В ближайшие месяцы в продажу поступят сразу несколько устройств виртуальной реальности:
— Oculus Rift (28 марта 2016)
— HTC Vive (апрель 2016)
— PlayStation VR (первая половина 2016)
— Microsoft Hololens (первый квартал 2016)
Самое время суммировать все, что известно об этих устройствах, и решить, стоит ли их брать сейчас, на чем остановить свой выбор, а также под какое устройство наиболее перспективно разрабатывать игры.
Зачем нужен шлем и заменит ли он мониторы и телевизоры?
Технологии виртуальной реальности дают совсем другой уровень погружения. Когда вы в шлеме, в поле зрения есть только игра, а обзор осуществляется не мышью или стиком, а движениями головы. Качество изображения по сравнению с мониторами и телевизорами все еще отличается в худшую сторону, но даже с учетом этого виртуальная реальность действует сильно. Поездка на американских горках укачивает, а самая обычная хоррор-игра пугает как в детстве.
Появление шлемов не означает, что дисплеи уйдут в прошлое. Технологии виртуальной реальности все еще далеки от совершенства, а в некоторых играх их применение нерационально (многие стратегии, двухмерные игры).
Какие шансы на успех? Шлемы виртуальной реальности пытались выпускать и раньше, но распространения они так и не получили.
Да, действительно попытки были и раньше. Первый коммерческий шлем виртуальной реальности (Virtuality) появился еще в 1990-м. Но тогда еще не существовало технологий, которые позволяли бы массовый доступный продукт, который мог иметь успех у покупателей. Например, Oculus Rift выводит изображение разрешением 2160x1200 (1080x1200 на каждый глаз) при частоте развертки 90 Гц. Это требует компьютер в 2-3 раза более мощный, чем для игры в 1080p.
В пользу того, что нынешний бум не фальстарт, указывают широкая распространенность Oculus Rift еще на стадии прототипа для разработчиков и большой интерес людей.
Какой из трех шлемов выбрать? Oculus Rift?
Пока сказать сложно. По характеристикам все три шлема схожи. Новую волну VR запустил Oculus Rift, и он пока привлекает самое большое внимание. Oculus Rift начинался как проект на Kickstarter, который собрал несколько миллионов долларов, а позже был куплен Facebook. Глава компании Палмер Лаки интересовался VR с детства, у него одна из самых больших в США коллекция шлемов виртуальной реальности. Техдиректор в Oculus VR Джон Кармак известен как создатель движков для игр id Software (Doom, Quake), т.е. человек в игровой индустрии далеко не последний.
Тем не менее опыта создания и популяризации игровых устройств у компании нет. Oculus Rift может оказаться сложным в настройке для неискушенного пользователя и к тому же он рассчитан на платформу РС (пока только Windows, в будущем появится поддержка OS X и Linux), рынок которой в разы меньше рынка консольных игр.
Что касается характеристик, то в Oculus Rift два экрана, каждый выдает разрешение 1080x1200 с частотой 90 Гц. Продаваться будет в комплекте с геймпадом от Xbox One, а также играми EVE: Valkyrie и Lucky Tale. Список поддерживаемых игр включает уже сотни тайтлов. В перспективе планируется выпуск специализированного контроллера Oculus Touch, который позволит управляться в играх не только с помощью кнопок и стиков, но и движениями рук.
Что известно о PlayStation VR?
У Sony уже есть опыт работы над такими устройствами — в 1997 году она выпускала шлем Glasstron, который поддерживался MechWarrior 2. PlayStation VR его продолжатель. Компания работает над ним с 2011 года.
Шлем Sony рассчитан на работу с PlayStation 4 и может выдавать на каждый глаз картинку 960×1080 с частотой 120 Гц. Список поддерживаемых игр исчисляется десятками, среди них 20 эксклюзивов, включая Ace Combat 7 и Gran Turismo Sport. Играть можно с помощью геймпада или на двух PlayStation Move. В будущем планируется выпуск нового поколения Move (возможно, называться будут уже по-другому), заточенных под VR.
Какие шансы у HTC Vive от Valve?
