На этой неделе корпорация Google объявила о введении новых сертификатов профессионального образования, которые можно получить после шести месяцев обучения. Эта инициатива призвана дать американцам дополнительные возможности для карьерного роста. Также представители компании дали кандидатам понять, что будут рассматривать эти сертификаты, которые выдаются без оглядки на опыт работы и наличие высшего образования, наравне с дипломами бакалавра.
Для многострадального образовательного сектора, который и без того осаждают проблемы вроде спада в числе абитуриентов, черепашьего темпа изменения учебных программ, затруднений с переходом на дистанционное обучение и слишком высокой стоимости, этот ход со стороны Google и его сотрудников, возможно станет началом давно назревающего цифрового переворота.
Новые программы от Google
Четырнадцатого июля Google запустил новые программы профессиональной сертификации по направлениям «Анализ данных», «Управление проектами» и «UX-дизайн» на платформе Coursera. Платформа взимает с учащихся ежемесячную плату в 49 $, однако Google планирует предоставить ста тысячам нуждающихся стипендии, которые покроют эти расходы. Кроме того, корпорация выдаст более десяти миллионов долларов в виде грантов ряду некоммерческих организаций, которые сотрудничают с компаниями в целях трудоустройства женщин, ветеранов и дискриминируемых групп населения.
Google называет среднегодовой заработок для каждого из направлений; самой прибыльной оказывается программа по управлению проектами с зарплатой в 93 000 $. По словам представителей, 80% работников, которые прошли курс специалиста по техподдержке, в результате нашли новую работу или получили повышение. Чтобы вступить в программу, не требуется ни опыта работы в соответствующей области, ни высшего образования. А по завершению обучения – обычно оно занимает от трёх до шести месяцев – выпускники имеют неплохие шансы присоединиться к техническому гиганту.
Кент Уолкер, старший вице-президент департамента по корпоративным вопросам, сообщил в своём аккаунте на Twitter:
«Сами мы в процессе найма сотрудников на соответствующие должности будем приравнивать эти сертификаты к диплому бакалавра».
Тридцатого июня, за две недели до заявления Google, компания Microsoft сообщила в своём блоге о запуске глобальной инициативы, направленной на улучшение профессиональных навыков двадцати пяти миллионов людей. Цели, которые Microsoft ставит перед собой в свете пандемии (поддержка «максимально равноправного восстановления посредством программ, упрощающих освоение навыков по виртуальным каналам для людей, которые сильнее всего пострадали от сокращений: малообеспеченных лиц, женщин, дискриминируемых меньшинств»), обнаруживают яркое сходство с амбициями Google.
Программа сертификации Microsoft будет проводиться с привлечением ресурсов LinkedIn, GitHub и Microsoft; гранты на двадцать миллионов долларов также будут переданы некоммерческим организациям. 25% этой суммы достанется тем организациям, которые работают над проблемами трудоустройства в тесном сотрудничестве с цветными сообществами или под началом их представителей. До марта 2021 года на LinkedIn для участников программы будут открыты курсы по целому ряду профессий (разработчик, торговый представитель, системный администратор, специалист по анализу данных, финансовый аналитик, графический дизайнер и менеджер проектов).
Не только формат, но и контент
На этой неделе Coursera привлекла инвестиции в размере ста тридцати миллионов долларов; в общем, по данным Forbes, компания оценивается в два с половиной миллиарда долларов. Сервис Coursera сотрудничает со ста шестьюдесятью университетами и предлагает пользователям четыре с половиной тысячи курсов типа MOOC (открытые и масштабные онлайн-курсы). В статье журнала Harvard Business Review, написанной при участии главы Coursera, прозвучало заявление о том, что «высшему образованию необходимо выстроить долгосрочные планы по организации виртуального обучения». Не вызывает сомнений, что в новую эпоху процесс обучения требует от передовых учреждений аппаратуры, программного обеспечения, коммуникаций и формирования каталога онлайн-курсов.
Но одними технологиями положения не спасёшь. Авторы слишком много внимания уделяют образовательным инструментам и упускают проблему соответствия содержания курсов требованиям к работникам. Высшее образование уже столкнулось с трудностями в попытках оперативно и гибко менять программу, чтобы она удовлетворяла требованиям студентов и работодателей.
По подсчётам Microsoft, в 2020 году число безработных в мире может повыситься до четверти миллиарда из-за автоматизации процессов и обвала рынка во время пандемии. Но при этом они указывают и на то, что в IT-секторе в течение следующих пяти лет появится сто сорок девять миллионов новых рабочих мест; большая часть из них приходится на разработку, анализ и защиту данных, кибербезопаность.
Темпы развития Coursera уже сами по себе служат доказательством того, что работодатели больше не могут дожидаться квалифицированных специалистов. 25% всей прибыли Coursera получает от работы с частным бизнесом. Сейчас платформа на постоянной основе проводит две с половиной тысячи курсов для компаний, и каждый год приносит ей рост в 70%.
Спад в числе абитуриентов
Эксперты предсказывали, что этой осенью число поступающих в колледж уменьшится на 20%, однако тенденция к сокращению численности абитуриентов наблюдалась и до пандемии. Как сообщает Bloomberg, Гарвард за последний учебный год потерял четыреста пятнадцать миллионов долларов прибыли, а в следующем его ожидают убытки в семьсот пятнадцать миллионов долларов.
