Начало серии постов смотрите здесь.
Схема информационного взаимодействия на рынке труда в Германии (да и не только) выглядит так:
Сегодня я расскажу о двух основных категориях сервисов / информационных систем, которые используются на этом рынке — applicant tracking systems (ATS) и job boards.
Applicant Tracking Systems
Как я писал ранее, рынок предложений работы в IT крайне насыщен, но и спрос на эти вакансии излишне изобилен. По чьему-то меткому выражению, «вся Восточная Европа сюда в очередь стоит». От себя добавлю — не только Восточная, и не только Европа. Нормальное количество отзывов на одну вакансию — от 200 и выше. Стоит ли говорить о том, что работодатель рассчитывает увидеть на заполняемой позиции не просто кандидата с требуемыми навыками, но лучшего и с максимально релевантным опытом. И если в вакансии будет написано что-нибудь вроде you have worked on native mobile apps in iOS and Android ecosystems before — рассчитывать на приглашение, если до этого вы работали, например, в enterprise платформе без единого мобильного клиента или в геймдеве, можно только гипотетически. С большой вероятностью, ваше резюме вообще не будет просмотрено человеком.
За первичную фильтрацию входящих резюме, равно как и за экранирование эйчаров компании от соискателей как раз и отвечают applicant tracking systems (ATS). Лишь в единичных случаях вы отправляете резюме и сопутствующие документы с помощью мейла — как правило, вы загружаете их на странице с адресом вида companyname.atsname.com. Вот несколько широко использующихся сервисов:
- lever.co
- personio.net
- recruitee.com
- join.com
- workable.com
- greenhouse.io
и так далее. Системы парсят ваше CV (и делают это, в основном, очень так себе), сравнивают его семантическое ядро с текстом вакансии и предлагают рекрутеру к рассмотрению наиболее релевантные, по их мнению, кандидатуры. Остальным посылается автоматический отказ со стандартной формулировкой в стиле:
Due to the numerous qualified incoming applications, it was not easy for us to make a choice. After a detailed examination of the applications received, we had to make a selection. Unfortunately, we have to inform you that we cannot offer you the advertised position because we took other applicants with more suitable prerequisites into closer selection. We are sorry that we cannot give you a positive feedback. We would like to sincerely thank you for the efforts you have put into your application and we wish you all the best for your future!
Использование мейл алиасов и систем видеосвязи типа Meet/Hangouts или Zoom позволяет эйчару компании вести общение с соискателем в режиме stealth, не раскрывая своих контактов.
Несмотря на ряд неприятных ситуаций, связанных с топорным использованием ATS рекрутерами, я абсолютно оправдываю их применение первой линией найма. Без этих систем она бы просто захлебнулась в потоке входящих. Другое дело, что сами системы пока напоминают поисковики конца девяностых, а это значит, что к ним напрашивается применение аналога SEO-оптимизации.
С другой стороны, своя ATS есть и у Google. Немного не по себе становится от фразы, появляющейся в конце процедуры подачи резюме через нее (что-то вроде: мы считаем, что вы рассказали о себе достаточно). Ну-ну, за все эти годы — конечно :)
Кстати, некоторые компании не только отдают первичную фильтрацию на милость ATS, но скрининг (первичное интервью) также перепоручают агентству-аутсорсеру. Так что не удивляйтесь, когда от лица нескольких разных компаний с вами будет общаться один и тот же рекрутер.
В заключение могу сказать, что ATS — это, несомненно, будущее рекрутинга, и большинству нынешних независимых скаутов и рекрутеров имеет смысл подумать о смещении фокуса в своей трудовой деятельности на консалтинг в области ATS-оптимизации.
Job boards
Job boards — места фактической встречи соискателя и работодателя. Каждая сторона предъявляет к доскам свои требования. Из своих я бы выделил:
- Популярность. Работодатель не должен игнорировать этот сайт. Поиск релевантных вакансий — занятие нудное и ресурсоемкое, тратить время на прочесывание всех существующих досок неэффективно. Имеет смысл выбрать две — три.
- Развитая фильтрация результатов поиска. Какие фильтры важны:
- Глубина поиска по времени. Время от времени вы будете возвращаться к поискам, лучше сразу отсекать ранее виденное. Сюда же можно отнести возможность сортировки по времени размещения.
- Язык вакансии. Я искал только англоязычные, исходя из соображений, что вакансии на немецком предполагают знание этого языка.
- Занятость. Это слабый фильтр, т.к. основной массив вакансий рассчитан на полную занятость, но до двадцати процентов неинтересных позиций (интернатура, временные позиции и part time) таким образом из выдачи получалось убирать.
- Локация и дистанция. Хорошо, если можно искать не только по городу ли стране, но еще и по земле (территориальная единица в Германии) — например, Баварии. Дистанция от пункта поиска позволяет находить вакансии в ближайших пригородах, находящихся, тем не менее, за городской чертой. Так, например, под Берлином расположен кампус eBay.
При этом важно понимать, что сильно фильтровать вакансии нельзя. Дело в том, что во многие борды они пробрасываются из ATS автоматически и при этом игнорируются различные минорные поля. Например, многие вакансии, рассчитанные на опытных менеджеров, размещаются на LinkedIn с лейблами entry position или associate просто потому, что так настроена проброска из ATS. Фильтрации по зарплате не существует, т.к. ее в принципе не принято указывать и вообще двусторонне обсуждать до оффера.
