Каждый день в чьей-то голове рождается очередная революционная идея. В надежде завоевать мир открываются стартапы и запускаются компании на kickstarter'е. Но далеко не всем удается «взлететь». Неудачные проекты либо вообще не попадают в поле зрения широкой публики, либо в скором времени предаются забвению. Но некоторые получаются настолько плохими, что еще долгое время будоражат умы как их создателей, так и обычных людей. В статье журнала Time «50 худших изобретений» говорится как раз о таких вещах. И если история создания спрея-камуфляжа для волос вряд ли кому-то будет интересна, то система «нюхозрения» Smell-o-vision или сканер штрихкодов CueCat — совсем другой разговор. Под катом история громкого падения милого котика кверху лапами.
Небольшая оговорка: правильное название данного устройства — :CueCat, но, дабы не разводить путаницу с пунктуацией, в дальнейшем двоеточие я буду опускать.
Что снаружи?
При первом взгляде можно подумать, что это странного вида компьютерная мышь(или кош). На самом деле это сканнер штрихкодов, причем штрихкодов особого формата, называемых «cue».
Начинается cue с отзеркаленного басового ключа логотипа CueCat, далее идет привычный всем штрихкод, правда с наклоном влево на 22,5°. С одной стороны наклон был нужен для придания cue эстетичности, а с другой, куда более важной, для избежания судебных тяжб с владельцами патента на штрихкод.
Работал CueCat в связке с ПК. Поздние модели подключались по USB, ранние — по PS/2, причем в разъем на компьютере включался сканнер, а в ответвление от штекера устройства — клавиатура.
Для работы CueCat требовалось собственное ПО, декодирующее штрихкоды, о нем я еще напишу позже.
Зачем?
Вся эта кОтавасия главным образом была предназначена для быстрого доступа к сайтам компаний, публиковавших рекламу в журналах. Идея была проста: рядом с блоком рекламы или еще какой-то информации помещался cue. Хочешь заказать что-то или просто узнать больше? Нет проблем, возьми CueCat, просканируй штрихкод и наслаждайся сайтом без необходимости набирать длинный url руками. Более того, соединив линейный вход компьютера с аудиовыходом телевизора, можно было получать и декодировать из тв-передач и рекламы аудиосигналы со ссылками на сайты. Прежде чем узнать, почему вся эта система с треском провалилась, обратимся к истории ее создания и раскрутки.
Кто и когда?
CueCat был разработан Digital Convergence и выпущен в 2000. Дела у них на тот момент шли более чем хорошо. Суммарные инвестиции в компанию составляли $185 миллионов, причем среди инвесторов были такие гиганты, как Coca-Cola и RadioShack. На старте выпуска cue можно было найти в журналах Parade, Forbes и Wired. Газеты, принадлежащие еще одному крупному инвестору — корпорации Belo, размещали cue около крупных заголовков и информации о погоде и акциях. Главным двигателем CueCat на рынке была сеть магазинов по продаже электроники RadioShack. Они не только размещали cue в своих каталогах, но и посылали своим подписчикам бесплатные экземпляры CueCat, не говоря уже о куче рекламы в ежегодном каталоге 2001 года.
Казалось бы, есть все условия для массового успеха и обожания публики.
Почему провалился?
Основную причину очень емко описал один из журналистов: «CueCat провалился, пытаясь решить несуществующую проблему». Несмотря на то, что CueCat в некоторой степени облегчал доступ к web-страницам, набрать url с клавиатуры не было настолько сложной вещью, чтобы пытаться ее автоматизировать. Про использование декодируемых аудиосигналов на реальном телевидении нет никаких сведений, да и вряд ли это вообще кому нибудь было нужно.
Кромке того, ПО, уже упомянутое выше, требовало от пользователя зарегистрироваться с привязкой по e-mail и указанием почтового индекса и пола. Эта информация вместе с базой отсканированных cue, очевидно, была нужна для таргетирования рекламы. Но из-за дыры на сайте Digital Convergence, была слита база с записями о 140 тысячах пользователей. Дыру, конечно оперативно залатали, пользователям разослали уведомления и даже подарили сертификаты на $10 в RadioShack, но, что называется, осадочек остался.
Поддержка CueCat продолжалась около года, после чего стало ясно, что устройство провалилось. Компания Digital Convergence развалилась, инвесторы потеряли свои деньги.
А был ли мальчик?
Несмотря на безоговорочный крах, устройство полюбилось любителям модификации всего и вся. Вскоре после старта начали появляться первые хаки. Отключалось проприетарное шифрование, не дававшее сканировать что либо отличное от cue, блокировалась возможность отправки информации в базу Digital Convergence. Разработчик, к слову, был недоволен данной ситуацией, ссылаясь на лицензионное соглашение об использовании, по которому владельцем устройства являлась Digital Convergence, а не конечный пользователь. Соответственно и всякая модификация и реверс-инжиниринг нарушали лицензию. Но это, в сущности, мало кого волновало.
В 2005 году была выставлена на продажу партия из 2 миллионов CueCat по цене 30 центов за каждую.
И сейчас их можно найти на торговых площадках по довольно демократичной цене. В англоязычном сегменте интернета до сих пор появляются статьи о модификациях CueCat, например использования его вместе с Arduino.
Таким образом нелепое провальное устройство до сих пор живет в сердцах гиков по всей планете.
Факты бегущей строкой
- После провала CueCat, ее изобретатель сменил имя и вновь засветился в новостях только в 2007, с новым патентом «Технология и аппаратура для открытия и запуска web-браузера с помощью аудиокабеля». Связана ли смена имени с подпорченной CueCat репутацией, не ясно.
- В надежде на рост продаж интересного, но коммерчески провального телефона FirePhone, Amazon, по слухам, собирается выкупить часть магазинов разорившейся в 2014 году сети RadioShack. Той самой, что так активно продвигала CueCat.
Спасибо за внимание.
Автор: qlkvg