Согласно статистике, представленной в отчёте Клирингового исследовательского студенческого центра за осень 2019 года, общее число зачисленных студентов к концу прошлого года составило менее восемнадцати миллионов – то есть на два миллиона меньше, чем на пике, в 2011 году. За последние восемь лет число поступающих в высшие учебные заведения всех типов (государственные университеты, общинные колледжи, частные заведения) сократилось по стране на 11%.
Апрельский опрос исследовательской компании SimpsonScarborough, результаты которого представлены в Business Insider, показал, что 10% старшеклассников не собираются получать диплом бакалавра. Если детальнее изучить представленные цифры, можно заметить диспропорцию: 41% учеников, относящихся к расовым меньшинствам, сказали, что не планируют поступать в колледж осенью или «ещё не решили», в то время как среди белых студентов подобные ответы дали только 24% опрошенных.
Google выражает надежду, что бюджетная программа сертификации, которая требует не больше трёхсот долларов вложений, может решить проблему неравенства в доступе к образованию хотя бы в некоторых сферах. «Бакалавриат многое даёт студентам, но не все могут на него претендовать», – говорит Лиза Гевелбер, вице-президент Google по маркетингу. Опираясь на отчёт CNBC, Google утверждает, что 58% учащихся, которые получают IT-сертификаты компании, относятся к афроамериканцам, латиноамериканцам, ветеранам или женскому полу, а 45% получают меньше 30 000 $ в год.
Microsoft видит два источника проблемы: с одной стороны, дискриминируемые группы получают минимум возможностей и помощи в освоении навыков, с другой – в последние двадцать лет компании всё меньше вкладываются в обучение своих сотрудников. По словам представителей, для работников, которые уже занимают высокие должности, вероятность получить обучение на рабочем месте становится в два раза выше. Те же, чья работа проще поддается автоматизации, остаются в крайне уязвимом положении.
Революция в образовании: сейчас или никогда
Инициатива Microsoft выходит за рамки технической организации учебного курса. Его программа предполагает бесплатный доступ к актуальным данным о рынке рабочей силы и анализу спроса на навыки. Это может помочь правительству, должностным лицам, бизнес-лидерам понять, что происходит на местном рынке труда: какие компании нуждаются в сотрудниках, на какие должности чаще всего нанимают и какие умения имеют особую ценность в текущий момент.
Одна из проблем традиционных учебных планов состоит в том, что к моменту, когда студент завершит обучение, ситуация на рынке труда уже изменится. Неспешные темпы разработки программ не годятся для того, чтобы должным образом подготовить студентов к требованиям работодателей. Стоит ли людям продолжать тратить четыре года на занятия (обычные или виртуальные) только ради того, чтобы выйти на IT-рынок с дипломом и узнать, что там теперь всё по-другому?
Сложности добавляет и тот факт, что «образовательный сектор знаменит своим сопротивлением переменам», как заявляет Дон Лерман из Школы бизнеса им. Габелли университета Фордхэма в журнале Times Higher Education. В своей статье «Изменит ли коронавирус систему образования к лучшему?» она отмечает, что университетам необходимо учредить культуру быстрого реагирования на запросы цифровой эры и что лучшего момента, чем сейчас, для этого не будет. И в самом деле, без радикальных перемен высшему образованию грозит серьёзная опасность – многие могут задаться вопросом о целесообразности четырёхлетнего курса обучения.
В IT есть целый ряд широко известных примеров лидеров, которые не завершили своё образование и, тем не менее, добились громкого успеха: Стив Джобс, Билл Гейтс, Майкл Делл, Марк Цукерберг. Если выйти за пределы IT-сферы, можно вспомнить Опру, главу компании Whole Foods Джона Маккея, Ральфа Лорена, Вольфганга Пака. Пак бросил школу в четырнадцать лет и устроился помощником повара в гостиницу.
Конечно, эти примеры невероятно успешных специалистов из разных областей представляют крайние случаи. Однако есть основания считать, что отсутствие университетского диплома – больше не препятствие для того, чтобы заниматься высококвалифицированным трудом и иметь хорошие финансовые возможности. В отчёте Google по программе сертификации на IT-позиции говорится, что 61% учащихся не имеет высшего образования, тратит на обучение порядка шести месяцев и получает в среднем 54 760 $ в год.
Если выразиться категорично, цену университетскому диплому устанавливают компании, которые нанимают выпускников. И Google только что фактически заявил, что сертификат за триста долларов равноценен диплому бакалавра.
Отрасли за пределами IT приходят к той же мысли. Национальная федерация розничной торговли только что запустила совместно с «джинсовыми» компаниями American Eagle Outfitters, Gap и Levi Strauss виртуальную образовательную программу для молодых и перспективных работников розничной торговли. Программа называется RISE, рассчитана на восемь недель и позволяет участникам напрямую перенимать опыт ритейл-гигантов через записанные лекции, которые «дают возможности для профессионального развития».
Другие индустрии, от розничной торговли до здравоохранения, переживают цифровую революцию – возможно, пора и высшему образованию признать необходимость виртуализации и иного подхода к подготовке студентов к новым реалиям рынка труда и требованиям к кадрам. Возможно, настало время другими глазами взглянуть на саму идею четырёхлетнего образования и обдумать, как университеты могли бы объединиться с отраслевыми ассоциациями и техническими гигантами, чтобы сделать рывок в онлайн и стать ближе к сообществу. А заодно и выжить.
Автор: DigitalEcosystems