Valve вступила в VR-гонку позже всех: первые прототипы были показаны в 2014 году. Шлем разрабатывается совместно с HTC. Характеристики как у Oculus Rift: 1080x1200 на каждый глаз, 90 Гц. В комплекте идут специализированные контроллеры, так же, как у PS VR и Oculus Rift. Поддержка Vive заявлена в 37 играх.
Несмотря на авторитет Valve, большой перспективы у шлема пока не просматривается. Опыта в «железном» бизнесе у Valve мало, и неудачный старт Steam Machines показывает это в полной мере. У HTC дела тоже обстоят не лучшим образом: деловая пресса ситуацию в компании описывают словами «коллапс», «штопор» и «котировки акций ниже, чем стоимость активов».
Какие еще есть шлемы?
Есть курьезный проект Google Cardboard: можно по специальной схеме вырезать из картона шлем, вставить в него линзы, магнит и смартфон в качестве экрана. Большого эффекта от него ждать не стоит. Удивительно, но есть российский аналог.
Есть также много шлемов, которые сделаны по аналогии с Google Cardboard (смартфон вместо экрана), но заводского производства: Samsung Gear VR (работает в связке с Samsung Galaxy Note 4), Homido VR, 3D VR, 3D VR Box, VR BAOFENG3, VR Shinecon, Magic Glass, Carl Zeiss VR One, Vortex VR One, Fibrum Pro, Durovis Dive, Merge VR, Freefly VR. Все они уже в продаже, но ни один большого ажиотажа не вызвал.
Кроме того, есть second tier-аналоги Oculus Rift, т.е. полноценные шлемы с собственными экранами: NVR (российская разработка, в продаже), OSVR от Razer (в продаже), Total Vision VR2 (предзаказ на 2016), Omimo Uranus One (в продаже), ANTVR (в продаже), VRVANA Totem (в продаже).
Наиболее интересную альтернативу под названием HoloLens предлагает Microsoft. Это не шлем, а очки для создания дополненной реальности, которые показывают трехмерные голограммы в реальном мире рядом с пользователем. В отличие от шлемов это самостоятельное автономное устройство (как Google Glass) и его применение выходит далеко за пределы игр. Скорее всего даже так: за пределами игр Hololens найдется куда больше вариантов применения, чем в играх.
Релиз Hololens анонсировался на текущий квартал по цене $3000.
Наиболее интересные игры для VR?
В России наиболее популярны Minecraft и танковые игры. В Minecraft поддержка Oculus Rift появится весной этого года, а, кроме того, будет поддержка Hololens. War Thunder уже поддерживает Oculus Rift и будет поддерживать PlayStation VR. «Армату» можно подружить с Oculus при помощи VorPX. Для World of Tanks есть мод под Oculus Rift.
Что до эксклюзивов, то есть игр, разработанных специально под шлемы, то наибольший интерес представляют EVE: Valkyrie (космический симулятор во вселенной EVE Online), The Climb (симулятор скалолаза от Crytek), Private Eye (нуар-триллер), The London Heist (криминальный экшен), The Deep (симулятор дайвера), Edge of Nowhere (что-то вроде «Хребтов безумия» от Insomniac Games), будущая игра от авторов хоррора Until Dawn. В целом наиболее сильная линейка на данный момент у Sony.
Изменится ли вместе с появлением шлемов управление играми?
Несомненно. Пока самым удобным способом управления остается обычный геймпад — не случайно разработчики Oculus Rift включают его в стандартный комплект поставки. Но в перспективе наилучшие впечатления, скорее всего, будут доставлять специализированные контроллеры, которые похожи на разрезанный надвое геймпад и способны отслеживать движения рук. В этом направлении работают все три производителя (Oculus VR, Sony, Valve/HTC).
Помимо того, разрабатывается и другая периферия: жилет, который имитирует попадания пуль, костюм на все тело с обратной отдачей (скорее всего, нужную сумму не соберут, но вряд ли это последний такой проект), беговая дорожка Virtuix Omni, оружие с отдачей, устройство для отслеживания зрачков, помогающее целиться, симулятор полета птицы и даже контроллер для тискания женской груди (придумали, естественно, японцы).
Широкое распространение такого рода устройства вряд ли получат: они требуют дополнительных расходов, много места (особенно Omni) и поддержки со стороны разработчиков. Сомнения остаются даже в успехе специализированных контроллеров вроде Oculus Touch, которые будут поставляться в комплекте со шлемами. На словах управление движениями рук звучит здорово, но на практике это требует места, да и просто утомительно. Стандартный геймпад пока никто не смог превзойти, хотя попыток было много.
