Начало серии постов смотрите здесь и здесь.
Ваши действия при поиске работы зависят от целей, которые вы преследуете. Например, вы твердо хотите попасть в Facebook на позицию аккаунт-менеджера по работе с малым и средним бизнесом. В этом случае вы начинаете читать многочисленную литературу на тему «Как попасть работать в Facebook», следуете советам из нее, строите свой нетворкинг так, чтобы получить реферал на вакансию мечты.
Если, как в моем случае, диапазон поиска несколько шире, то подготовка к поиску работы сводится к:
- Обзору и оценке рынка вакансий;
- Подготовке материалов, которые будут вас презентовать: профиль Linkedin, резюме, а также, возможно, рекомендации и сертификаты.
Чего ищем?
Первый возникающий вопрос: на какого рода вакансию в какого рода компании вы реально можете претендовать? Отчет часто не будет очевиден даже в космополитичном айти. Приведу свой пример как демонстрирующий сразу несколько проблем. Начну с того, что я предполагал искать работу в трех направлениях:
- Business development;
- Project management;
- Product management.
По каждой позиции у меня был определенный опыт и достижения. Где-то больше, где-то меньше. Для начала следовало понять, насколько мои скиллы будут биться с требованиями рынка. B результате изучения вакансий оказалось, что:
- Биздев без знания немецкого в Германии имеет довольно призрачные шансы на трудоустройство. Вообще, приветствуется знание трех языков минимум (английский, немецкий и язык рынка, с которым предстоит работать). С учетом того, что множество компаний работают на DACH регион, немецкий приобретает особое значение. Русский как рабочий язык в требованиях работодателя встречается крайне редко: среди рассмотренных мной 300+ вакансий таких было порядка десятка.
- Управление проектами в новосибирском понимании в Германии отсутствует как класс. Здесь практически нет заказной разработки за исключением небольших провинциальных веб-студий (где, опять же, будет нужен немецкий). Проджекты здесь требуются лишь на породистые enterprise проекты, и сами соискатели должны быть сертифицированы PRINCE2 или иными подобного уровня сертификатами.
Таким образом, я решил сосредоточиться на продуктовой теме — при том, что здесь у меня было опыта меньше всего. О высоком спросе на продуктологов я уже писал, но за обилием вакансий скрывается и большая вариативность как названий позиций, так и предполагаемых компетенций. Ключевыми словами для поиска стали product manager/owner/lead, сюда же может затесаться и scrum master (по сути, роль менеджера проекта в agile). В общем, в последние недели поиска маркеры отличались от изначальных значительно.
Чего ожидать?
Прежде, чем приступить к подготовке материалов, которые будут вас презентовать, давайте разберемся, каким ролям на стороне работодателя они адресуются.
Среднестатистическая череда собеседований состоит из следующих этапов:
- Прескрининг (конкуренция: 200 человек на место). Рекрутер очень бегло просматривает ваши резюме и cover letter. Есть шаблонное понятие 6 секунд, которых опытному рекрутеру хватает на то, чтобы все про вас понять. Несмотря на то, что монстры хантинга не всегда будут сопутствовать вашему поиску (как правило — наоборот), их менее преуспевшие коллеги едва ли располагают бОльшим временем для чтения ваших мемуаров. Главный навык на этом этапе — умение презентовать себя письменно.
- Скрининг (конкуренция: 20 человек на место). Первоначальное получасовое интервью, проводится рекрутером. Основная задача — понять общий уровень вашей адекватности, дополнительно — прикинуть, насколько вы можете вписаться в компанию. Главные навыки на этом этапе — soft skills: самопрезентация и эмпатия. Вашими профессиональными компетенциями вам здесь блеснуть не перед кем. Важно понимать, что если вы не прошли дальше этого этапа — это не значит, что вы не понравились рекрутеру. С большой вероятностью вам отказал потенциальный коллега, которому, удачно вас прособеседовав, принес ваше резюме рекрутер. Он смотрит на ваш послужной список уже с профессиональным пониманием.
