Один из символов достатка в России в 1993-1997 годах — пейджер. Это устройство, способное принимать короткие буквенно-цифровые сообщения. Сотовые телефоны и смартфоны заменили эти гаджеты с миниатюрными экранами. Под катом — немного истории и раритетная телевизионная реклама.
В 1920-е годы в Детройте полиция использовала радио для оповещения мобильных подразделений. Диспетчер передавал информацию, которую слушали все патрульные автомобили. Позже системой начала пользоваться армия США. В процессе эволюции связи появились миниатюрные приемные устройства.
Motorola в 1956 году представила пейджер для сотрудников клиник — Handie-Talkie. Теперь вместо того, чтобы объявлять по громкоговорителю имя врача, имя пациента и палату, сообщение посылали на портативные устройства. Врач подносил миниатюрное устройство к уху и слушал сообщение. Под одной системой, состоящей из пейджеров и базы, управляемой операторами, могли работать несколько сотен человек.
Леонард Нимой, звезда сериала «Звездный путь», в 1981 году рекламировал пейджер от компании Edmonton Telephones.
Реклама Motorola из 1980-х. Пейджер поможет предупредить друга о том, что девушка, с которой он познакомился, на самом деле не девушка.
Не все пейджеры имели дисплей — были «биперы», которые только пищали.
Реклама британского провайдера связи для бизнеса 1980-х.
Первая пейджинговая связь в СССР появилась с 1960-х годов — для «скорой помощи» и других государственных структур. Затем в 1979 английская компания Multitone развернула сети для подготовки к Олимпиаде-1980 в Москве. Рядовым гражданам этот тип связи стал доступен только в 1993 году. В апреле 1996 года в стране обслуживались 200 тысяч абонентов.
В 1990-е годы пейджеры были признаком достатка, затем стали обыденностью, но к 2000-м сотовые телефоны победили благодаря снижению стоимости на услуги. Зачем пейджер, если можно позвонить или отправить смс-сообщение?
В российской рекламе 1993 года Волк из «Ну, погоди!» отсылает Зайцу на пейджер с мобильного телефона АМТ сообщение, когда оказывается в горах.
В рекламе Intenational Paging Corporation рассказывают о простоте использования пейджера: в любой момент вам пришлёт сообщение жена, родственники и даже дети.
Реклама пейджеров Motorola в 1995 году.
Из-за распространения пейджеров появились вещи, под это устройство стилизованные. Life Pager — это газовый баллончик для самозащиты в форме пейджера.
1995 год: сын уговаривает отца купить ему пейджер Motorola Bravo FLX.
Вы можете кататься на роликах или играть в волейбол — пейджер всегда сообщит вам, куда позвонить. Останется только найти на пляже любой таксофон.
Цезарю явно не хватало пейджера, считает Motorola.
Людям, которые оказались в гробу, тоже не помешает связь.
Немного шутливой рекламы с эротическим подтекстом.
В 2000 году пейджеры все еще существовали. В рекламе SkyTel упор делается на возможность отправить обратное сообщение.
А в России в этом время разыгрывали пейджер по MTV.
В 1993 году выручка игроков рынка пейджинговой связи составила 2,6 миллиарда долларов. По всему миру пейджерами пользовались 22 миллиона человек. По прогнозам венчурного фонда MCI к 2003 году количество клиентов должно было увеличиться до 65 миллионов.
В Канаде в 2013 году продолжают пользоваться пейджерами: 161500 человек заплатили за пейджинговые услуги более 18 миллионов долларов. В марте 2015 год крупнейший провайдер этого типа связи в Канаде Telus перестал оказывать услугу. В США на услуги потратили 3,2 миллиарда долларов в 1999 году, после чего выручка компаний за эти услуги стремительно падала до 361 миллиона в 2009 году.
Данные о выручке пейджинговых сервисов с 1998 по 2009 годы. Statista
В 1992 году инженер Нил Папворт поздравил коллегу с рождеством. Это было первое sms-сообщение. Какое-то время параллельно люди пользовались и сотовыми телефонами без возможности отправки сообщений, и пейджерами. В «Не грози южному централу» показано, как происходил этот процесс общения.
Технология продолжает жить в сфере, для которой её изначально придумали: для тихого оповещения сотрудников различных служб — врачей, пожарных, военных. Те, кто смотрел сериалы «Доктор Хаус» и «Клиника», должны помнить, что все врачи носят пейджеры на ремне.
Но и здесь есть некоторые подвижки: Samsung совместно с CellTrust в 2014 году начала работать над заменой пейджеров в больницах на «умные часы» Galaxy Gear и смартфоны Galaxy. Использование этих устройств решит несколько проблем пейджинговой связи, включая наличие у последней слепых зон и сложные нормативные требования передачи данных о пациентах.
Автор: ivansychev