Прошло шесть месяцев с момента вступления в силу сделки между Amazon и Apple. Яблочная компания согласилась самостоятельно продавать свои гаджеты в самом большом интернет-магазине. Это стало настоящим ударом для, казалось бы, не связанных с этим напрямую бизнесов по починке бывших в употреблении устройств. Две гигантские техкомпании заключили сделку, и теперь тысячи мелких предпринимателей вдруг остались без места для работы. О том, что теперь случилось с этим бизнесом, и как теперь в новом цифровом веке пытаются выживать ремонтные мастерские – новом материале The Verge.
Когда Джон Бамстед посмотрел на свою страничку на Amazon.com в начале января, у него сердце рухнуло. Уже много лет владелец маленького бизнеса из Миннеаполиса занимался восстановлением и продажей старых макбуков. Он покупал нерабочие устройства, самостоятельно их чинил, потом выставлял на Amazon. Получался неплохой доход. Но 4 января бизнес Джона перестал существовать. По договору Amazon с Apple, все его продукты (и товары других продавцов) навсегда убрали с платформы. Теперь продавать восстановленные девайсы Apple на Amazon могли только крупные компании – сама Apple и некоторые авторизированные ею провайдеры.
Бамстед рассказывает:
Вы заходили на свою страничку, в каталог своих текущих товаров, и смотрели, как они постепенно исчезают тем утром. У меня в продаже был полный каталог, но по ходу дня он сократился до пары ноутбуков, а потом пропали и они.
Для небольших продавцов вроде Бамстеда случился апокалипсис. Теперь они не могли продавать ни новые, ни восстановленные продукты Apple на главной интернет-площадке США – Amazon Marketplace. Эта площадка, с работающими там независимыми продавцами, в последние годы приносит Amazon куда больше доходов, чем собственные онлайн-продажи магазина. Аналитики сейчас считают, что она стоит $250 млрд – в два с лишним раза дороже, чем торговля самой Amazon. И теперь для многих честных продавцов электроники, с массой положительных отзывов и наработанным портфолио, она вдруг оказалась закрыта.
Продажи от Amazon и от сторонних продавцов, работающих на сайте
В США также существуют eBay и Walmart. И несколько более специфичных платформ, вроде Etsy и Overstock. Но ни одна из альтернатив Amazon не предлагает такой уровень логистики и такую быструю доставку со всеми удобствами для продавцов. К тому же, нигде и близко нет такого количества покупателей.
Компании, которые хотят продавать гаджеты Apple на Amazon, теперь должны соответствовать одному из двух критериев. Или они покупают восстановленных девайсов не меньше чем на $2,5 млн каждые 90 дней напрямую от Apple. Или они регистрируются и становятся авторизированным торговым посредником Apple. Что требуется сделать, чтобы стать таким перепродавцом, компания до сих пор никому не сообщала. Но скорее всего вам как минимум нужно будет иметь физическую торговую точку, куда могли бы заходить покупатели (такое условие Apple ставит всем своим сервисам по ремонту). Для частных продавцов с Amazon, работающих на минимальной марже, даже такое требование может оказаться критическим.
Сделка Apple и Amazon, по оценкам, принесет обеим компаниям сотни миллионов долларов. Apple будет продавать больше новых девайсов, а Amazon получит присутствие самого дорогого бренда на планете на своей платформе. Теперь миллионы людей смогут брать новую «яблочную» технику с минимальными сроками доставки, из места, где они и так привыкли покупать товары, и зачастую по ценам даже ниже, чем на Apple.com. Обе компании, используя улучшенную логистику Amazon, получат хорошие деньги.
Джон Бамстед
Эти же деньги уйдут от частных ремонтников, вроде Бамстеда. Для Apple это только в плюс. Компания вообще, как широко известно, не любит, чтобы её девайсы чинили, и предпочитает в идеале каждый год продавать новые. Даже те ремонтники, которые работают внутри системы Apple, постоянно жалуются на ужесточение требований и новые палки в колёса. Например, для починки последних MacBook Pro им теперь нужен софт, купленный напрямую от Apple. Гаджеты фирмы известны слабой ремонтопригодностью, а сама Apple активно борется против введения закона о «праве потребителей на ремонт».
Для кого-то вроде Джона Бамстеда, который занимается починкой гаджетов из дома, требования Apple, необходимые для получения статуса официального партнера, чересчур высоки. Он говорит, у него нет необходимых миллионов долларов, чтобы каждый квартал покупать инвентарь. А о том, что нужно сделать, чтобы стать участником обещанной «программы продавцов», компании пока молчат.
