Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года

в 13:00, , рубрики: Блог компании «М.Видео», бренды, гаджеты, диванного аналитика mode on, Железо, продажи, тенденции, товары

Мы, как и любая крупная торговая сеть, должны быть в курсе предпочтений пользователей. Каждая продажа, каждый он-лайн заказ, каждое обращение в гарантийный сервис влияет на закупки и предложение товаров на следующий день, неделю, месяц и даже год. Разумеется, все эти данные заботливо собираются, хранятся и каталогизируются. И сегодня мы бы хотели поделиться с вами информацией о том, как изменились покупательские предпочтения пользователей нашего сайта mvideo.ru за прошедших три года.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 1

Сразу предупредим, что в этой публикации вся информация будет подана в довольно сжатом и упрощённом варианте, без каких-то кусков кода сбора статистики и конкретных цифр, которыми оперировали сотрудники нашей компании.

Для начала давайте ознакомимся с общей картинкой, которую мы нарисовали для публикации:

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 2

Предпочтения он-лайн пользователей несколько отличаются от тех, кто пришёл в магазин лично. Заказами через интернет в основном балуется молодёжь, отсюда и любовь к новым технологиям, экономии времени, здоровому образу жизни.

2012 год

Королём интернет-продаж 12-го года стал iPad: тогда появилась первая модель с retina-дисплеем. Не сказать, что устройство произвело революцию, но именно iPad 3 стал по-настояющему качественным улучшением user experience и самой популярной моделью планшет от Apple.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 3

На втором месте в 2012 году расположились мультиварки. Если вы считаете эту тему неактуальной, то вот вам публикация на Geektimes (которая в своё время на Хабре набрала более 500 тысяч просмотров).

Кухонные технологии вообще появляются и популяризуются волнами: в конце девяностых и начале двухтысячных «на коне» были аэрогрили, затем их сменили микроволновки, популярны были хлебопечки, и вот в 2012 году одними из самых продаваемых продуктов на нашем сайте стали мультиварки. Обновление технологий на кухне происходит не так часто, поэтому как только появляется какой-то тренд, все массово скупают продукт, а потом долго пользуются им и не обновляют.

Третье место, что странно, досталось наушникам. Объяснить спрос на наушники сложно – возможно, их брали в комплекте к iУстройствам :)

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 4

Остальные товары, в принципе, вписываются в общую теорию о «молодом и здоровом потребителе»:

4 место — айфон, 5 место — весы, 6 — электронные книги, 7 — авторегистраторы, 8 — йогуртницы. На девятом месте расположился не товар, а целый бренд: Tefal. Замыкала десятку лучших — Sony Playstation Portable. Спрос на неё не случаен: с выходом в начале 2012 года «замены» для старушки-PSP в лице новой PS Vita поползли слухи об окончании производства старой консоли. Цены на новую никого не радовали, игр на ней было кот наплакал, вот любители портативных консолей и побежали скупать проверенную временем PS Portable.

2013 год

Тренды позапрошлого года отличаются не сильно. На первое место вышли мультиварки. Рост популярности, наличие такой удобной штуки у знакомых, сарафанное радио и агрессивная реклама на Хабре сделали своё дело.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 5

iPad же, царивший годом ранее, провалился аж до пятой позиции: зачем надо было менять прекрасно работающую модель на почти такую же, но с тонкими рамками, было мало кому понятно. В основном меняли планшет владельцы первой и второй серии iPad’ов, но их количество было меньше тех, кто впервые решил себе взять планшет.

Второе место заняли холодильники, зато весы поднялись на третье место.

Неплохие недорогие FullHD-телевизоры от LG и Samsung с функцией Smart TV подняли популярность всего сегмента в целом (и стали четвёртыми в продажах через интернет), к тому же выход нового поколения консолей (PS4 и XBox One) подстегнул популярность хороших экранов. Сама PS4, кстати, расположилась на седьмом месте.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 6

На шестом — снова вылез не товар, а целый бренд — Samsung.

