Сей пост, посвященный моему скромному двухколесному поделию навеян несколькими постами об электротранспортных проектах, промелькнувших в конце 2014-го (и начале 2015-го) на просторах хабра-гико-пространства. Хотя скорее, данные посты меня навеяли на переосмысление моего скромного электротранспортного достижения в контексте дефицита временных и финансовых ресурсов под антикризисным ракурсом.
Собственно, под катом вы не найдете созданного с нуля мультикиллобаксового мегапроекта с титановыми пространственными рамами и углепластиковыми кожухами… И пусть с инженерно-технологической точки зрения — мой проект вероятно уныл чуть менее, чем троллейбус из буханки. Но он может быть нагляден и познавателен как живое доказательство возможности достижения некоторого результата в условиях ультракомпактного бюджета и перманентного дефицита времени.
Итак, далее речь пойдет о том что мне удалось сделать за уходящий лошадиный 2014-й год из популярного за океаном полуигрушечного электроминимото Razor Dirt Rocket MX650 и о некоторых творческих планах на 2015-й.
Собственно, приобрел сей мегадевайс еще прошлой зимой, ибо прикольный и подвернулся у одного из крупных отечественных реселлеров электроники по распродажному ценнику. На тот момент в переводе на вечнозеленые это чудо электротехники обошлось с доставкой порядка $650. Что в принципе, не фатально выше четырехсотбаксового амазоновского и четырехсотеврового ибеевского ценников, актуальных в то время. Для сравнения — на и без того недешевые серьезные электромото типа Brammo и Zero отечественные ценники обычно в 2-2,5 раза выше европейских и американских.
Относительно категории данного транспортировочного гаджета — тема довольно не однозначная. Посему, дабы не задевать ничьих ранимых моточувств далее буду придерживаться термина «недобайк», поскольку именование сего чуда (даже с приставками мини- и электро- ) кроссбайком/питбайком/диртбайком порой чрезмерно ущемляет хрупкое самолюбие бензиновых мотокамрадов соответствующих внедорожных категорий.
Собственно, официальные ТТХ стокового MX650 особо не блещут:
• Скорость до 17mph (прибл. 27 км/ч)
• Максимальный вес ездюка 220 lbs (около центнера)
• Пробег с одного заряда — 10 miles (примерно 16 км)
• Колеса — переднее 16" (40.5 см) и заднее 14" (35.5 см) грязепокрышки с камерами
• Передняя аммовилка (имхо, уж очень короткоходная) и задний аммортизатор.
• Коллекторный электродвигатель (MY1020 на 36V 650W) с цепной передачей под высокий момент.
• Поворотная рукоятка для управления мощностью
• Высокое передаточное соотношение для uphill и off-road покатушек
• Двухкоронная вилка
• Достоверная диртбайковская геометрия
• Складные пеги для ног
• Свиноаккумы в комплекте
• Зарядник и инструмент для сборки в комплекте
• Габариты — 56" x 24.5" x 36" (примерно 142см x 62см x 92см)
• Вес — 100 lbs (около 45.4 кг)
• Долгоиграющность — до 40 минут интенсивного юзания
• Время зарядки батареи — до 8 часов
• АКБ — 36V (три по 12V) lead acid
• Электромотор — 650w (MY1020 плотно прикручен к заднему маятнику)
• Высота сидушки — 25" (прибл 64см)
Но данные ттх меня особо не смутили, т.к. свой недобайк я сознательно брал с предварительным расчетом на допиливание. Очевидно, что в стоковом виде применимость сего чуда довольно ограничена. Но с учетом ценника — аппарат не так ух и плох.
Итак, сопоставив балланс по плюсам/минусам и попридушив жабу, заказываю сабж. Таким вот нехитрым образом в прошлом феврале я стал счастливым обладателем небольшой коробочки в полцентнера весом. Коробка благополучно пролежала до середины марта, когда удалось выкроить момент на самобытный анбоксинг и досборкинг сего электротранспортного гаджета:
В принципе сборка… точнее досборка — довольно примитивна и особых затруднений не вызвала, благо все необходимые инструменты и инструктажи присутствовали.
Уделяя не последнюю роль безопасности процесса передвижения, первым апгрейдом решил сменить тормоза на Avid BB7 — очень уж они в свое время порадовали на электросамокате после стоковых. Благо, добротные механические тормоза по сравнению с гидравликой относительно недороги — BB7 прошлой весной мне обошлись примерно по $70 за упаковку.
