Создавая компанию Pochta.fi, мы ориентировались на себя.
В первую очередь мы хотели решить вопрос с магазинами, которые не доставляют покупки в Россию. Поэтому открыли пункты выдачи товаров в Финляндии на границе с Россией. Мы предоставляем клиентам финские адреса для заказов из Европы и Америки и работаем как транзитный склад. Забрать посылку у нас можно самостоятельно, а можно попросить друга.
Во-вторых, мы хотели сократить размер пошлин, ведь все посылки не из ЕС в Финляндии облагаются достаточно большими пошлинами. Избежать этого можно с помощью перевода посылок в статус транзитных и возить их по специальному таможенному документу — транзитной декларации. Этот документ можно получать только у агентов примерно за 40 евро каждый, что нас не устраивало.
Тогда мы поняли, что нужно работать напрямую с таможней, чтобы дать возможность нашим клиентам значительно экономить на онлайн-покупках. Интеграция с таможней стала для нашего стартапа краеугольным камнем, это был наиболее важный момент во всей нашей задумке. У русских партнеров была экспертиза в ИТ, у финских — в логистике. Процесс интеграции с таможней занял у нас всего несколько месяцев.
Финская таможня как любое государственное учреждение не привыкла идти на уступки. На протяжении долгих лет они работали с постоянными агентами и не были готовы к тому, чтобы быстро включить в этот список еще одного игрока.
А мы не просто захотели стать аккредитованным таможенным агентом, мы понимали, что у нас не будет ресурсов работать по-старинке, с бумагами и визитами в таможню каждый день или каждую неделю, поэтому мы сразу заявили, что хотим выстроить онлайн-систему и получать все данные, документы, одобрения максимум через 7 минут после заявки (сейчас это так и происходит).
Непосредственно переговоры с таможней взял на себя наш финский сооснователь, как русский финн он хорошо знает языки, русский и финский менталитеты и смог выстроить правильный эффективный диалог. Он все время держал руку на пульсе и предвидел все возможные нестыковки или проблемы.
Главное правило, которое мы для себя установили — система должна работать на бизнес, а не наоборот. Бизнес должен быть ведущим, а не ведомым, ведь именно за бизнесом в конце концов будущее и процветание для любой страны. Европейская и западная система ценностей очень сильна и ориентирована на людей. Мы заранее к этому подготовились и именно эту позицию для переговоров выбрали, рассказали обо всем, что сможем сделать для клиентов, сколько поможем сэкономить денег, таким образом привлекая и туристический поток, и товарооборот в страну.
Нам пришлось преодолевать разницу в менталитетах и языковой барьер. Чтобы их минимизировать, мы полностью погрузились в рабочий процесс, в который нам нужно было интегрироваться. Мы просыпались и ложились с теми же задачами, которые решает финская таможня. За два месяца работы над интеграцией мы не только изучили все до мельчайших подробностей, мы практически научились также мыслить, предугадывать следующий шаг и опережать его. Конечно, систему, государственное учреждение с большим числом чиновников, сдвинуть с места оказалось очень непросто, мы сотни раз слышали слово «нет» и миллион причин, доказывающих это. Но каждый раз мы вспоминали о своей цели, своей миссии и не останавливались ни перед чем.
Чтобы запустить сервис мы прошли длинную путь: получили Katso ID-идентификатор зарегистрированной в Финляндии компании, по которому доступны электронные сервисы таможни, налоговой и социальных служб, открыли банковский счет компании (что оказалось совсем не простым делом), оформили больше 10 лицензий на таможенную брокерскую деятельность, прошли проверку для получения сертификата электронной подписи от Finnish Population Register Centre (VRK), получили аккредитацию в таможне на использование Electronic Data Interchange (EDI) и множество других менее значимых, но обязательных процедур. Рынок таможенных услуг довольно консервативный, тем более в Финляндии это не самое бойкое место, где новые компании появляются каждый день, и при взаимодействии с каждой новой для нас официальной финской организацией мы проходили весь спектр отношений к нашей идее от опасения до осторожного интереса и поддержки.
Интеграция с информационными системами финской таможни оказалась на редкость продуманной и хорошо описанной процедурой, у компании есть общий фреймворк Direct Message Exchange c подробной документацией (на финском и английском языках), форматами электронных сообщений, примерами реализации и тестовых данных. Электронный документооборот построен на основе Universal Business Language, стандартизированного и распространенного в Европе формата электронных документов обращающихся в EDI, что характеризует зрелость подхода и повышало наши шансы на успех.
Прежде чем браться за разработку программной части, мы изучили рынок подобных систем, опыт похожих на нас компаний. Поняли, что готового решения с нужными нам свойствами на рынке не просматривается, и решили “пилить” самостоятельно. Расчехлили методичку по service design, прошли несколько кругов проектирования, нашли правильное направление и проработали его до максимально доступного нам уровня детализации. Учитывая, что мы никогда не занимались международной логистикой, интермодальными перевозками, таможенной очисткой, то получилось неплохо. Мы до сих пор пользуемся основными решениями продуманными в самом начале. За основу для программной системы взяли готовую e-commerce платформу и хорошенько ее доработали под наши нужды по проработанным сценариям.
Систему и процесс, по которому мы хотели начать работать, финская таможня запускала в начале 2015 года, и мы были в числе первых компаний подтвердивших свои возможности и допущенных к подключению. Пока таможенная служба готовила систему к публичному запуску и согласовывала планы нашего подключения, мы реализовали программный эмулятор таможенного сервиса для отладки своей части интеграции с целью максимально сократить сроки тестирования с реальной системой. Такой подход позволил нам быстро проходить тестовые сценарии, помогать таможне отлаживать их свеженаписанные сценарии тестирования, выяснять недокументированные нюансы процесса и параллельно дорабатывать нашу систему. В итоге мы успешно со всем справились и запустили нашу интеграцию раньше остальных участников.
Благодаря этой интеграции сейчас все, что нужно клиенту Pochta.fi — это внести информацию о своей покупке в личный кабинет (например, вейк-борд — 200 долларов), приехать на точку выдачи и забирать посылку.
И самое главное для нашего бизнеса — мы не перекладываем на себя эти операции, мы автоматизировали и оптимизировали все процессы и высвободили свои бизнес-ресурсы. За счет этого мы можем предоставлять свои услуги дешевле, чем другие игроки рынка. Так доставка небольшой посылки от 1 до 5 кг из Америки будет стоить всего 20 евро, это финальная стоимость, к которой не добавится абонентская плата, оплата приемки посылки или ее обработки. Европейские посылки стоят 15 евро вне зависимости от габарита и веса.
На самом деле мы не просто прошли успешную интеграцию и теперь предлагаем на рынке удобную услугу, мы создали уникальную интеллектуальную собственность в России, за пределами Евросоюза и интегрировали ее системы с системами и регламентами Евросоюза.
Всем молодым компаниям, независимо от их целей и сфер работы, хочется напомнить, что у стартапа есть огромное преимущество — он может правильно использовать человеческие ресурсы, отметать все ненужное и делать в каждый момент времени только то, что действительно важно.
Стартап — это уникальная возможность быстрее подстраиваться, быть всегда на шаг впереди, моментально реагировать на любые изменения, ведь именно в этом и кроется шанс на успех.
Мы уже публиковали эту статью вот здесь http://rusbase.com/opinion/pochta-fi/, но кажется, что аудитория rusbase позволяет нам ее опубликовать и здесь.
Автор: pochtafi