Мне не нравится как организуется Черная Пятница в России.
В то время, как в США продают за бесценок массу интересных устройств, наши ритейлеры делают скидки на никому не нужные товары (вроде флешек), либо занимаются «еврейскими» распродажами (завышают цены до акции и делают незначительную скидку до обычной цены). К счастью, мы в силах сделать по-другому и показать другим ритейлерам как можно работать.
Для начала пара слов про историю Черной Пятницы.
Появилось это понятие еще в XIX веке, во время финансового кризиса 1869 года в США.
Позволю себе процитировать издание Tjournal:
Ещё с конца девятнадцатого века «чёрными» было принято называть дни сильнейших экономических потрясений. Например, за 24 сентября 1869 года навсегда закрепилось название «Чёрная пятница»: тогда казначейство США без предупреждения устроило массовый выброс золота на рынок, чтобы скорректировать его курс, быстро растущий из-за финансовых спекуляций. За считанные часы драгоценный металл обрушился в цене на 30 процентов, из-за чего многие американцы лишились целых состояний.
Подробнее про историю Черной Пятницы можно почитать на TJ.
В наше время Черная Пятница закрепила за собой статус самой большой распродажи года, позволив ритейлерам существенно повышать продажи в предновогодний период. К примеру, в прошлом году за Черную Пятницу было продано товаров на $ 57.4 миллиарда, из них в интернете было продано товаров на $ 1.2 миллиарда.
В Россию Черная Пятница пришла лишь в прошлом году вместе с проектом Blackfriday2013. О нем выходила статья на Хабре (когда сайт проекта упал и никак не хотел подниматься).
Над ребятами, которые организовали эту распродажу не издевался только ленивый:
Да, они не были готовы к нагрузкам на сайт, да не все продавцы предоставили достойные скидки, но в целом это был первый такой опыт для России и те, кто сделал качественное ценовое предложение в итоге обрели довольных покупателей. Стоит признать, что по сети все же преобладали настроения вроде «Мы же в России живем, чего вы хотели, тут обманут и без штанов оставят».
Madrobots на момент запуска акции в 2013 году был еще совсем «зеленым» и мы еще не знали, что можем предложить. Да и не умели быстро перестраиваться.
Зато мы могли посмотреть, что делали интернет-магазины на Черную Пятницу.
Большинство из них работали по отлаженной схеме:
- Определяется дата старта распродажи и список товаров со скидками
- Пользователю предлагается оставить электронный адрес и получить уведомление о начале распродажи
- В момент распродажи пользователю приходит письмо о старте акции
- Самые интересные позиции улетают в первые 2-3 минуты акции.
Тем кто не успел купить задешево интересное устройство остается кусать локти.
Мы посчитали, что можно улучшить эту механику и решили совместить 2 элемента:
- востребованные устройства с очень привлекательными ценами
- элемент уравнивания и соревновательности между участниками
Там мы придумали «Электронную очередь». Почти как обычную, но электронную.
Мы сделали игру, где социальный капитал (количество друзей, подписчиков) позволяет сильно увеличить шансы на покупку техники со скидкой.
Это сделано через механику «электронной очереди», когда оставляя почту на странице, пользователь получает порядковый номер в хвосте очереди и чтобы продвинуться, ему нужно совершить как можно больше социальных действий (лайк, шэр, ретвит).
Этап 1. Как сделать акцию привлекательной
Мы выбрали 5 самых желанных гаджетов среди гиков:
- Xbox One
- Playstation 4
- Jawbone UP24
- Moto 360
- GoPro HERO4 Black Edition
Все эти устройства мы решили продавать по цене существенно ниже их розничной стоимости и в ограниченном количестве — по 5 штук каждого. Причем цена действует только при оплате заказа с помощью PayPal, что еще больше ограничивает возможности покупки.
На этом этапе мы сформировали пул устройств, которые должны обеспечить интерес к акции.
Этап 2. Как уравнять шансы участников на покупку
Чтобы уравнять шансы участников, мы сделали 2 вещи:
- разделили акцию на 5 частей
- привязали время получения рассылки о старте распродажи к активности пользователя
В течение 4-х дней с 28 ноября по 1 декабря каждые несколько часов мы будем открывать на странице акции 21 товар по правилу — 1 гаджет из ТОП5 + 20 устройств.
Время старта распродаж мы держим в секрете, чтобы у всех были равные шансы купить приглянувшееся устройство.