Amazon – это в буквальном смысле половина всех онлайн-продаж. Если вы убираете миллионы абсолютно хороших, пусть и недавно починенных ноутбуков с платформы, они как будто исчезают. Люди больше узнают о том, что они есть, и что их можно купить. В итоге такие машины уходят на металлолом, несмотря на то, что они в отличном состоянии.
Многие люди хотят покупать недорогие отремонтированные ноутбуки. И в мире полно умельцев, желающих их ремонтировать и продавать. Но вот связывающих их звеньев становится всё меньше.
Бизнес Бамстеда
Amazon, конечно, теряет таких продавцов и таких покупателей б/у гаджетов. Но для неё это не так критично. Свои миллиарды она всё равно заработает. На этом этапе ей важнее имидж. До недавнего времени Apple сама не продавала товары у них на сайте, вместо этого уповая на Apple.com и нескольких официальных реселлеров, вроде Best Buy. Теперь, как раньше Nike и другие всемирно известные компании, она получает для себя красивую страничку. Со всеми гаджетами в одном удобном месте, и без третьих лиц. Аpple может контролировать эти продажи, а Amazon – говорить своим инвесторам, что они теперь привлекли даже Apple.
Сучарита Кодали, аналитик электронной коммерции в Forrester, объясняет:
Amazon нужны бренды. Мы знаем, что потребители идут за брендами, они их ищут. С начала 2000-х бренды на площадке представляли третьи продавцы, и Amazon это устраивало. Но теперь бренды хотят контролировать свой онлайн-имидж. Они хотят контролировать, как их товар выглядит, особенно на Amazon. Для третьих сторон в таких условиях места не остается.
Amazon также получает доступ к ценной информации о том, как работает онлайн-бизнес Apple. Кодали рассказывает:
Безос всегда говорил, что ему безразлично, кто у него продает, производитель или перепродавец. Но компании наверняка интереснее продажи из первых рук. Так она может налаживать сотрудничество с этими организациями, и узнавать об их марже. Это особенно важно с учетом развития их собственной линии Amazon Basics.
Когда ты Apple и продаешь у Amazon, ты делишься информацией о продажах, о марже, о товарах, которые продаются, о причинах возвратов. Ты раскрываешь множество торговых секретов. Поэтому, например, Apple предпочитает не продавать у Amazon свою умную колонку HomePod. Информация о ней была бы слишком ценной для разработки Amazon Echo.
На вопросы о том, что маленькие ремонтные мастерские вынуждены уходить с платформы, представитель Amazon сообщил The Verge, что они всегда могут попробовать пройти отбор в Amazon Renewed. Эта секция сайта предназначена специально для продажи восстановленных товаров. Эта секция открыта и для техники Apple. Правда, проверять ваш ремонт и продавать ваши товары тогда будет сама Amazon. Она же работает с отзывами и контролирует каждый аспект того, как продукция представлена на сайте. Из продавца и партнёра вы превращаетесь просто в ремонтника.
Джон Бамстед – не единственный, кого сделка Amazon и Apple выкинула с площадки. Тысячи продавцов, как одиночки, так и довольно крупные компании, теперь вынуждены думать, что им делать с товарами. CNet общалась с инженером из Колорадо, который ежегодно продавал продукты Apple на сотни тысяч долларов, и теперь ищет другую работу. AceBeach, специализировавшаяся на старой и уникальной электронике, вынуждена была бросить продажу техники Apple и сосредоточиться на различных игрушках. Вроде бы, есть eBay и Walmart, которые никак не ограничивают продажи Apple, но эти платформы не могут конкурировать с Amazon в плане популярности, и новому продавцу аудиторию там найти слишком тяжело.
В Facebook-группе, где общается Бастед, десятки бывших продавцов в последние полгода объединились для поиска нового дома. Они обсуждают альтернативные торговые площадки, потенциальные способы защиты своих прав в суде и другие стратегии, которые могли бы позволить им продолжить вести свой бизнес.
Через эту группу Бамстед встретил Джима Иларди, основателя небольшой ремонтной мастерской PiratePT Electronics. В отличие от Джона, занимающегося макбуками, Иларди нашел для себя нишу в восстановлении старых плееров iPod Classic. Эти девайсы Apple больше не поддерживает и не продает.
