Сколько раз за день вы берёте смартфон в руки? Кто вы — суровый стоик-разработчик со спартанской кнопочной моделью или нервная пиарщица, которая 24/7 онлайн? Я всегда думал, что я скорее аскет, который активно использует смартфон, но в любой момент может переключиться на кнопочную модель. Хотя в некотором пристрастии к необычным телефонам мне не откажешь: среди моих любимчиков были QWERTY-смартфоны Samsung и аж три Nokia E63 — последнюю я купил, когда у моих коллег уже был четвёртый айфон. Но мир шёл дальше и вот уже три года у меня iPhone SE — тот самый, компактный, легендарный, классный. И всё было бы хорошо, если бы не пара поломок: перестал держать аккумулятор и сломалась кнопка Power. Потерпев неудобства с пару недель, я отдал его в ремонт.
— Вернём через три часа, — мастер выдал квитанцию. Я вышел в город. Нет. Другой человек вышел в другой город.
Плач Ярославны Борисыча
Я растерянно постоял на улице и первым делом решил посмотреть время — но смартфона не было. Спортивных часов у меня нет, а механические я давно надеваю только по праздникам. Нашёл квитанцию на ремонт, посмотрел время выхода из мастерской, решил позвонить руководителю «на поболтать» — но… смартфона не было. Хорошо, что я заранее отпросился. Что ж, город и я не видели друг друга с начала самоизоляции, я пошёл шарахаться по центру.
Буквально каждые десять минут рука начинала шариться в кармане — мне было нужно проверить почту, рабочие чаты, дружеский чат и состояние заказа на Ozon. В какой-то момент, стоя на набережной, я вспомнил, что мне нужно кое-что сделать на сайте компании. Обычно я легко заходил на свой стол по RDP и делал эти вещи из любой точки местонахождения. Но нет, только не сейчас. Это было нервозно.
Однако пришло и новое ощущение: я любовался видами, клумбами, вывесками, смешными автомобилями, небом с тучами, рекой и не лез за смартфоном, чтобы пополнить коллекцию своих 2700 фотографий. Сперва накатывало колючее сожаление, что я не сфотографирую эту вот очередную красоту, а потом я почувствовал, как же приятно наблюдать что-то глазами и сосредоточиться на этом чём-то, а не смотреть на мир через камеру. Это было настоящее открытие, по силе равное детскому восторгу.
Я зашёл в магазин купить воды, взял бутыль, потащил на кассу. На кассе я полез за смартфоном, чтобы расплатиться через Apple Pay… Оп-па. Перерыв рюкзак, нашёл карту, после вспомнил, что на основном счёте у меня всего 93 рубля, остальное я раскидал по другим через мобильный банк. На воду хватило, а вот пройтись по магазинам за снедью с ужином в эти часы уже не вышло. Я привык «кредитовать» себя со своих других счетов, чтобы упорядочить финансы. Без мобильного банка я ходил, пил воду и берёг остаток на трамвай.
Через два часа мне стало скучно, я ушёл довольно далеко от сервиса (шаги и километры не измерить — угадайте, почему), но это почти целый проспект. Ноги жутко гудели, стало потягивать спину и я решил вызвать Яндекс.Такси, как всегда. Снова рука потянулась в карман. Вместо такси пригодился тот самый трамвай, на который на всякий случай были сохранены последние рубли. Тревога за рабочую почту, чаты и тикет-систему нарастала до уровня дрожи, хотя я твёрдо знал, что коллега меня подменил и в нём можно быть уверенным на 3000%.
И вот — мне отдали мой iPhone в полном порядке. Нет, мне вернули мою прежнюю жизнь. Я вышел из сервиса, сел на бордюр, вызвал такси до дома, выдохнул и прямо там же занялся работой, мозг выдохнул, потому что он тоже устал воспринимать и запоминать окружающий мир.
К чему эти розовые сопли?
Мир беспроводных технологий опутал нас, как бы парадоксально это ни звучало. Большинство из нас зависимы от своих мобильных устройств. И я вижу в этом серьёзные угрозы.
