость тупым умножением количества агрегируемых на будущие потенциальные прибыли. Генераторы контента превратились в логины, в десятки и сотни миллионов логинов. Я перестал быть автором, а стал безликим «активным аккаунтом». На пике надувания происходящее начали именовать «социальные сети» для стыдливой маскировки полной подмены понятий: тусовка, наполнявшая смыслом место своих встреч, будь то скамейка в парке или модное кафе (читай, сайт), стала подсчитываемым ресурсом владельцев места, считающих, что благодаря раздутому market valuation именно место придает смысл тусовке! Ваши котики и фотки вторичны, Инстаграм — первичен. Для тривиального контента вроде лайков и статусов пользователь вообще не является личностью, а одним только придатком мыши, кликающим для показа рекламы и сбора рекламного фидбэка.
Интересно отметить, что некоторые тусовки изредка демонстрировали агрегаторам «ху из ху». Мираж «миллиардных» бизнесов тотчас рассеивался, и взору представали грязные скамейки и голые стены (то есть, никому ненужные серверные стойки). Но такое случалось редко потому, что люди по природе инертны, плюс подавляющему большинству их собственный контент не интересен и не дорог. А главное – коль скоро поставщик услуги продолжает ее поставлять, то какое мне дело до его надувания щек? Пусть себе зарабатывает, пусть выходит на биржу, пусть втирает инвесторам, и если для этого надо называть авторов активными аккаунтами на диаграммах в бизенс-плане, так ради бога.
К сожалению, руководящая и направляющая роль© агрегаторов контента не остановилась на одном контенте. Началась агрегация второго порядка: поглощение разных сервисов. С точки зрения бизнеса шаг логичный, иначе зачем надувать рыночную стоимость сервиса, если не для продаж и слияний? А с продажами приходят избыточность и несоответствие нового сервиса генеральной стратегии покупателя. Как результат, сервис преобразовывают или закрывают, ударяя таким образом по авторам и лишая их платформы. И их уже никто не спрашивает, так как они стали ничего не значащими аккаунтами где-то на предыдущем этапе.
Например, интернет-гигант покупает очередной мессенджер. Покупает ради организованной и хорошо себя чувствующей в обществе друг друга пользовательской базы, и ни для чего больше. Выражаясь нашей «скамеечной» терминологией, грубо поднимает скамейку и переносит ее в другой конец парка. Там у него уже есть три собственных скамейки, поэтому четвертую он совершенно точно начнет переделывать и интегрировать в свои предыдущие. Возможно, «купленные» пользователи безболезненно перелезут на другие скамейки-мессенджеры, а может и нет, не суть важно. Важно то, что решение о потрясении (и в большей или меньшей степени разрушении) привычной и уютной компании приняла… скамейка!
Мне могут возразить, что при капитализме рабочие не являются хозяевами произведенной продукции, на что я отвечу, что у агрегаторов нет никакой собственности на средства производства! С тем же успехом свои права на контент могут заявить телекомы или разработчики HTML.
Но вернемся к Waze. Идея у стартапа была проста и гениальна, как все простое: дать водителям возможность а) строить и корректировать карты и б) сообщать друг другу о событиях на дороге. Я рассказываю водителям о своих пробках, а они мне рассказывают о своих. Вместе мы создаем достаточно правдивую картину состояния дорог на каждый конкретный момент времени. Повторю еще раз: мы создаем эту картину. Мы наблюдаем, мы анализируем, мы рапортуем (а могли, как раньше, позвонить на радиостанцию, занимающуюся traffic announcements). Мы рисуем им карты: я лично прилежно размечал дома и исправлял множество картографических ошибок. Кстати, первое недовольство Waze случилось несколько лет назад: сообщество создавало им карты, которые компания не желала открыть в публичный доступ. Недовольные в конце концов смолкли, ведь сервис был таким нужным, а вэйзовцы были такие позитивные, такие няшки.
Говоря все время «мы», я тем не менее, нисколько не претендовал на долю в бизнесе Waze и не принижаю значимости сделанного ими. Они содержат платформу, они разработали клиентские приложения для многих операционных систем, они занимаются алгоритмами и координацией. У Waze есть полное право наслаждаться результатами своего труда. Налицо классический симбиоз, при котором хорошо и генераторам контента, и потребителям, и агрегатору. Но тут появился метаагрегатор, которого меньше всего волнует, что всем вокруг хорошо!
Гуглу Waze в своем сегодняшнем виде нафиг не нужен. У него есть Maps и собственная навигация. У него есть идея-фикс «заплюсодинить» все вокруг, а что не получится – закрыть. В лучшем случае возьмут заслуживающие внимания наработки, потянут немного времени, а потом – прощай, любимая скамейка? Но позвольте, ведь мы ее так долго и заботливо обустраивали!
Я прекрасно понимаю, что написать критическую статью намного легче, нежели отказаться от предлагаемого миллиарда с третью долларов, причем во имя какого-то там симбиоза. В происходящем некого винить. Так сложились звезды, что финансовый рычаг сегодня находится у агрегаторов. Я лишь могу пожелать им лопнуть поскорее под собственным весом, чтобы вернуть их на логичное место поставщиков важных и нужных услуг, но не распорядителей накопленной человечеством информации. В моей виртуальной сферической вселенной собираемый/создаваемый сообществом контент вообще не должен и не может быть перепродан. Он не является активом стартапов, которым я, тем не менее, желал и желаю всяческих успехов.
Автор: digest