7 — PS4, 8 — iPad Mini, 9 — Компьютерные и телевизионные колонки (привет, PS4 и FullHD-телевизоры!), на десятом месте — бренд Apple.

2014 год

В прошлом году состав online-рынка перевернулся с ног на голову. Покупатели присытились конкретными устройствами, и стали выбирать девайсы по принципу «а что ещё есть у этого бренда».

На первом месте по запросам оказалась техника Samsung. С незначительным отрывом от лидера, вторую позицию оккупировала компания Sony: уж её-то фанаты бывают не менее верными бренду, чем любители Apple. Третье же место завоевала компания Lenovo — впервые попав в список, бренд сразу же взлетел на третье место: разумные цены, агрессивная экспансия, приятные ноутбуки, долгоживущие смартфоны — естественно покупатели заинтересовались, «а что же ещё производит китайский гигант?»

Удивительно, но на четвёртом месте оказался производитель игровой периферии — компания Razer. В принципе, игроки точно так же любят, когда все, что их окружает – от одного производитея, в единой стилистике, примерно одного уровня по качеству и удобству управления, но завоевать четвёртое место по итогам года… Вот уж действительно, умеют в Razer запасть в сердце и душу! :)

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 7

Удивлены, что iPad пропал из рейтинга? Удивитесь ещё больше, когда узнаете, что в 2014 году он, как отдельный товар, не вошёл даже в ТОП-20. Тем не менее, на пятом месте оказалась техника под брендом Apple, в число которой, безусловно, можно отнести и планшеты. К сожалению, негуманно-высокие цены во второй половине года не могли не сказаться на спорсе: купить один из лучших смартфонов за 30 или 40 тысяч рублей ещё куда ни шло, но за 50-60 — поневоле задумаешься о собственном здравомыслии.

На шестом месте — вновь колонки, третий год подряд из ТОП-10 не выпадают и весы, занимающие седьмое место. Видимо, каждый покупатель возлагает на них большие надежды, равно как на абонементы в фитнес-клуб.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 8

На восьмом месте расположились умные часы и фитнес-трекеры: с одной стороны, это тренд 2014 года в целом, с другой стороны – высокая цена и сомнительная полезность для всех и каждого сдерживают рост этой категории. Мы думаем, что в 2015 (если с ценами не случится чего неприятного снова) эту категорию ждёт уверенный рост, особенно с выходом Apple Watch весной.

Девятое место занял бренд Canon, а на десятом оказался новый «кухонный» интерес: вафельница. Так же, как и с мультиварками, мы думаем, что в следующем году эта категория товаров будет испытывать и рост продаж, и активную популяризацию.

Тенденции

Наличие или отсутствие того или иного товара в ТОПе не означает, что спрос на него сильно упал. Во-первых, данная выборка составлена исключительно по нашему интернет-магазину, хотя в целом и может отражать общерыночные тенденции. В сегменте молодых и активно использующих сеть покупателей произошло своего рода насыщение, из-за этого спрос в определённых сферах снизился.

Во-вторых, производители стали более активно продвигают идею «экосистемы», в которой все девайсы одного бренда умеют взаимодействовать друг с другом – раньше это было свойственно лишь компании Apple, но сейчас другие производители пытаются идти по тому же пути. От этого в поисковой выборке 2014 года так много брендов и так мало конкретных товаров.

Ну и в-третьих, не самая приятная финансовая обстановка привела к тому, что в конце года спрос на дорогую технику сначала испытал взрывной рост (люди боялись дальнейшего роста цен), а затем начал снижаться: запасы потратили, цены выросли, покупать за 50 тысяч то, что ещё полгода назад стоило существенно меньше мало кто хочет, особенно если товар был в категории «хочется», а не «необходимо». Так что в этом году мы можем увидеть в нашей подборке куда больше B-брендов, чем раньше.

Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 9
Я у мамы инвестор

Спасибо за внимание Эволюция online-покупателя: как изменились вкусы и предпочтения за три года - 10

Автор: mvideo

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js