Где еще, помимо игр, могут быть задействованы устройства виртуальной реальности?
— Видео с обзором 360 градусов. Уже снимаются фильмы под Oculus Rift.
— Социальные сервисы. Linden Lab (создатели Second Life) в прошлом году заявили, что работают над новым виртуальным миром Project Sansar для Oculus Rift и Samsung Gear VR.
— Проектирование. Несколько архитектурных фирм выразили заинтересованность в Oculus Rift.
— Спортивные трансляции. Компания LiveLike обещает их в VR.
— Продажа автомобилей. Audi с прошлого года использует Oculus в дилерских центрах для подбора машин и виртуальных тест-драйвов.
— Армия. Шлемы удобны для тренировки пилотов и водителей бронемашин. И даже в бою они пригодятся: экипажи танков получают куда лучший обзор. Норвежская армия уже экспериментировала с Oculus в этом направлении.
Вариантов применения масса, и большинство из них еще даже не придуманы.
А как же порно?
Это вообще самое главное. Порно-индустрия взяла Oculus Rift на вооружение с первых дней его существования (NSFW). На порносайтах отдельные разделы с VR еще не появились, но специализированные сайты уже существуют.
Отзывы пробовавших виртуальное порно смешанные. Одни говорят, что эффект присутствия настолько сильный, что можно рефлекторно отпрянуть или «почувствовать» запах партнера. Другие жалуются, что VR-порно, вопреки ожиданиям, не так интересно: шлем на голове отключает тебя от реальности и не дает сосредоточиться на своем теле, к тому же твои органы слуха и зрения изолированы, из-за чего возникает страх, что кто-нибудь войдет в комнату и застанет тебя в таком виде.
Наверняка можно сказать, что VR вдохнет новую жизнь в ту разновидность адалта, когда девушка по видеочату за деньги делает то, что от нее просят. Эффект присутствия в таких видео явно вырастет, к девушкам можно будет «почти прикоснуться».
Что до игр на взрослую тему, то наибольшее внимание пока получила Summer Lesson. Это японский симулятор свиданий для PlayStation 4.
Никакого порно там, конечно, не будет, только флирт.
На РС VR-игры будут куда откровеннее, но, как обычно, малоинтересные (кто пытался играть в Sexy Beach знает, что от скуки там умрешь раньше, чем увидишь хотя бы обнаженную грудь). Про Summer Lesson очевидцы, впрочем, тоже говорят, что она глупая и скучная.
Сколько придется заплатить за VR?
Потребительская версия Oculus Rift обойдется в $600 + $1000 за компьютер. Рекомендуемые системные требования: CPU Intel i5-4590 или выше, видеокарта NVIDIA GTX 970 / AMD R9 290 или выше, оперативная память 8 GB+, Windows 7 SP1 64 bit или выше.
Цена на HTC Vive не объявлена, но по слухам она будет в диапазоне от $600 до $1500.
Дешевле всего PlayStation VR: приставка за 25 000 руб. и примерно столько же за шлем.
Так какой шлем лучше выбрать?
Можно осторожно предположить, что оптимальным выбором по соотношению цена/качество будет PlayStation VR: цена шлема будет сопоставима с Oculus, а вот приставка обойдется дешевле игрового компьютера. Кроме того, PS VR может быть проще в обращении ввиду ориентации менее подкованную технически аудиторию и большой опыт Sony в создании игровых устройств.
Перед покупкой обязательно протестируйте шлем продолжительное время — хотя бы полчаса-час. Может оказаться, что в шлеме вам дискомфортно по физиологическим причинам.
Стоит ли брать VR сейчас?
Первопроходцем быть интересно, но, как всегда, за это придется заплатить свою цену. Потребительские версии шлемов будут лучше девкитов, но вряд ли в них до конца решат проблемы быстрой усталости глаз, головной боли, укачивания. Наверняка будут и технические проблемы. Да и денег придется заплатить немало.
В другой стороны, оказаться среди early adopters бывает бесценно.
Бонус-трек: сборник закладок на сайты про VR
Автор: halamyzer