Вряд ли кто-то мог это предугадать. Главным транспортным трендом 2018 года неожиданно стали не электромобили и не автопилоты, а маленькие электрические самокаты. Сервисы их аренды просто-таки заполонили американские (а потом и европейские) города. Такие ранее никому не известные компании, как Lime, Bird, Scoot, Spin и Skip, внезапно стали миллиардерами и самыми успешными стартапами Кремниевой долины.
О них разгорались горячие дебаты на заседаниях городских советов. Против них проходили многотысячные протесты – пешеходы боролись за «свои тротуары», которые не должны отдаваться под транспорт. Десятки тысяч самокатов были разбиты или украдены. Образовались даже целые новые отрасли предпринимательства, связанные с их ремонтом, подзарядкой и перепрошивкой. «Подзарядчики», например, за пару часов непыльной работы могут получать под $600. А воры самокатов – еще в разы больше. Дошло до того, что они делятся на банды, каждая из которых контролирует свой район, где кража самокатов поставлена на поток.
Новым стартапам нет до этого дела. Получая по $100-$150 млн от инвесторов каждый раунд, они не считаются с расходами и количеством потерянных устройств. Bird, которая пока не принесла ни копейки, теперь оценивается в $2 млрд. Lime, основанная в январе 2017-го в качестве стартап по аренде велосипедов, теперь стоит между $2 и $3 млрд. Еще около двух десятков компаний сейчас идут по тому же пути.
Главная проблема у них на этом этапе – не воры, а конкуренты и гос. регуляторы, с которыми приходиться бороться за каждый квадратный метр города. Все стартапы копируют модель онлайн-сервиса, и в плане темпов расширения, и в плане взаимодействия со своими клиентами. А это значит, что, скорее всего, как у Горцев, в итоге останется только один.
Кто-то тратит электричество на майнинг, а кто-то – на «чарджинг»
Откуда вдруг возникли все эти электроскутеры – понять несложно. Благодаря Uber, Lyft и сервисам аренды велосипедов миллионы людей со смартфонами приучились кататься на технике, которая им не принадлежит. Большинство из них живет в городах, где машинам приходится стоять в пробках, и перемещение по тротуару (особенно со скоростью!) выглядит очень заманчиво. Плюс – ничему не надо учиться, и места такой переносной электрогаджет почти не занимает.
Об этих и многих других преимуществах можно красочно рассказать потенциальным инвесторам. И если порог входа в Uber и Lyft для инвесторов уже очень большой, то Bird, Spin, Skip, Scoot и другие готовы радостно принять ваш венчурный капитал размером всего в несколько миллионов. А потом – round B, round C и далее по наклонной. Маркетинг на всё, подключение новых городов каждый день, местные знаменитости в «Инстаграме», радостно летящие на вашем самокате с капучино в руке.
Но теперь хайп постепенно спадает. Доходов самокатные компании не приносят, зато тратят с каждой неделей всё больше. Некоторые, вроде Skip, уже по уши в долгах. У многих начинают появляться вопросы по поводу экономической обоснованности всего концепта. По информации Bloomberg, энтузиазм венчурных капиталистов быстро остывает, и новые раунды уже не собирают таких больших денег, как раньше. А для продолжения освоения рынка этим компаниям нужны очень серьезные вливания. В 2019-м их самокаты рискуют в одночасье стать глиняными черепками, если золотые антилопы-инвесторы прекратят бить копытцем.
Чтобы успешно пройти через неспокойное время, в этом году «самокатным» стартапам и размещающим их у себя городам (в том числе и Москве) предстоит ответить на несколько больших вопросов:
Кто победит в борьбе за лучшее железо?
Казалось бы, что может быть проще: доска, два колеса, моторчик, который их крутит. Но именно на фронте создания лучшего самоката сейчас разыгралось одно из главных сражений. Чей продукт будет безопаснее, надежнее и проще, тот может быстрее привлечь к себе пользователей. И запретить конкурентам использовать свои наработки, запатентовав всё, что можно. Основная задача сейчас – сделать такой «электроскутер» (как их в США называют), чтобы его было как можно проще чистить, и нельзя было убить, как бы ручки у вандалов ни горели.
И всё это как-то должно сочетаться с удобством для клиентов. А в идеале – еще и обладать механизмами, ограничивающими скорость, потому что у каждого города и штата сейчас ограничения для самокатов свои.
Lime и Bird, два лидера рынка США, этой осенью выпустили по новому поколению самокатов. С более прочными колесами и технологиями, позволяющими следить за поведением пользователей, и посылающими разнообразные сигналы, если самокат крадут или ломают. А Skip из Сан-Франциско представила самокаты со специальными убирающимися замками-проводами, которые «всасываются» в корпус самоката и не занимают места на тротуарах. Такие замки, помогающие от воров, теперь являются главной фишкой Skip. Как говорит СЕО компании, Санджей Дастур, «мы не ждем, что проблема уйдет сама собой, мы делаем что-то, чтобы с ней бороться». Часть девайсов Skip теперь также идут со смотрящими назад камерами, следящими за тем, соблюдает ли их ездок местные законы и нормы.