- Корректные и гибкие нотификации о новых вакансиях. Любой накрученный фильтр должен подлежать сохранению, а информация об удовлетворяющих ему вакансиях выдаваться удобным способом — уведомлением на сайте, в приложении или письмом в оговоренный период (ежедневно/еженедельно). Вообще, особой спешки в подаче нет — вакансии висят месяцами и работодатель отдает себе отчет, что у достойного кандидата есть дела поважнее, чем сидеть и обновлять страницу с предложениями о работе.
- Корректная подборка аналогичных вакансий при просмотре конкретной позиции. Это уже вопрос ИИ и алгоритмов, но когда, скажем, при просмотре вакансии, где написано «немецкий не требуется», тебе дополнительно предлагается посмотреть другие позиции, в который подобный не всегда четно сформулированный критерий также встречается — это большой плюс ресурсу. В противном случае возникает ощущение напрасно потраченного на серфинг времени.
Моя личная категоризация и топ досок для поиска работы в Германии выглядит так:
Авторитетные: большое количество вакансий, гибкая фильтрация, адекватные оповещения.
- LinkedIn (организация запрещена в РФ). О необходимости иметь правильно наполненный профиль в этой соцсети я еще напишу. Из полезного и эксклюзивного здесь нужно отметить:
- Форма быстрой подачи резюме Quick Apply, которую используют некоторые организации вместо ATS или публикации мейла для приема заявок от соискателей. Таким образом, сервис превращает себя в ATS, что в совокупности со знаниями LinkedIn о рабочей активности кандидата делает его мощным орудием поиска для работодателя.
- Гибкий поиск со множество фильтров. Тут, как я уже писал, главное — сильно не увлекаться. Единственное, немного путанные опции геопоиска: нельзя задать радиус вокруг города и некоторые географические сущности дублируют друг друга (например, Berlin, Germany и Berlin Metropolitan Area) — что поиску не вредит (т.к. результаты примерно одинаковы для обеих опций), но немного сбивает с толку.
- В отличие от прочих упоминаемых в рейтинге сервисов, это чуть ли не единственный глобальный (не немецкий) ресурс и, как следствие, именно он более прочих нацелен на привлечение иностранных специалистов.
- Деликатные настройки оповещений: раз в сутки придет письмо (или появится нотификация на сайте — как настроите) о точном количества вакансий по тому или иному фильтру.
В общем, именно LinkedIn я пользовался большую часть времени, потраченного на поиск работы (в конце концов, отказался в пользу другого ресурса — читайте до конца). В связи с этим, все остальные ресурсы буду сравнивать с ним, для упрощения и скорости.
- Xing — немецкий клон LinkedIn, профессиональная рабочая сеть. Тратить время на заведение в ней подробно расписанного рабочего профиля смысла нет, а вот искать вакансии — вполне. В отличие от оригинала, есть фильтры по дистанции вокруг городов, а вот нотификации вываливают какие-то пугающие цифры в стиле «250 новых вакансий product owner» (т.е., на самом деле, имеются ввиду все актуальные вакансии в базе, но для мониторинга новых это неактуально).
- Stepstone – в России недоступен. Старый местный джобборд. Из хорошего — есть фильтрация по языку вакансий. Из плохого — используется ограниченным кругом работодателей, в основном, местным крупняком.
- AngelList — доска для стартапов. Хороша тем, что позволяет создать адекватный профиль для фаундеров и предпринимателей. Второй плюс — здесь нередка возможность выйти напрямую на decision maker'а, минуя скрининг.
- BerlinStartupJobs — название говорит само за себя. Неплохая возможность прямого выхода на небольшие компании, которые не могут или не хотят работать c ATS.
Спам-борды. Агрегируют вакансии со сторонних ресурсов с целью получить реферальный бонус за доставку специалиста в случае его трудоустройства. Основное отличие от остальных бордов (не соцсетей, как LinkedIn или Xing) — обязательная регистрация для доступа к полному тексту вакансий с последующей волной спама на ваш мейл. Также здесь нередки репосты чужих вакансий с измененным текстом для привлечения внимания или вовсе закрытые вакансии, стимулирующие регистрацию на ресурсе. Пара самых настойчивых сайтов: Neuvoo и JobRapido. Регистрироваться на них можно, но не забудьте сразу настроить форвард всех писем от них прямиком в корзину.
И наконец — тадам! — лавры самого эффективного джобборда достаются Google :) C недавних пор в поисковике реализован интерфейс поиска по вакансиям на куче бордов и ATS, включая все вышеперечисленные. Специальной ссылки для вызова интерфейса нет, просто наберите в строке поиска что-нибудь типа job product manager Dresden.
Одинаковые вакансии, размещенные на разных ресурсах, объединяются в одну. Есть фильтры по глубине поиска, локации и радиусу вокруг нее, языку вакансии. Этого вполне достаточно, чтобы не заморачиваться на мониторинг множества источников, а методично (скажем, раз в три дня или неделю) проверять новые вакансии, задавая соответствующую глубину поиска.
Интересно, что после появления сервиса Google симптоматично обвинили в том, что тот, мол, парсит только дружественные ресурсы, игнорируя конкурентов. Я не знаю, кого тогда записали в конкуренты, но я в результатах поиска встречал ссылки как на все прежние объекты моего мониторинга, так и на ранее неизвестные мне сайты.
Напоследок, очень коротко о независимых рекрутерах и агентствах. Никакой пользы от их деятельности я на протяжении поиска работы не увидел. Ни одно из десятков посланных им резюме не привело не то чтобы к собеседованию — даже к хоть какому-то ответу. Поэтому этих участников рынка я ради экономии времени рекомендую игнорировать.
Следующий пост будет посвящен подготовке необходимых материалов для откликов на вакансии.
Автор: timprox