- Тестовое задание (конкуренция: 15 человек на место). Как правило, некий use case, который необходимо выполнить за ограниченное (3-4 часа) время или условно ограниченный срок (от пары дней до недели). Главные навыки: профессиональные hard skills и связи (зачем? Об этом позже).
- Собеседование с потенциальным непосредственным начальником (конкуренция: 10 человек на место), длится час-полтора. Здесь нужны все вышеперечисленные навыки, кроме связей.
- Собеседование с фаундером (конкуренция: 2 человека на место), CEO, главой департамента или другим большим начальником, с кем вы непосредственно ежедневно взаимодействовать не будете, но которому не пофиг, кто работает у него в компании. Нередко неформальное и может проходить, например, на ланче.
Соответственно, вот так распределяется внимание ролей на стороне работодателя к вашим материалам:
материал | рекрутер | нанимающий менеджер | фаундер |
резюме | сильно | сильно | слабо |
cover letter | сильно | умеренно | слабо |
профиль LinkedIn | слабо | умеренно | слабо |
рекомендации | слабо | слабо | слабо |
тестовое задание | никак | сильно | слабо |
Данная классификация субъективна, готов ее обсуждать. Итак, после того, как мы определились с адресатами для каждого из документов, давайте начинать работать над ними.
LinkedIn
Профиль LinkedIn не играет первостепенной роли при скрининге, но может быть важен на последних этапах собеседования — например, при выборе одного из нескольких кандидатов после успешного собеседования с командой. Тем не менее, я упоминаю о нем даже раньше резюме, т.к. на подготовку хорошо выглядящего профиля может уйти значительное время — хотя бы потому, что это социальная сеть, а значит, у вас в контактах кто-то должен быть. Кроме того, заполнение профиля является хорошей подготовкой к написанию резюме. В LinkedIn идут за подробностями, а значит — здесь нет необходимости сокращать информацию о себе до минимума, нацеленного на «6 секунд» рекрутера. Поэтому мой ключевой совет здесь: распишите всю профильную информацию, которая может заинтересовать работодателя. Важно: LinkedIn смотрят именно decision makers, ваши будущие начальники. Смотрите на то, что вы пишете, их глазами.
Также постарайтесь получить несколько рекомендаций в одноименный раздел. Не стесняйтесь просить о предоставлении рекомендации коллег, руководство и контрагентов, в том числе и бывших. Предлагайте самостоятельно написать текст рекомендации и также оставить отзыв о совместной работе взамен.
Что касается прочих деталей, в интернете есть достаточно много советов по оформлению профиля Linkedin для поиска работы. Не буду копировать из здесь, за исключением критичного замечания от Вастрика, в действенности которого я убедился: своей текущей локацией в профиле выставляйте город (страну) поиска работы. Это делает вас видимым для рекрутеров в активном поиске.
Телефон
Если вы приступаете к поиску работы в Германии, не находясь в стране, желательно обзавестись виртуальным немецким телефонным номером. Рекрутеры в половине случаев проводят скрининг по телефону, а иногда и просто могут позвонить для выяснения каких-то деталей. Создание видимости присутствия себя в стране повышает ваши шансы на прескрининге.
Услугу предоставляет скайп, правда, для этого при заказе нужно предоставить реальный немецкий адрес. Не знаю, насколько это критично в случае Германии, но ранее по работе мне приходилось заказывать номера для США, Гонконга и Японии, используя первые попавшиеся адреса из интернета. Все работало прекрасно.
Резюме
Как видно из таблицы выше, резюме является критически важным документов сразу для двух контрагентов со стороны работодателя. Но рекрутер и потенциальный руководитель ищут в нем разную информацию, а ваше резюме должно вызвать интерес у обоих.
Как и в случае с профилем LinkedIn, в интернете полно руководств о том, как подготовить идеальное резюме. Там же можно найти десятки шаблонов для его оформления. Поэтому главной проблемой, которую приходится решать, готовя резюме — методом проб и ошибок привести его к лаконичной, понятной и привлекательной для работодателя форме. Ниже я тезисно изложу основные принципы, к которым я пришел через 3 итерации радикальной переработке своего CV.
