Привет! Сегодня я расскажу о недорогой китайской электрогитаре, довольно качественно повторяющей особенности подписного инструмента Лестера Пола от одной известной американской компании.
Речь пойдёт о Harley-Benton SC-450Plus VB Vintage Series. Попутно мы разберёмся, в чём смысл следования оригинальным спецификациям и как взаимодействуют между собой компоненты этого инструмента.
Гитара имеет один удручающий недостаток и две особенности, которые подойдут не каждому гитаристу. Недостаток и одну из особенностей можно устранить.
▍ Два разных подхода
Если говорить об электрогитарах, то в первую очередь приходят на ум два супербренда номер один, десятилетиями делящих между собой пальму первенства. Конечно же, это Fender и Gibson.
Fender — это, прежде всего, Stratocaster, ассоциирующийся с роком, авангардом, смелой для своего времени необычностью форм, впоследствии ставших классикой. Эти формы обусловлены не традициями дизайна музыкальных инструментов, а эргономикой и оригинальностью.
А имя Gibson мы привыкли отождествлять с электрогитарой Les Paul. Традиции, роскошь, аутентичность. Лично для меня такие ассоциации не означают какого-либо превосходства данного бренда над другими, однако психика работает именно так.
Деки ранних электрогитар Fender — это плоские доски, к которым привинчивались шурупами сменные грифы. Использовались недорогие сорта древесины — клён, ольха, ясень.
Вплоть до 1959 года у грифов Fender не было накладок как таковых: анкерный стержень (кстати, изобретение фирмы Gibson) вставлялся в прорезь грифа, которая затем заклеивалась «полоской скунса» или «холкой бобра», изготовленной… нет, не из палисандра, а из древесины американского ореха гикори (кария).
Это родственник грецкого ореха. У меня был короткомензурный бас DEAN EVOXM с ореховой накладкой. На ощупь приятная, но выглядит бледно, так как не подкрашена.
Палисандр стали применять позже, не для «холок бобра», а в качестве материала накладок, благодаря тому, что он не только износостоек и приятен на ощупь, но и стабильно красив.
На самом деле, в распоряжении Лео Фендера просто не было станков, позволявших оперативно изготавливать цельнодеревянные деки электрогитар выпуклой формы. Поэтому Телекастеры и Стратокастеры были плоскими.
А на фабрике Gibson в Каламазу, штат Мичиган, такое оборудование имелось, и грех было им не воспользоваться, особенно с учётом того, что акустические гитары с выпуклой верхней декой, как у виолончелей, были изобретены не кем-нибудь, а самим основателем компании Орвиллом Гибсоном.
Дека и гриф именной модели известного певца и виртуозного гитариста Лестера Пола изготавливались из дорогого красного дерева махагони Swietenia, получившего известность как материал самой люксовой мебели.
Перо грифа располагалось под углом, что позволяло обойтись без фендеровского ретейнера — приспособления, обеспечивающего достаточную силу прижима струны к верхнему порожку.
Ретейнеры ранних версий представляли собой далеко не самые эстетичные компоненты электрогитары. А ещё, они способствовали застреванию струны при подтяжках (бендах) и особенно в случае пользования машинкой тремоло.
Gibson Les Paul был лишён такого недостатка Стратокастеров и Телекастеров Fender, однако существовала другая проблема: перо грифа в виде «раскрытой книги» с аутентичным расположением колков предполагало специфические углы изгиба струн на верхнем порожке.
Если пропилы в последнем были выполнены не под правильными углами, то склонность гитары к саморасстройке проявлялась куда сильнее, чем у инструментов от компании Fender с их жестяными ретейнерами на трубчатых ножках.
Гриф Gibson Les Paul был не привинченным к деке через неуклюжий «зиккурат», а вклеенным в неё. Это дороже и теоретически стабильнее. На практике хорошее болтовое крепление не подводит, но есть нюансы.
▍ Что влияет на звук электрогитары?
Если играть на гитаре слайдом или прослушивать запись извлечённых из неё звуков с вырезанной атакой, то на слух далеко не всегда удаётся отличить даже сингл от хамбакера, не говоря уже о других особенностях инструмента.
Колеблющаяся часть звучащей струны зафиксирована между седлом кобылки и прорезью верхнего порожка или ладом, на котором струна прижата. Между этими двумя точками соприкосновения есть и вторая колебательная система, состоящая из грифа и деки.
Обе колебательных системы — струна и гриф с корпусом — не являются идеальными, особенно вторая из них. Электрогитара похищает энергию колебаний струны, передавая её воздуху в виде звуковых волн и преобразуя в тепло.
