«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино

в 15:39, , рубрики: академия винила, Аудиомания, Блог компании Аудиомания, винил, гаджеты, звук, киноиндустрия, периферия, старое железо

Недавно наша «Академия винила» подготовила обзор фильмов (видео), в которых (наряду с актерами) важную роль «играет» винил. Мы решили расширить перечень картин с пластинками в кадре и разобраться, как и для чего режиссеры используют их в своих работах.

«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино - 1
Фото Pxhere PD

Винил как элемент интерьера «крутого» героя

Популярность пластинок сегодня переживает новый подъем. Есть обычные покупатели, которые составляют домашние коллекции любимых исполнителей, а есть «коллекционеры-эстеты», которые покупают редкие записи по высоким ценам. Их образ используют в своих картинах режиссеры.

Проигрыватели пластинок не раз встречались в стильных интерьерах «крутых» героев, которые ценят детали и готовы за них платить. В рабочем павильоне «гения, миллионера, плейбоя и филантропа» Тони Старка наряду с боевыми костюмами можно заметить классический проигрыватель. На форумах даже спорят, какой модели отдал предпочтение «железный человек». Эта деталь фильма вписывается в стильную обстановку жилища супергероя.

Винил не выйдет из моды и в далеком будущем, если верить сценарию «Стартрек: Возмездие». Капитан Кирк — еще один брутальный герой кино с хорошим вкусом. В его комнате есть ретро-проигрыватель с ламповым усилителем, на котором в одной из сцен воспроизводится пластинка «Beach Boys». Этот элемент смягчает образ «крутого героя», привносит в сцену ностальгические нотки — и дает нам почувствовать связь с далеким будущим, в котором далеко не все оказывается чуждо современному зрителю.

Проигрыватель как атрибут меломана или музыканта

Меломаны отдавали предпочтение винилу 20 лет назад и продолжают делать это сегодня. Потому режиссеры используют пластинки, когда хотят раскрыть глубже образ персонажа, увлеченного музыкой.

Винил периодически появляется в фильмах Вуди Аллена, но в «Кое-что еще» ему отведена особая роль. Главные герои выбирают пластинки в магазине и обсуждают достоинства винила за ужином. «CD убивают настоящий звук», — заключает Аманда. Здесь пластинки — связующее звено между двумя меломанами и идейными фанатами винила.

Главный герой фильма «Кто там?» — архитектор Эван. У него стильный дом, который отражает не только художественные, но и музыкальные пристрастия героя — в нем есть место виниловому проигрывателю, и он на некоторое время становится важной составляющей сюжета. В одной из сцен Эван включает для своей гостьи музыку на проигрывателе, а после и сам встает «за вертушки».

В мюзикле «Ла-Ла Ленд» комната главного героя — перспективного джазового пианиста — обставлена скромно. Но для музыкальных инструментов и аксессуаров место нашлось. С пианино соседствует классический проигрыватель. Весь этот кадр строится на ассоциациях — пианино, проигрыватель, даже настольная лампа — все они как будто перекочевали в комнату главного героя прямиком из «эпохи джаза». А соседство проигрывателя с музыкальным инструментом показывает, что для Себастьяна (в отличие от персонажа Киану Ривза из «Кто там?») прослушивание музыки — это не только удовольствие, но и работа.

Винил как «самостоятельный герой»

В некоторых фильмах пластинки играют еще более значительную роль. С помощью ярких обложек и стильных проигрывателей режиссерам и операторам удается передать определенные идеи, важные для фильма в целом.

Например, в недавно вышедшей картине «Сердца бьются громко» оператор-постановщик Эрик Лин (Eric Lin) хотел передать «тактильное ощущение» винила. Для этого подбирались особые источники света и объективы. У одного из главных героев есть свой магазин пластинок — в интерьере помещения также воплощается видение режиссера о «теплой ламповой» атмосфере.

По сюжету фильма «Облачный атлас» одноименная симфония издается ограниченным тиражом на виниле. Об этом со знанием дела сообщает работник магазина пластинок. Такой прием позволяет подчеркнуть ценность и уникальность композиции, объединяющей в фильме судьбы, истории и само течение времени. Некоторые зрители даже принялись искать пластинки в реальной жизни. Кстати, их действительно выпускали.

В фильмах Квентина Тарантино часто появляются пластинки. Они служат фоном для различных сцен, задают настроение, дают пищу для размышлений о характере того или иного героя. Режиссер сам коллекционирует винил, а стильная музыка на ретро-носителе отлично вписывается в атмосферу его лент. В фильме «Доказательство смерти» запечатлена частичка личной коллекции Тарантино — пластинки проигрывал его собственный музыкальный автомат.

«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино - 2
Фото Pxhere PD

Эмоциональный эпизод

Музыка в кино также служит инструментом, который настраивает зрителя на определенные ожидания. Например, в одной из сцен «Константина» главный герой пополняет свой арсенал, а на проигрывателе на заднем плане играет классическая композиция «Take Five», задающая происходящему немного расслабленный, размеренный тон. Так зритель понимает, что в смертоносном оружии против демонов из преисподней для самого Константина нет ничего удивительного — вполне «обычное дело».

Иногда создатели картин используют музыку, чтобы настроить зрителя на сопереживание герою. Например, в одной из самых эмоциональных сцен фильма «Охотник» женщина, потерявшая своего мужа, внезапно для себя слышит песню «I'm on Fire». Отчаявшаяся героиня первый раз за весь фильм приходит в себя, полагая, что ее муж вернулся домой. На самом деле, проигрыватель включился сам собой из-за сбоя генератора.

Пластинки как оружие

Такой способ показать винил в кино сложно назвать распространенным, но в нескольких картинах он использовался.

В «Механике» показали, пожалуй, самую смертоносную аудиосистему в истории кино. Артур Бишоп, персонаж Джейсона Стэтхэма, настоятельно просил своего протеже не трогать руками свой проигрыватель Pro-Ject RPM 9.2. Впрочем, это не помешало ему позже использовать устройство в качестве детонатора и взорвать вместе с ним весь дом.

Герои «Зомби по имени Шон» отстреливаются пластинками от живых мертвецов. Примечательно, что даже в такой экстремальной ситуации они избирательно подходят к музыкальной коллекции и не запускают в зомби любимые альбомы.

Конечно, мы описали далеко не все примеры появления винила и способы его использования режиссерами в кино. Поэтому будет интересно узнать, какие «виниловые сцены» из фильмов запомнились вам.


Что еще почитать по теме — материалы из нашей «Академии Винила»:


Автор: Audioman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js