- Резюме, как это частично заложено в самом названии документа, должно быть кратким и легко читаемым. Это значит, что основной массив информации должен находиться на одной странице. В идеале, резюме вообще должно быть одностраничным с основным шрифтом не менее 12, на вторую страницу может уползти только второстепенная информация вроде дополнительной или навыков. Более того: между абзацами должны быть комфортные для перескакивания с абзаца на абзац отступы, а сам текст не должен тянуться от поля до поля страницы. Используйте широкие отступы для обозначения вех вашего опыта (компании, должности). Избегайте таблиц.
Для меня это стало особенно тяжелым испытанием: как на одну страницу можно засунуть 20 лет опыта? Первая версия резюме состояла из 2 страниц убористого текста и была, как можете понять, абсолютно нечитаемой. После крайне слабой конверсии моих аппликаций я обратился к коммьюнити русскоязычных эмигрантов-айтишников и по результатам из замечаний и впечатлений сократил резюме на 2/3. Что пошло под нож:
- Контакты: оставляем только мейл, немецкий телефон, скайп.
- На предыдущем (и наиболее значимом) месте работы я работал 7.5 лет и, поскольку это был стартап, играл разные роли. В первой версии CV этому периоду была заслуженно посвящена вся первая страница. Каждая роль была описана в двух разрезах: обязанности и достижения. Смыслово оставив оба параметра, один из них я превратил в подводку, а второй — в короткую (не более трех) подборку однострочных тезисов.
- Казалось бы, резюме продуктолога немыслимо без упоминания продуктов, над которыми специалист работал. Увы, из-за недостатка места портфолио (а точнее, избранные выдержки из него) переехало в cover letter.
Таким образом я добился того, что в теле резюме в принципе отсутствовали абзацы в несколько строк. Глаз рекрутера легко скользит по такому тексту в поисках нужной информации, не застревая на том, в чем он интереса не видит. Кстати, о неинтересном: выбрасывайте из резюмирования опыта все, что не имеет отношения к данной вакансии. Подаетесь на технического менеджера продуктов — убирайте весь биздев, подаетесь на линейную должность — минимизируйте упоминания об опыте руководства. Многия таланты размывают вашу релевантность отдельной данной вакансии. Да, в основной шаблон CV нужно включить все, но затем, при его кастомизации под конкретную позицию — «пиши, сокращай».
- До последнего момента я недооценивал саммари: 2-3 строки самопрезентации, вынесенные в шапку. А ведь это ключевое место для декларации своей релевантности данной вакансии. О том, как писать саммари (свое для каждой позиции), расскажу в следующем посте. Пока что просто зарезервируйте под него место.
- О личном. В Европе фотография в резюме не считается преступлением. За все время я лишь однажды встретил вакансию с четким указанием НЕ присылать фото. Зато в десятке других случаев фото входило в число необходимых документов для загрузки. В общем, я за фотографию в CV, это единственная картинка в нем, что работает на запоминаемость вашей кандидатуры. Возраст также неоднократно встречался как обязательное поле — указывайте, не стесняйтесь. Семья, дети — для менеджера это подтверждение soft skills, поэтому если есть — указывайте, если «в активном поиске» или «все сложно» — промолчите.
Сертификаты и рекомендации
Под таковыми подразумеваются:
- Различные сертификаты в областях, релевантных вакансии (например, треки от Scrum Alliance);
- Рекомендации от предыдущих работодателей;
- Рекомендации от партнеров, заказчиков и прочих контрагентов.
Вкратце — лучше, когда они есть. Это прибавляет вам неких виртуальных баллов на этапе прескрининга; возможно, сыграет какую-то роль на более поздних этапах. Но если их нет — ничего страшного. Исключение — указание в тексте вакансии обязательной, либо крайне желательной сертификации.
В следующем посте остановимся на порядке работы над конкретной выбранной вакансией.
Автор: timprox