Когда Roem.ru попросил меня рассказать о нескольких «упущенных» новостях финтех-индустрии за последнюю неделю, я обнаружил, что практически никто из крупной российской отраслевой прессы почему-то не заинтересовался сделкой между PayPal и Paydiant. Лидер в области платежных технологий, который работает в 200 странах и который определяет стандарты этих самых платежных технологий, совершает знаковую сделку, от которой зависит, как именно мы будем через год-два расплачиваться везде с помощью телефона — и практически никто об этом не пишет. Так же как и новости про сервисы предзаказов для ресторанов, один из самых ярких трендов в финтехе за последний год, часто остаются незамеченными СМИ.
Меня немного удивляет этот факт: иногда масштабные рыночные события игнорируются прессой только по той причине, что «оно произошло не у нас, и вообще неизвестно, когда это все у нас здесь будет». И особенно ярко это заметно на примере финтеха. Помню, когда по приглашению фонда в Россию приехала команда LoopPay (мы рассматривали возможность проинвестировать в эту компанию), и у нас у единственных были на руках работающие в России устройства LoopPay, мы многим изданиям предлагали о них написать. Тем более, что об этой компании в России тогда не знал никто. В результате согласилось только одно издание, которое сделало интервью с международным директором Брайном Ривзом (интервью, надо признать, получилось хорошее).
Сейчас же, после того, как компанию LoopPay купил Samsung, чтобы установить платежные технологии в свои смартфоны, и стало понятно, к каким масштабным изменениям в области платежей это может привести, о компании написали все. То же самое касается, например, и компании Lending Club, которая долгое время не представляла интереса для российской прессы, пока не вышла на IPO, которое стало одним из самых громких в прошлом году.
Что же, давайте попробуем немного восстановить справедливость в отношении новостей, которые сегодня кажутся неважными, а завтра могут стать новостью номер #1.
PayPal готовит оборону против Google, Apple и Samsung
Хотя PayPal и является лидером в области платежных технологий, есть одно направление, в котором PayPal развивался недостаточно быстро — это мобильные платежи. Как известно из отчетности компании, более 80% транзакций PayPal сегодня приходится на онлайн-эквайринг.
В прошлом году сразу три крупных нефинансовых игрока с колоссальными ресурсами заявили о своих интересах в этой области. На рынок вышел Apple с кошельком Apple Pay, который предустановлен на стороне владельца телефона и не требует никаких дополнительных интеграций со стороны торговых точек. Samsung приобрел революционную платежную технологию LoopPay, который уже в этом году планирует предустановить во все выпускаемые смартфоны (LoopPay для проведения платежей использует любые POS-терминалы даже без NFC). Google готовится к перезапуску Google Wallet, позволяющего платить через NFC и пластиковую карту, привязанную к кошельку.
Таким образом, у PayPal появились сразу три мощных конкурента, обладающих всем необходимым для стремительного роста: у каждого из них готовая инфраструктура для дистрибуции решений, колоссальная лояльная аудитория, мощные финансовые и инженерные ресурсы. Понимая масштаб угрозы, PayPal пытается обеспечить себе достойную защиту от конкурентов: с этой целью на прошлой неделе он купил компанию Paydiant, которая занимается разработкой решений в области электронных кошельков и мобильных платежей.
Paydiant известен, в первую очередь, тем, его технологии используются мобильного кошелька CurrentC, который разрабатывается по заказу ритейлеров и должен составить конкуренцию Apple Pay. Как вы помните, почти сразу же после выхода Apple Pay, более 50 крупных ритейлеров (такие как Wal-Mart, Target, 7-Eleven, Gap, Lowe’s, Kohl’s и др.), почувствовав возможную монополию на рынке мобильных платежей и не желая платить Apple комиссию от транзакций, активизировали работы по созданию собственного платежного решения.
В отличие от Loop или Apple Pay, CurrentC опирается на инфраструктуру мерчантов, требует интеграции на их стороне — таким образом, именно торговые точки должны стать главными дистрибуторами нового кошелька. Помимо CurrentC, Paydiant разрабатывает мобильные платежные решения для многих крупных брендов (например, для Subway, Barclaycard, Capital One).
Таким образом, для PayPal приобретение технологий и команды, имеющей сильную экспертизу в eWallet-решениях — важный шаг на пути завоевания лидерства в области мобильных платежей. Сумма сделки по покупке Paydiant не раскрывается, но по неофициальной информации она составила $280 млн.
Сервисы предзаказов становятся мейнстримом
В последние несколько месяцев каждую неделю в мире объявляется минимум одна сделка, связанная с сервисами предзаказов для ресторанов. Очевидно, что этот год станет годом сервисов для HoReCa — и благодаря экспериментам крупных игроков (таких как Burger King, Starbucks
На этой неделе были озвучены две сделки, на которые стоит обратить внимание. Первая — крупный японский холдинг Recruit приобрел европейский сервис бронирования столиков в ресторанах Quandoo за $219M. Quandoo — главный конкурент лидирующего сервиса OpenTable и работает сейчас с более чем 6 тыс. ресторанов в 10 европейских странах. Эта сделка интересна тем, что холдинг Recruit, который существует с 1960 года и стартовал как HR-бизнес, сегодня развивает более десяти направлений бизнеса, включая образование, туризм, недвижимость и ресторанный бизнес, и видит себя как лучшего в мире посредника для развития бизнеса в других странах. И он приобретает Quandoo, чтобы, во-первых, предоставить клиентам новые инструменты для повышения лояльности клиентов и увеличения оборота с клиентской базы, а во-вторых, лучше монетизировать собственную пользовательскую базу — миллионы физических лиц.
Вторая сделка в области сервисов для HoReCa, на которую следует обратить внимание, — это новый раунд индийского стартапа p2p-переводов и мобильных платежей Momoe Technologies, который позволяет оплатить счет в ресторане с мобильного. Momoe привлек $1,2 от трех инвесторов (IDG Ventures, Jungle Ventures и India Quotient) и планирует с помощью привлеченных средств выйти в несколько крупных городов Индии (Дели, Мумбаи), а также в Сингапур. Сделка интересна тем, что это первая в Индии серьезная инвестиция в сервис предзаказов, и она привлекла внимание других инвесторов к данному направлению. Так что в ближайшее время, очевидно, можно ожидать новых сделок.
Что касается российского рынка, то, к сожалению, пока похвастаться особо нечем. В этом году к нам планировал выйти украинский сервис предзаказов для ресторанов Settle, но сейчас его фокус сместился в сторону США. Несмотря на то, что сервису чуть больше полугода, о нем уже успели написать ведущие западные СМИ, и команду даже пригласил на собеседование знаменитый акселератор Y Combinator. Settle открыл офис в Сан-Франциско, привлек очередной раунд в размере $1,5M и ведет переговоры с американскими инвесторами.
Settle не планирует конкурировать с существующими сервисами со схожей функциональностью OpenTable и Reserve, так как ориентируется на быстрые завтраки и ланчи в густонаселенных деловых районах, в то время как конкурирующие решения рассчитаны на резерв столиков для ужина. В настоящее время Settle работает над интеграцией с американскими сервисами Stripe, Yelp и Locu и создает версию приложения для официантов.