Динамика этих процессов является частотнозависимой. То есть, энергия колебаний разных частот поглощается у струны с разной скоростью.
Материалы и конструкция электрогитары влияют не на амплитудно-частотную характеристику, которую формируют в основном звукосниматели, усилительный тракт и особенно инструментальная акустическая система — «кабинет» с громкоговорителями и микрофонами.
Разная древесина и иные материалы по-разному поглощают энергию гармоник, возникающих в самый момент звукоизвлечения. Поэтому у разных электрогитар разная атака. Но свой характер атаки имеет и кабинет, или его «импульс» — свёрнутый снимок амплитудно-частотной характеристики во времени.
Именно кабинет выполняет для электрогитары ту функцию, которую осуществляет корпус акустической гитары, виолончели, скрипки и так далее. Львиная доля электрогитарного звука зависит от кабинета.
Звукосниматели и усилительный тракт также немаловажны. А древесина, лады, порожки, струны и медиаторы — это скорее факторы, вдохновляющие самого музыканта на творческие свершения. Но без этого музыку не получится ни сочинить, ни исполнить.
Красное дерево махагони имеет довольно рыхлую структуру, и его отклик на атаку гулкий, «глубокий», создающий «бубнение» или «рычание» в зависимости от звукоснимателей и аудиотракта, поскольку гармоники с наивысшими номерами затухают весьма быстро. Плотный клён, наоборот, придаёт атаке звонкости, а ещё более плотный ясень — даже хлёсткости.
Вместо «придаёт» будет точнее сказать «не отнимает». Конструкция и материалы электрогитары не генерируют гармоники, а только лишь гасят их с разной скоростью, в отличие от обертонов, на которые специально настраивают детали скрипки, а также гитарные громкоговорители.
Древесина махагони делала атаку Лес Пола слишком бубнящей, неразборчивой и тусклой, что было совсем непохоже на акустические и полуполые гитары. А когда поверх рыхлого махагони наклеили плотный клён, получилась золотая середина, ставшая золотым стандартом.
С другой стороны, структура древесины классической ольхи, липы, новомодного тополя и авангардного ренгаса представляет собой нечто среднее между махагони и клёном.
Атака электрогитар с деками из перечисленных материалов сочетает в себе и разборчивость, и «глубину». Последние можно «вытянуть» и звукоснимателями, и электронными фильтрами, в том числе пассивными. А от кабинета с микрофонами зависит ещё больше.
Тем не менее, чем более подходящие исходные характеристики мы имеем в самом начале электромеханического, электронного и цифрового преобразования аудиосигнала, тем более естественным, интуитивным и вдохновляющим является процесс создания музыки.
▍ Влияние конструкции на сустейн
С атакой мы только что разобрались. Однако сустейн, то есть стабильное звучание извлечённой ноты в течение длительного времени, — это именно то, ради чего изначально создавалась цельнокорпусная электрогитара.
Сустейн, а также требуемую форму атаки, можно получить с помощью компрессора. Однако существуют и чисто механические факторы, влияющие на сустейн.
Электрогитара с вклеенным, и тем более сквозным грифом ведёт себя как цельная деревянная балка, а не составная из двух частей, неидеально прилегающих друг к другу и изготовленных из различных материалов.
Мы знаем, что световые волны рассеиваются в месте контакта двух сред с разными показателями преломления, то есть по-разному замедляющими распространение волн.
То же самое верно и для звуковых волн при контакте двух материалов, скорость звука в которых различается. Болтовое соединение ослабляет сустейн и подчёркивает атаку, а вклеенный и сквозной грифы — наоборот.
▍ Каков он, настоящий Лес Пол?
Лес Полы славятся прекрасным сустейном, глубоким и при этом ясным звучанием, укороченной мензурой 24.75 дюйма против 25.5 у Стратокастера, Телекастера и Джазмастера, а также довольно плоской накладкой грифа 12-дюймового радиуса против 7.25 дюймов у винтажных Фендеров и 9.5 у более модерновых.
Чем короче мензура и больше радиус, тем легче исполнять бенды, придавая струне избыточное натяжение для получения более высокой ноты. Большой радиус хорош для соло, а маленький — для игры аккордами, особенно с баррэ.
Сегодня большинство электрогитар имеют как раз 12-дюймовый радиус накладки, и это во многом заслуга инструментов компании Gibson. Более плоские накладки характерны для инструментов, приспособленных под ультрасовременную музыку, а более закруглённые нравятся любителям всего винтажного.
