Всем привет! Я уже рассказывал о наиболее распространенных случаях поломок ноутбуков, о самых неприятных причинах поломок, не говоря уже об испанской барахолке. Также я упоминал, что ремонтирую ноутбуки и другие гаджеты в качестве хобби. Какие-то отдаю знакомым, что-то оставляю себе, а что-то — продаю. И сегодня поговорим о неприятных случаях, которые произошли со мной при продаже на разных площадках. Если у вас случалось нечто подобное — на Авито или где-то еще, расскажите тоже, обсудим.
Возврат геймерского монитора — обман со стороны покупателя
Такое тоже бывает — все мы люди, и кто-то не гнушается обманом, чтобы заработать себе лишнюю копеечку. Я приобрел на испанской онлайн-барахолке монитор LG 27GL63T диаметром 27 дюймов в идеальном физическом состоянии, даже пленку с корпуса продавец не снял. Проблема была не в экране и не корпусе, а в электронике — в один несчастливый для продавца момент монитор погас, и больше не включался. Стоимость этого девайса, бывшего в употреблении — около 200 евро. Я приобрел за 35.
Мониторы никогда не чинил, но решил, что раз он просто погас, то дело в плате, а не в самом дисплее. Оказался прав — вышла из строя небольшая микросхема, отвечавшая за преобразование питания главной цепи для вторичных. Поломка была видна невооруженным глазом — микросхема была с прогаром. Заказал на AliExpress, через пару недель все получил, поменял и монитор заработал.
Сначала хотел оставить себе, но у меня и так два 27-дюймовых монитора, места для третьего просто не нашлось бы. Поэтому выставил на ту же онлайн-барахолку (это Wallapop), и на следующий день у меня его купили.
Но почти сразу после получения покупатель сказал, что монитор не включается. Ничего не поделаешь — вернул деньги, получил монитор. На Wallapop плюс в том, что за отправку товара платит покупатель, причем у сервиса есть договоренность с почтой Испании, благодаря которой стоимость отправки очень низкая, раза в 3 меньше, чем если отправлять по обычной процедуре. Если что-то не так с товаром, покупатель получает возмещение как покупки, так и почтовых расходов. Ну а продавец ничего не теряет.
Все бы ничего, но я решил снова открыть корпус монитора и посмотреть, что сломалось. Подозрение, что что-то не так, возникло уже при попытке открыть корпус — он открывался очень плохо, как будто бы я его еще не вскрывал. Ну а когда открыл, понял, в чем дело — на материнке были следы маркера, которых не было на плате того, монитора, который я продал.
Оказалось, что у покупателя был такой же монитор, тоже нерабочий. Что он сделал? Переклеил наклейки с моего монитора на свой, переклеил защитные пленочки, и заявил, что девайс нерабочий. Сказать, что я расстроился — ничего не сказать, дело даже не в деньгах, а в настолько подлом обмане. Доказать я ничего не мог, поэтому решился на хитрость — написал ему, что, дескать, плата полученного им монитора была в сервисе, у меня есть документы на нее, с указанием серийного номера. И если он не вернет монитор, то получит заявление в полицию. В Испании все очень боятся таких заявлений, поскольку полиция реально занимается такими проблемами. Ну а получить уголовное дело из-за 100 евро не хочется никому.
Так что покупатель признался в обмане, и после переговоров в течение примерно получаса вернул деньги. Соответственно, я получил свои деньги, плюс нерабочий монитор. Покупатель остался с рабочим. В тот же день я отремонтировал и этот девайс, поломка оказалась точно такой же, видимо, для этой модели это типовая проблема. И через день продал уже второй дисплей.
Все закончилось хорошо, но нервы я потрепал себе изрядно, конечно.
Требование о возврате денег за ноутбук через 2,5 года после продажи
Как с новыми, так и отремонтированными устройствами случается всякое. Ноутбуки — сложные девайсы, в них сотни элементов, и лэптоп может перестать работать даже в случае выхода из строя крохотного керамического конденсатора.
В отремонтированном ноутбуке что-то может выйти из строя и после ремонта — никто из нас не идеален, какая-то проблема может пройти мимо внимания. Редко, но случается так, что купленный кем-то ноутбук ломается через неделю, месяц или полгода. В этом случае проблем нет — я возвращаю деньги. Благо, такое случается реально редко, все же стараюсь тестировать девайс после ремонта так, чтобы выявить новую проблему, если она есть.
Один раз, правда, случилось, что полученный покупателем ноутбук просто не включился сразу после получения. Как оказалось, вышел из строя входной мосфет — это я узнал уже потом, когда ноутбук вернули. При этом изначальная причина поломки была вообще не связана с линиями питания. Деньги, конечно, вернул.
Но один случай удивил, как ничто иное. Где-то в 2019 году продал на Амазоне лэптоп от Lenovo, насколько помню, G50-80. Вот такой.
После продажи никаких вопросов не было, все ок. Но в середине 2021 года пишет мне эта покупательница, причем с претензией. К сожалению, сообщение не сохранилось, у Amazon после какого-то периода сообщения удаляются. Но суть сообщения помню: «Добрый вечер. Ваш ноутбук плохо работает. У него стали плохо нажиматься кнопки. Я отнесла его в ремонт и мне сказали, что там и жесткий диск поломан и вообще все поломано. Верните деньги, потому что иначе это выглядит, как грабеж».
И все бы ок, но, напомню, прошло 2,5 года! За это время новые ноутбуки у многих пользователей выходят из строя, не говоря уже о б/у технике. Конечно, тут я отказал в возврате, на что покупательница заявила, что напишет жалобу и будет разбираться. Разбирается, вероятно, до сих пор.