Другая важная инновация, которая может позволить одной из компаний вырваться вперёд, – сменные батареи. В электромотоциклах и скутерах в том же Китае и на Тайване они стоят уже давно. Но вот как их аккуратно разместить в маленьком корпусе самоката – вопрос пока что открытый.
Принадлежащий Uber стартап Jump на днях объявил, что в его самокатах следующего поколения батареи будут сменными, так что их команде станет намного проще оперировать, и можно будет перестать полагаться на частников, подзаряжающих аккумуляторы десятков самокатов у себя дома. Всё будут делать собственные «сменщики», куда более пунктуальные и без позывов к воровству. Плюс, девайсы будут в рабочем состоянии 24/7, им не нужно будет постоянно отдыхать по 4-6 часов, заряжаясь. Но технология Jump, судя по всему, выйдет на улицы только в 2020-м. У других компаний есть возможность проявить себя до этого.
В 2019-м милым «транспортным гаджетам» придется доказать, что они на самом деле являются достойной, качественной альтернативой уже привычным машинам и велосипедам. Всё меньше людей будет пробовать их просто потому, что «это что-то новое». Об этом перед инвесторами рассказывал глава Lime Тоби Сан. «Мы должны предлагать надежный, здоровый сервис. Только так электросамокаты смогут стать мейнстримом».
Что скажут регуляторы?
Даже если компании создадут супер-устройство нового поколения, которое будет ездить три дня без подзарядки, и на котором будет безопаснее, чем в коляске у мамы, это только половина истории. Вторая половина – правительства стран и городов, которые от новой моды на самокаты в целом пока не в восторге. Многие города США до сих пор запрещают движение такого электрического транспорта по своим улицам. Другие – запрещают отдельные компании, работая только с отдельными «одобренными» фирмами (принципы выдачи таких разрешений пока что малопонятны, так что у многих появляется повод заподозрить коррупцию).
Прошел всего год после начала этой самокатовой лихорадки, и многие госчиновники еще не понимают, что с ней делать. В десятках городов США идут пилотные проекты, пытающиеся ответить на вопрос того, как эти новые транспортные средства вписываются в общую транспортную систему. Кто на них ездит, доступны ли они для людей с низким уровнем дохода, могут ли они в перспективе заменить такси или автобусы, существуют ли реальные риски для пешеходов.
Многие городские советы решили пока ограничить количество электросамокатов на улицах, пока они разбираются в том, что это вообще за существа, и как они работают. Но компании этим сильно недовольны: они считают, что число гаджетов должно достигнуть «критической массы», после которой их популярность начнет расти в геометрической прогрессии. Если они будут во всех людных местах и их не придется искать, чтобы ими воспользоваться, людям будет просто лень ждать автобус или вызывать Uber. Пока что у них стартапов деньги, чтобы проверить такую теорию, но города «подрезают им крылья».
Некоторые, как, например, Сан-Франциско, пошли еще дальше. Сначала город полностью запретил самокаты на своих улицах, сейчас – разрешил, но только для двух компаний (Scoot и Skip), и только сроком на год. Этот город – сердце Кремниевой долины, место тусовки большинства продвинутых людей, не боящихся новых средств транспортации, и родина половины «самокатных» стартапов. Lime и Bird предлагали горсовету что угодно, включая инвестиции в инфраструктуру (защищенные дорожки для самокатов и велосипедов), если им разрешат предлагать свои сервисы в городе, и сейчас активно опротестовывают решение властей. Стартапы, которым максимум два-три года от роду, уже тратят миллионы долларов на лоббистов – больше, чем Google и Amazon.
Есть ли перспектива?
2019-й – год, в котором станет понятно, будут ли электросамокаты транспортом городов будущего. Или, может быть, это тренд, который уйдет так же быстро, как и появился. Уже сейчас о внутренней кухне этих стартапов городские власти знают больше, чем об Uber и Lyft, благодаря своему тесному с ними «общению». Компании даже работают с чиновниками над созданием открытых стандартов обмена данными, чтобы все стартапы в городе как-то могли кооперировать, создавая общую транспортную систему.
Если такая работа окажется продуктивной, самокаты, в перспективе, действительно имеют шанс стать одним из самых популярных видов транспорта, по крайней мере в больших городах. Это будет тот транспорт, который вы выбираете, когда вам надо быстро совершить путешествие буквально в пределах нескольких километров. А такси или каршеринг – скажем, если вы едете с компанией или если вам надо довезти сумки в аэропорт.
Если нынешняя популярность электросамокатов – не маркетинговый трюк, созданный за счет инвесторских миллионов, а действительный показатель качества и удобства услуги, то в 2019-м их станут использовать еще чаще, даже несмотря на замедление потока новых денег от венчурных капиталистов. Также в 2019-м подоспеют другие исследования. Насколько такой транспорт уменьшает объемы выхлопных газов в воздухе? Насколько он безопасен, компенсирует ли невысокая скорость движения отсутствие существенной защиты перед ездоком? Могут ли его использовать престарелые жители, люди с нарушениями координации? Пока что детальные тестирования самокатов для ответов на все эти вопросы проводили только сами компании, и их результаты сложно назвать непредвзятыми.
Перед тем, как начинать верить в счастливое будущее, и скачивать новые приложения к себе на смартфон, хотелось бы понимать, насколько король одет.
Автор: Pochtoycom