▍ Особенности грифа
Итак, перед нами недорогой синглкат от Harley-Benton. В отличие от более дешёвых моделей того же бренда, гриф этой гитары вклеенный, причём изящнее, чем у оригинального суперинструмента имени Лестера Пола. Это и эстетичнее, и улучшает доступ к верхним ладам.
Если присмотреться, можно увидеть, что пятка грифа представляет собой приклеенный кусочек древесины.
Перо грифа также приклеено. Утолщения под названием «волют» не наблюдается, поскольку махагони окуме, из которого сделаны гриф и корпус этой гитары, не такое рыхлое и ломкое, как в случае «настоящего» махагони Swietenia.
Сам гриф красивый, хорошо лакированный. Играть приятно, руки не липнут. Профиль не сверхтонкий, но и не «бейсбольная бита» 1950-х годов. Про такой гриф говорят «профиль 1960-х».
Перо грифа нарядное, без окантовки. Абалоновая инкрустация сымитирована голографической плёнкой под слоем лака. Дёшево, но смотрится прекрасно. Анкерный стержень двойного действия работает, струны в порожке из ABS-пластика не застревают.
22 среднебольших лада «медиум джамбо» установлены ровно и не звенят. Играть приятно. Гриф снабжён окантовкой из белого пластика и украшен пластиковыми перлоидными трапециями.
Материал накладки — индийский лавр, выглядит как пао ферро, но ощущается мягче.
▍ Особенности корпуса
Нарядный, с окантовкой корпус инструмента несёт на себе стандартный тюноматик со стопбаром, на которые нет никаких нареканий, а также однослойный пластиковый пикгард, который при желании можно снять.
Под прозрачным лаком виднеется очень красивый топ из огненного клёна категории AAA с прекрасно составленным рисунком.
Однако это не аутентичный толстый топ, а шпон толщиной с бумажку. Возможно, именно поэтому прекрасные звукосниматели Roswell LAF с магнитами AlNiCo-5 звучат на этой гитаре не как на Лес Поле, а как на SG или Eclipse.
Полости темброблока и переключателя без экранирования, но в данном случае это нормально, так как все соединения выполнены коаксиальными кабелями.
Ручки громкости снабжены «тяни-толкаями», обеспечивающими раздельные отсечки катушек для каждого из двух звукоснимателей.
Лично я предпочитаю чуть более сложные схемы коммутации катушек и не люблю простые отсечки, но именно на этой гитаре они звучат весьма прилично.
▍ Настало время поиграть и послушать
▍ Делаем выводы
Эта гитара была народной, пока её было легко купить, и это вполне заслуженно. Если вам нужен Eclipse с 22 ладами, выглядящий как винтажный Лес Пол и звучащий как SG плюс имеющий раздельные отсечки, предоставляющие отличное стратовское «стекло» и неплохой телекастеровский «твэнг», то данный инструмент для вас.
Масса электрогитары составляет 4 килограмма. Для синглката без кленового топа это немало, но вполне терпимо. Однако есть у инструмента и объективный недостаток, который, впрочем, легко исправить.
Ручки управления, установленные на переменные резисторы темброблока этой гитары, приятны на ощупь, красивы и выглядят весьма аутентично. Регулировать с их помощью громкость и тембр — одно удовольствие.
Но акриловое оргстекло, из которого изготовлены эти «крутилки», весьма скользкое, а форма «шляпы» сужается кверху. Поэтому поднять «тяни-толкай» во время игры оказывается затруднительной задачей.
Ручки в форме усечённых конусов на моей самодельной котогитаре лишены данного недостатка, выглядят не менее «лес-польно», дёшево стоят и продаются везде.
После замены ручек мы получаем прекрасный многофункциональный синглкат, а если ещё и применить к его звукоснимателям мою «антимыльную» схему темброблока, то не понадобится никаких кленовых топов, утяжеляющих инструмент на килограмм и удорожающих его в полтора-два раза.
Нет никакой магии в дорогой древесине, алниковых магнитах, бумажных и слюдяных конденсаторах, неэкранированных проводах в шёлковой изоляции и так далее. Но объективные свойства, известные науке и применяемые в технике, у них есть.
Результатов можно добиваться разными способами, и это будут разные результаты. Применительно к электрогитарам, они помогут создавать разную новую музыку, либо спорить о деревяшках, конденсаторах, проводах и магнитах. А в спорах тоже может рождаться истина.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Lunathecat