Думал заменить калиперы и роторы, но пришлось ограничиться лишь калиперами. Роторы хоть и с шестивинтовым крепежем, но в обоих случаях крепежные отверстия отличаются расстоянием до центра. Калиперы устанавливались на стоковые роторы — задний установился без проблем, а на переднем пришлось притирать колодки, поскольку передний ротор отличался несколько большей толщиной и диаметром.
Остальное пришлось отложить до осени, прокатавшись лето в таком виде:
Первая аутдор-поездка на данном агрегате по Щелчку:
Первая оффроад поездка через Измайловский парк:
Первая поездка в сложных городских условиях от Семеновской до Преображенки:
По ощущениям, после электросамоката оказалось довольно комфортно, но уж очень медленно. Этакий «черепаший экстрим». (Для сравнения — самокат в моей текущей конфигурации на асфальте практически в полтора раза быстрее). Ну и по габаритам всё-же мелковато получается для заметности на проезжей части, что есть не лучший фактор по части безопасности. Соответственно, в качестве средства передвижения для крупных автомагистралей в стоке он практически непригоден. Но по лесопарку прокатиться или в офисе порассекать довольно забавно.
К сожалению, по реальному бездорожью или дирт-трассам лично у меня опыта пока особого нет, соответственно по лесопарку мне пока и с его скорости адреналина достаточно. Ну а что касается езды по асфальтовым дорогам, он скорее не торт.
Относительно эргономики езды — MX650 после электросамоката практически сказочен. Посадка удобнее, руль не колбасит на каждой мелкой ямке/кочке, вибрация от дорожного покрытия гораздо менее заметна, положение рук естественнее. Для коротких поездок это конечно не критично, но когда проезжаешь около 30 км за день — разница весьма впечатляет.
Далее, в ноябре удалось сменить стоковые свинцовые аккумы на 36V LiFePo4 сборку из headway-ячеек:
Собственно сам новый аккум на 36v10Ah был заблаговременно приобретен еще летом в московской рознице и обошелся примерно в $450 с двумя зарядками:
Демонтаж кожуха особых затруднений не вызвал, хотя с учетом того, что аккумы не вечные, конструктора могли бы реализовать и более удобный констуктив:
При замене АКБ не хотелось заморачиваться с высокоамперными коннекторами, но и колхозить со скрутками не вариант, посему решил прибегнуть к самозажимным wago-клеммникам:
Насколько я понял, толстые разрядные провода в черной оплетке и тонкие зарядные провода в желтой оплетке запараллелены — соответственно для минимизации количества соединений и заряд и разряд подключил на толстые провода. Тонкие провода пока оставил как задел на будущее — пригодятся если буду второй аккум в параллель или последовательность ставить.
Аккум в рамное пространство утрамбовался впритык и монтаж кожуха обратно оказался уже не столь тривиален. Но к счастью, немного напилинга дреммелем меня выручило:
После перехода со свинца на лифер, мой недобайк полегчал примерно на 7-8 кило и приобрел сверхспособность зимней езды, которую удалось испытать в начале декабря эпичным рейсингом по тротуарной снежной каше:
Погодка конечно выдалась специфичная, и за неимением зимнерейсинговых скиллов плелся аки арктический черепах, но окончание зимы еще нескоро — авось наверстаю еще по части сугрободрифтинга.
Достигнутым результатом пока еще не горжусь, но уже доволен. Суммарно на данное транспортное средство ушло примерно 1250 вечнозеленых енотов. В качестве киллерфич можно отметить компактность, малый вес, всепогодность, возможность тратуарного перемещения и отсутствие необходимости в каких либо категориях прав. Последний пункт возможно небесспорен… Но сабж формально относится к категории игрушек и гаджетов, что по идее приравнивает райдера к пешеходу и делает абсурдным требование прав.
А далее планирую допиливать для реального использования — в ближайших планах высокий руль, высокий полноценный амморт, световые приборы, замок. Возможно, еще (временно) зимняя резина и другие крылья. В отдаленной перспективе планируется замена или модернизация вилки, переход на бесколлекторник, контроллер Mini-E и второй АКБ в последовательность до 72v, смена кожуха, пластика, седла. В общем, творческие планы наполеоновские, надеюсь и технические возможности не подведут.
ps: и в канун старого-нового:
С наступающим, Камрады!
Чтоб акум держал заряды,
Чтоб не подводили рамы,
И не в тягость киллограммы.Не скучать всем в межсезонье…
Или в климате бизоньем —
Чтоб зима была ездата,
Всем ЛиФеррумоФосфата!
Автор: t3l3p4th