Поговорим о том, как менялась культура музыкального потребления и какие технологические новшества этому поспособствовали. Свой рассказ (из нескольких частей) мы начнем с XVII века — тогда, чтобы послушать музыку дома, приходилось играть её самостоятельно.
Фото Lex Aliviado / Unsplash
Традиции музицирования
Музицирование долгое время было популярным видом развлечений как в России, так и за её пределами. В Западной Европе культура семейного музицирования начала развиваться в XVII веке.
Музыку в кругу друзей играли Бах, Бетховен, Шуберт и другие известные композиторы. Например, домашние встречи в семье Баха всегда оканчивались концертом. Он лично обучал детей и гордился тем, что силами домочадцев можно организовать представление.
Также в то время стали популярны концерты в аристократических салонах — например, в семье Шопена. Отец композитора играл на скрипке, а его мать — на рояле. На так называемые «шопеновские четверги» приходили многие друзья композитора: как ученые, так и художники.
В Россию культуру музыкальных салонов привез император Петр I. Его указ «Об ассамблеях» от 1718 года послужил толчком к развитию светских развлекательных традиций, подобных тем, что уже царили на Западе. Дворяне начали организовывать любительские оркестры, чтобы, на радость гостям, исполнять актуальный европейский репертуар. Романсы и ноктюрны звучали в музыкальных гостиных разных семей, а лирическая музыка стала неизменной частью ритуалов светского ухаживания.
Механические «самоиграйки»
Учитывая социальное неравенство XVIII века неудивительно, что такой вид деятельности, как домашнее музицирование, был доступен исключительно состоятельным гражданам. Однако к концу XIX века ситуация стала меняться. Фортепиано стали популярны среди представителей среднего класса. При этом у тех, кто не желал играть, появились новые способы послушать музыку в гостиной.
Пожалуй, самым бюджетным из этих способов был полифон, изобретенный немецкими инженерами из Polyphon Musikwerke в 1870 году. Аппарат представлял собой своеобразную музыкальную шкатулку со сменными дисками. Они поставлялись на европейский, англо-американский и российский рынки. В основном на них были записаны различные классические композиции и духовная музыка.
Фото Alma Pater / CC BY-SA
Существовало несколько версий полифона для дисков от 15 до 62 см. Некоторые модели «встраивали» в напольные часы, чтобы сэкономить место в гостиной. Другие — вмещали несколько дисков одновременно как CD-чейнджеры. Такие обычно устанавливали в общественных заведениях, чтобы развлекать постояльцев.
Со временем полифоны вышли из употребления. Компания-разработчик Polyphon Musikwerke присоединилась к Deutsche Grammophon и уже под именем Polydor занялась производством грампластинок. Этот лейбл по сей день остаётся одним из самых влиятельных в индустрии.
Вторым инструментом, получившим популярность на рубеже веков, стало механическое пианино. Одно из первых таких устройств разработал Эдвин Вотей (Edwin Votey) в 1895 году.
Система была оборудована «считывателем» перфорированных лент с записанными композициями. Поначалу прорези делались вручную, но в начале XX века появилась техническая возможность запечатлеть на перфорированной бумаге игру настоящих пианистов. К молоточкам рояля подключалось специальное устройство, протыкающее ленту при нажатии клавиши музыкантом.
Владельцы механических пианино смогли слушать знаменитых исполнителей не выходя из дома. На лентах для механических пианино до наших дней дошло множество уникальных музыкальных артефактов. Есть записи выступлений Дебюсси, Рахманинова, Скрябина и их современников.
Были и другие инструменты для домашнего музицирования — например, дисклавир. Это — автоматизированный клавишный инструмент, разработанный Yamaha в 1982 году. Механические компоненты приводились в действие с помощью электромеханических соленоидов и оптических датчиков, подключённых к светодиодам.
Но устройства, подобные механическому пианино, были громоздкими и дорогостоящими. Владеть ими мог себе позволить далеко не каждый. Поэтому в конце XIX века начали появляться аудиосистемы, более ориентированные на широкий рынок — в том числе фонографы и граммофоны. Подробнее об этом историческом периоде мы поговорим в следующем материале.
Дополнительное чтение в «Мире Hi-Fi»:
Технологичные инструменты до XX века: магнетический клавесин и электромеханическое пианино
Музыка из бумаги и картона: краткая история вариофона и «рисованного звука»
Бобинники: краткая история и возвращение катушечных магнитофонов
Между винилом и кассетой: история тефифона
Звук на проволоке: история телеграфона
Наши подборки на Хабре:
- «До 10 тысяч»: более 25 обзоров наушников
- «До 30 тысяч»: более 10 обзоров портативных аудиосистем
- «До 40 тысяч»: более 10 обзоров проигрывателей винила
Автор: Audioman