Затормаживается развитие памяти. Зачем мне что-то помнить, если у меня в облаке вся рабочая документация, все нормативные таблицы, номера телефонов, логи разговоров — к этому можно обратиться в любой момент. Если забудешь, календари и таск-менеджеры напомнят.
Снижаются навыки устной речи. Мне часто приходится бывать спикером на событиях разного уровня и я подметил, что мне и моим коллегам и партнёрам с конференций горад приятнее, юморнее и вольнее общается в мессенджерах. Глядя друг другу в глаза, мы теряем нить коммуникации, а иногда даже не находим темы для разговора, физическая коммуникация выглядит нарушенной.
Наш комфорт зависит от беспроводных технологий: сетей, скорости их работы, мобильных приложений. И корпорации делают всё для укрепления этой зависимости: например, у меня в смартфоне (и планшете) уже целых 4 экосистемы: экосистема Google, Apple, Yandex и Microsoft. Я пользуюсь целыми наборами приложений каждого из разработчиков (ещё и Facebook c его кучей приложений не посчитал — сочтём за баловство). Особенно отличился Яндекс: они очевидно создают супер апп, который будет сильно круче WeChat и тому подобных решений. Что же тут плохого, спросите вы? Удобно, красиво, быстро. Всё правильно. Но, во-первых, компании начнут диктовать свои принципы и ценовые политики, когда станут безальтернативным удобством в кармане, во-вторых, такие онлайн-экосистемы создадут массу сложностей для новых, ярких приложений. Сказать своё слово в технологиях и инновациях будет всё сложнее. Это может затормозить IT-сферу и основательно изменить модель экономики.
Мы заменили общение комфортным суррогатом: можно подумать над набранной фразой, удалить сообщение, сдобрить хреновую эмоцию смайликами. Нашей интонации нет — она создаётся в голове адресата.
Мы уходим от проблем в свои устройства: вместо того чтобы обдумать и пережить эмоцию, мы начинаем читать что-то или смотреть видео, слушать музыку. С одной стороны, так сохраняется нервная система и мы притупляем остроту реакции на неприятности, а с другой мы оставляем внутри себя непрожитую проблему, которая сама себя не решит и может привести к депрессии.
Мы теряем навык чтения с бумаги — нашему мозгу привычнее экран. И если взрослому человеку это не принципиально, то такие проблемы у подростка могут привести к значительному падению уровня образования.
Мы не радуемся — мы снимаем, выкладываем, подписываем и т.д. Эмоциональное восприятие снижается. Мы перестаём доверять органам чувств.
Мы будем покупать дорогие устройства, потому что они всё больше становятся для нас жизненно необходимыми. А значит, мы готовы платить за скорость, удобство, хорошую батарею и автономность, за свой второй, уже совсем не симуляционный, а реальный электронный мир. Это будет подогревать компании-разработчики смартфонов и приложений.
Привязываясь к технологии, мы передаём ей массу данных и знаний о себе. А это — идеальная таргетированная реклама, развитый интернет вещей, заметный и незаметный мониторинг и любое другое использование наших привычек, манер, особенностей каждого из нас. Это большая этическая проблема и целый пласт вопросов по личной информационной безопасности.
И это всё касается нас, взрослых. Постоянный контакт детей с гаджетами неизбежен, но в то же время нужно понимать, что он породит людей нового типа, которые не вписываются в рамки даже нашего понимания. И знаете, что — я не буду говорить лозунгами про спорт, книги, дружбу, радость от путешествий и т.д. То, что есть, это уже неизбежность. Но я хочу призвать вас наряду с использованием гаджетов развивать фантазию, память, зрительное восприятие и поддерживать это. Иначе мы можем получить необратимые изменения мозга гораздо раньше, чем происходит официальный визит дедушки Альцгеймера и его спутницы деменции. Давайте больше запоминать, думать и да, больше читать. Это спасёт наш мозг, который умудряется устать от отсутствия смартфона так же, как бы он устал от самой экстремальной, стрессовой ситуации. Разожмите ладони.