Иларди давал старым айподам новые корпуса и батареи, а потом также начал менять их жесткие диски на SSD и увеличивать дисковое пространство, так что продукты становились даже лучше, чем когда-либо прежде. У PiratePT был 98% рейтинг одобрения на Amazon, Иларди был уникален в своей категории. Но в январе его тоже зачистили. Теперь от его продуктов в продаже почти ничего не остается, и Иларди пытается найти новый дом на eBay и на Etsy. Плюс подрабатывает ремонтом дисплеев и различной техники, которую ему присылают.
Новое место торговли Иларди
Иларди говорит, что его бизнес, который раньше приносил солидные доходы, теперь идёт очень плохо. eBay не показывает пользователю продавцов выбранного им товара. Вместо этого покупатель видит список выставленных предложений. Так что Иларди, со своими «прокачанными» iPod Classic, вынужден конкурировать с сотнями обычных старых девайсов, которые решили продать сами пользователи. eBay его никак не выделяет. Последняя надежда на Etsy, где, по словам мастера-ремонтника, он сейчас получает четверть от того, что зарабатывал на Amazon.
Главный вопрос у этих людей, которые внезапно потеряли свой источник доходов, – чем они помешали Apple и Amazon? Является ли группа честных и независимых онлайн-торговцев такой угрозой компаниям с доходами по $50 млрд в квартал?
Apple продает макбуки, и можно было бы сказать, что бизнес Джона Бамстеда с ней конкурирует. Но Бамстед занимается видавшими свои лета продуктами, и покупают их у него люди, которые никогда бы и не подумали потратить $1000-$1500 на новый лэптоп. А так – по крайней мере, приучаются к macOS…
У Иларди ситуация еще однозначнее:
Я продаю то, что они уже давно не производят и не поддерживают. Мой продукт – они от него избавились. Какая теперь разница Apple? Они уже пять лет как вышли из этого бизнеса.
И вот здесь новая сделка Apple-Amazon напрямую сталкивается с движением за право на починку купленных девайсов. Apple годами борется против введения такого права для потребителей, тратя на это сотни миллионов долларов. Буквально в прошлом месяце лоббисты Apple надавили на законодателей Калифорнии и предотвратили принятие такого закона, рассказывая том, что покупатели могут навредить себе, пытаясь самостоятельно починить свой айфон. Так что легальный ремонт по-прежнему доступен только в сервисах, авторизированных Apple.
Компания так переживает из-за починки своих девайсов, потому что если владельцам её смартфонов, планшетов и компьютеров будет удобно их самостоятельно чинить, у них станет меньше причин покупать новые гаджеты. А вместе с правом на починку идет и право на покупку-продажу восстановленных устройств.
Верховный суд США в 2013-м постановил, что пользователи могут продавать подлежащие копирайту продукты, если они легально являются его владельцами. Но это не остановило такие компании как Apple (и теперь Amazon) в их желании усложнить жизнь таким перепродавцам. Например, в октябре Apple подтвердила, что её новый чип T2, установленный в линейке MacBook Pro и других компьютерах, полностью блокирует девайс, если вдруг почувствует, что какие-то его части, вроде материнской платы, подвергались несанкционированному ремонту. Единственный способ этого избежать – купить специальную утилиту диагностики, распространяемую Apple среди своих партнеров. Для небольших мастерских, вроде как у Бамстеда, такая программа попросту недоступна.
В итоге, Джон говорит, ситуация стала для него наукой. «Много моих друзей вынуждены были уйти из бизнеса». Бамстед вместо этого вернулся к оптовой продаже старых макбуков, которой он занимался до открытия своей странички на Amazon Marketplace. Он получает с переработки несколько десятков ноутбуков, чинит их, и отдает партиями по 10-20 штук продавцам, у которых обычно есть свой офлайн-магазин или точка продажи за пределами Штатов.
Также Бамстед начал перемещать большую часть своего бизнеса на свой личный веб-сайт. И раскручивать его через YouTube, показывая, как можно самому ремонтировать свои макбуки. Продаж пока и близко не так много, как было раньше с Amazon, но есть и плюсы:
Кто-то покупает ноутбук с моего сайта, и я думаю – вау, это так просто. Не надо никому платить часть денег, нет дедлайнов, не надо бояться, что что-то вдруг изменится в инфраструктуре.
Если я что-то вынес из всего этого, так это то, что, даже если ты маленький, тебе всё равно нужна собственная платформа. Тогда по крайней мере её никто у тебя не заберет
P. S. Для доставки гаджетов и любых других товаров из интернет-магазинов США есть Pochtoy.com. Экономия тысяч рублей по сравнению с покупками в российских магазинах, а стоимость доставки – от $11.99.
Автор: Pochtoycom