В целом, таких случаев много, мне как-то рассказывали, что знакомому продавцу пытались вернуть ноутбук, который … залили пивом! И сделали это покупатели.
Возврат рабочей камеры из-за отсутствующего кабеля
И снова отличился Amazon. Если кто-то из читателей Хабра там тоже что-то продает, вероятно, знаете, что покупатель может вернуть покупку, новую или б/у, практически по любому поводу, включая «передумал». Все бы ничего, но отправка товара — за деньги продавца (там Amazon предусматривает какую-то сумму отправки, но она обычно гораздо меньше реальной), возврат товара в случае Amazon — тоже за свои.
И вот случай. Продавал я видеокамеру, старенькую, уж не помню, кассетную или с компакт-диском (миниатюрным). Приобрела ее француженка, сумма покупки была евро 80, отправка при этом — около 30. Получила она ее, проверила — все работает. Но захотела вернуть, потому, что «отсутствует кабель для подключения к телевизору». При этом я отдельно писал в объявлении, что этого кабеля нет, да и продается он в любом китайском магазине евро за 5-6.
Подала жалобу в Amazon, эта жалоба была сразу же одобрена… И вот, оплачиваю возврат этой камеры. На все мои попытки аргументировать отказ в том, что «ну я же указал в объявлении, что провода нет», сотрудники Amazon писали пространные письма с содержанием вроде «мы вас понимаем, очень-очень сожалеем, но покупатель есть покупатель».
Возврат ноутбука, проданного на запчасти, из-за отсутствующих винтиков для крышки
И еще один случай, который погубил мою веру в саппорт таких площадок, как Amazon, eBay и другие в плане поддержки продавцов. Выставил на eBay игровой ноутбук, который не включался, не заряжался. Починить не смог — насколько помню, кто-то неплохо покопал материнскую плату до меня, и все мои попытки вернуть ноутбук к жизни наткнулись на суровую реальность.
Ну да ладно, такое не впервые — выставил я его как «ноутбук на запчасти» на eBay. Цена была гораздо ниже той, что можно было бы получить, продавая дисплей отдельно, корпус — отдельно и другие элементы тоже отдельно. Хотелось побыстрее продать.
Почти сразу его и приобрел покупатель из Великобритании. Он его получил и тут же накатал претензию о том, что крышка ноутбука не прикручена винтиками. При этом на фото было явно видно, что винтиков там нет. Моя вина, что я не прописал словами, но обычно на ресурсах, подобных eBay и тем более, онлайн-барахолках продают девайсы на запчасти, указывая, что продавец «не в курсе, что работает, что нет, чинился девайс или нет, подвергался воздействию влаги, огня или метеоритов или нет». Короче, на запчасти и только.
Я почему-то был уверен, что саппорт eBay оставит эту жалобу без внимания, поскольку ранее подобное случалось, и сотрудник поддержки закрывал подобные обращения. Но нет — на этот раз жалобу удовлетворили, заставили оплатить возврат ноутбука в Испанию, где я живу, а это немалая сумма. На мой вопрос, как же продавать вещи «на запчасти», если можно предъявить любую претензию и вернуть девайс, мне ответили: «Ну, вы держитесь там, мы очень-очень вам сочувствуем».
Короче, после этого случая я отказался отправлять устройства в другие страны, отправляю их только по месту, с минимальной стоимостью пересылки.
Кстати, этот ноутбук до сих пор у меня, я его использую в качестве донора для ремонта других устройств.
Обман с умными часами от Apple со стороны покупателя
Еще один обман. Это случилось несколько лет назад, но ситуация запомнилась из-за обмана. Тогда я починил умные часы от Apple, это вроде были Series 2. Просто заменил экран, причем без влагозащиты. Часы выставил на продажу, предупредив, что часы стали водопроницаемыми, поэтому цена ниже, но, пожалуйста, не суйте их под струи воды и не плавайте в бассейне.
Покупателя все устроило, он их приобрел. А через пару дней написал, что часы не включаются и не заряжаются. Я приехал (это была продажа из рук в руки), отдал деньги, забрал часы. Передача происходила вечером, было темно, да и я особо не присматривался к тому, что получил.
Потом уже дома рассмотрел, а экран был чуть сдвинут и приклеен суперклеем. Выяснилось, что новый владелец решил таки искупаться в часах в бассейне, они, естественно, вышли из строя. Он решил самостоятельно снять экран и «просушить». Понятно, что ничего не вышло, а специального клея для дисплеев у него не было. Поэтому покупатель воспользовался суперклеем. Плюс подсунул неисправное зарядное устройство, которое у него было ранее.
Помогла угроза обращения к адвокату и дальнейшая подача жалобы в полицию. В реальности это вряд ли бы сработало, поскольку доказательств у меня никаких не было. Но, как я и говорил, испанцы боятся денунсий (жалоб в полицию), поэтому удалось вернуть деньги.
Отмечу еще раз, что продавал я часы гораздо ниже стоимости б/у устройства на тот момент, именно по причине отсутствия влагозащиты. И предупредил об этом.
На этом, наверное, все, пока написал обо всем, что помнил. Если у вас было нечто подобное — пишите в комментариях, обсудим.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ 10 шаблонов запросов для ChatGPT, которые выдадут качественные ответы в помощь продакт-менеджеру
→ OpenStack vs VMware: что лучше — open source или проприетарная платформа
→ Shawarma as a service: как создать бота для заказа шавермы и оставить голодными лишь 1,1% коллег
Автор: Denis