Всего будет 5 анонсов акции, которые произойдут в случайное время между 08:00 и 23:00 по московскому времени.
При старте распродажи всем, кто оставил свои контакты на странице распродажи, придет уведомление по почте (и телефону, если вы его оставите).
Этап 3. Как геймифицировать распродажу
Следующей задачей для нас стало разобраться как информировать как можно большую аудиторию об акции.
Решение очевидно. Нужно, чтобы участники распродажи были заинтересованы в распространении информации об акции.
Для этого мы использовали «электронную очередь».
Мы решили связать номер пользователя в «электронной очереди» с временем, когда он получит уведомление о старте распродажи.
Действует простое правило: в основе очереди количество набранных пользователем баллов. Чем выше место в очереди, тем раньше участник узнает о начале распродажи.
Чтобы продвинуться в очереди, нужно совершать предложенные действия и получать за них баллы.
Выглядит этот виджет примерно так:
Рейтинг участников обновляется в реальном времени.
Все участники акции ранжируются по количеству набранных баллов за выполненные задания.
Первые 100 участников по рейтингу баллов получат уведомление о старте очередной волны распродажи за несколько минут до ее старта, каждая последующие 100 участников будут получать рассылку с задержкой в 30 секунд.
Чем быстрее пользователь отреагирует на рассылку об акции, тем выше его шансы стать одним из счастливых обладателей нового устройства.
Для обработки социальных данных мы использовали движок сервиса Magictab.ru.
Magictab — это что-то вроде социальной программы лояльности, где за различные социальные действия (лайк, твит, подписка и пр.) пользователь может получать бонусы от компании вплоть до ее товаров или существенных скидок.
Вместе с ребятами из Magictab мы кастомизировали их виджет, где пользователю предлагается совершить ряд действий и продвинуться в очереди.
Magictab разработали «Доску почёта», где можно посмотреть свое место в очереди и количество набранных баллов:
Этап 4. Как геймифицировать распродажу еще больше
Но и этого нам было недостаточно и мы решили еще сильнее увеличить скорость распространения информации об акции. Для того, чтобы оставить свой электронный адрес нужно сначала поделиться страницей в соц сети, чтобы блок подписки открылся:
Опытный читатель заметит, что мы не проверяем отправил ли пользователь пост или нет.
От появления идеи до запуска страницы акции прошлом всего 10 дней и этим я горжусь.
Если вы покопаетесь в коде и дизайне, найдете массу огрехов, которые мы просто не успели поправить (например, из-за метода определения пользователя, виджет Magictab не поддерживает браузер Safari).
Буду признателен за личные сообщения с перечислением найденных проблем или указание их в комментариях к этому посту.
Предварительные итоги акции за первые сутки после старта
Чуть меньше суток прошло после запуска анонса Черной Пятницы.
И нам есть уже чем поделиться.
Во-первых стало понятно, что мы сделали не самую понятную механику.
На самой странице нет объяснения того, как именно работает акция.
Исправить это в дизайне мы уже не успеем, но учли для будущих акций.
Но при этом мы поняли, что придуманная нами механика работает. Несколько цифр, чтобы это подтвердить найдете ниже.
Социальные сети и подписки
- ~4 000 человек в электронной очереди, которые оставили свою почту
- Facebook >1 000 расшариваний акции
- Twitter >500 твитов
- Vkontakte пока непонятно сколько постов, но тоже сотни
- ~3 000 новых подписчиков Madrobots в социальных сетях
Посещаемость и продажи
- Трафик на страницу Черной Пятницы за первый день превысил 10 000 человек.
- Мы получили около 150 заказов на ~1 млн рублей, причем большинство без скидок. Просто больше людей узнали, что есть такой магазин — Madrobots.ru
Я очень рад, что у нас начало получаться работать быстро. Так быстро, как должен работать стартап. Все это благодаря разным командам и людям, которые работают вместе с Madrobots.
Над акцией работали:
Учет действий пользователя — Сервис Magictab.ru
Программирование промостраницы — Центр Высоких Технологий
Создание и верстка емейлов — агентство Дигдог
В следующем посте по итогам акции напишу более подробно о том, как отработала акция и чему нас научила.
Задавайте вопросы в комментарии и пишите, о каких аспектах работы магазина и страницы акции вам было бы интересно узнать.
Если вы долистали пост до конца и еще не сходили на сайт, ниже ссылка на страницу акции:
http://madrobots.ru/blackfriday2014/
Автор: ni404