С 2021 года производителям бытовой техники придётся обеспечить долгосрочную работу своих устройств. С этого года в Европейском Союзе вступают в силу новые правила, которые упрощают ремонт. В частности, поставщик обязан поставлять комплектующие для своей техники до десяти лет после продажи.
Новые правила относятся к стиральным машинам, холодильникам, посудомоечным системам и осветительным приборам. Они приняты после жалоб владельцев бытовой техники, у которых устройство выходило из строя после истечения гарантийного срока. Например, терморегулятор (термостат) для холодильника, как на фото. При обращении в фирменный центр владельцу говорят, что конкретная деталь уже не производится и не поставляется. Хотя терморегулятор несложно заменить самостоятельно, но его нет в продаже.
Производители всячески пытаются отстоять монополию на производство и ремонт своей техники. Если посмотреть на рынок электроники, то доходит до абсурда. Например, в последний iPhone 11 даже встроена система распознавания неоригинальных дисплеев.
В результате владелец техники был вынужден покупать новую модель, а старую отправлять на свалку, хотя большинство деталей в ней по-прежнему в рабочем состоянии. Это нерациональное расходование ресурсов: покупатель тратит лишние деньги и покупает одно и тоже устройство несколько раз, производитель тратит материальные ресурсы и загрязняет окружающую среду, изготавливая ненужную технику, которая скоро пойдёт на свалку.
Новые требования призваны улучшить ситуацию. Производитель обязан десять лет поставлять комплектующие в независимые мастерские, а не только в свои сервисные центры.
Кроме того, Евросоюз пересматривает систему рейтинга энергоэффективности техники, потому что сейчас уже 55% стиральных машин продаётся с максимальным рейтингом А+++.
Право на ремонт
В Европе и США набирает силу движение за «право на ремонт». Активисты этого движения говорят, что новых гарантий недостаточно. По этим правилам владелец техники всё равно не получает права купить новую деталь и поставить её самостоятельно в домашних условиях. В идеале производитель должен открыть технические характеристики каждой детали, разрешить её производство сторонними компаниями — и допустить продажу на свободном рынке.
Производители категорически против. Они настаивают, что свободные продажи комплектующих «поднимают вопросы рисков и ответственности». Поэтому ограничивают возможность самостоятельного ремонта в «интересах пользователей».
Например, в справке Apple объясняется, зачем в iPhone 11 встроена система распознавания неоригинальных дисплеев: «Дисплей iPhone разработан совместно с программным обеспечением iOS для оптимальной производительности и качества. Неоригинальный дисплей может вызвать проблемы совместимости или производительности. Например, проблема может возникнуть после обновления программного обеспечения iOS, содержащего обновления дисплея».
Apple предупреждает о риске возникновения следующих проблем:
- Проблемы с мультитачем
- Мультитач может не реагировать на прикосновение к некоторым местам экрана
- Ухудшение производительности мультитача, например, пропущенные касания экрана или регистрация прикосновений в другом месте
- Неожиданное распознавание прикосновений во время телефонного звонка
- Дисплей может не выключаться во время звонка
- Могут регистрироваться случайные касания края корпуса или ладонью
- Проблемы с яркостью и цветом
- Некорректная работа True Tone
- Выход из строя или ухудшение работы датчика освещения, в результате чего экран тускнеет или светлеет в неподходящих условиях
- Неправильная калибровка цвета, например, слишком жёлтая или синяя гамма
- Неравномерная яркость
- Снижение максимальной яркости
- Непреднамеренный разряд батареи
Все эти проблемы могут возникнуть после установки неоригинального дисплея. Кто-то видит в этом заботу о пользователях, а кто-то — попытки Apple защитить свою закрытую экосистему.
Сообщение никак не вредит функциональности телефона, в отличие от 2016 года, когда Apple выводила из строя «айфоны» с неоригинальными дисплеями и датчиками TouchID. «Ошибка 53» выскакивала сразу после обновления iOS — и превращала телефон в «кирпич».
Так или иначе, но компания сознательно усложняет ремонт своей техники, в том числе ноутбуков и смартфонов. Чтобы затруднить самостоятельный ремонт, компания использует нестандартные комплектующие, уникальные винты и отвёртки, приклеивает аккумулятор к корпусу и т. д. Например, в ноутбуках MacBook Pro с 2012 года начали использовать мощный промышленный клей — примерно такой же применяют для приклеивания стеклянных панелей в небоскрёбах, в госпиталях и т. д. Только спустя несколько лет инженерам удалось найти подходящий состав на основе ацетона, который хорошо реагирует с этим клеем и растворяет его, так что заменить аккумулятор стало возможно в домашних условиях без риска для жизни (то есть без нагрева и разрезания).
Apple немало зарабатывает на продаже услуги AppleCare+, сохраняя замкнутую экосистему по ремонту и обслуживанию ноутбуков, смартфонов и планшетов. Замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре Apple стоит $329, аккумулятора в телефоне — $69 и так далее.
Независимые инженеры пытаются всё-таки чинить технику Apple. Например, на ноутбуке можно просто заменить вышедший резистор. Для сравнения, в фирменном центре Apple вместо этого предлагают заменить материнскую плату и берут $750.
Остаётся надеется, что «право на ремонт» распространят не только на бытовую технику, но и на компьютерные устройства. Возможно, в будущем производителей даже будут наказывать за практику планового устаревания, то есть создание товаров с коротким сроком эксплуатации с целью вынудить потребителя делать повторные покупки, что сейчас является практически стандартом, причём не только в IT-индустрии. Исследования демонстрируют уменьшение среднего срока службы бытовых устройств. С годами техника становится всё более дешёвой и хрупкой, её уже не проектируют на десятилетия работы.
Автор: alizar