Рынок смартфонов сейчас сворачивается даже в Китае (впервые за 9 лет). Люди не понимают, зачем брать модели еще тоньше или еще мощнее. Больших полезных инноваций, похоже, перестали ждать даже от Apple. Но, к счастью, компании нашли новый гаджет, на который возлагают надежды. На днях Xiaomi и Facebook выпустили мобильный VR-хедсет Oculus Go. Не прошло и недели, как свою VR-гарнитуру похожего типа выпустили Lenovo и Google. И это только начало: все крупные игроки рынка смартфонов один за другим выкатывают свои версии, мечтая найти свою нишу на невспаханной почве VR и AR. Но стоит ли сейчас брать такие девайсы себе, и сыграет ли ставка компаний? Мы смотрим, что собой представляет последнее поколение VR-хедсетов, и какие у него перспективы.
Oculus Go
Xiaomi готовится к IPO в Гонконге, и ей очень хочется получить по меньшей мере $10 млрд с размещения акций. Но рынок смартфонов уже перегрет даже в Поднебесной, а планы освоения Индии и Африки пока идут не очень гладко. Чтобы можно было на что-то потратить ресурсы R&D, а инвесторы не паниковали, главный китайский производитель смартфонов еще в 2016 году заявил, что отныне будет активно развивать и VR. Простенькие очки Mi VR и Mi VR 2, похожие на Daydream View от Google, особого успеха не получили, но стоили всего $14, и познакомили китайскую аудиторию с прелестями виртуальной реальности. А теперь компания объединилась с Facebook и выпускает куда более солидный хедсет.
1 мая в США и одиннадцати других странах вышла первая полностью мобильная VR-гарнитура. Без необходимости подключения к консоли, компьютеру, смартфону или вообще чему угодно. Можно надеть такой, и идти шагать по городу, представляя себя суперменом. Перед этим такой мобильный концепт тестировался в Oculus Santa Cruz (который пока доступен только разработчикам). Но в отличие от него хедсет Oculus Go не требует футуристической технологии трекинга и потому может работать без внешних камер. Минус в том, что с Go нет смысла ходить по комнате или наклоняться. Такие движения хедсет не отслеживает.
По сути, функции у нового девайса те же, что у Gear VR, разработанной Oculus вместе c Samsung, но без необходимости вставлять в специальный слот смартфон Samsung, куда скачаны приложения с виртуальной реальностью. Смартфон тут «встроен», и, на удивление, на стоимости это почти не сказалось. Внутри хедсета стоит 5,5-дюймовый дисплей с разрешением 2560х1440 (по 1280х1440 на глаз). С процессором Snapdragon 821 из 2016-го и 32 ГБ хранилища (есть версия на 64 ГБ, но она почему-то стоит запредельно дорого, учитывая, что это единственное отличие).
Характеристики у Oculus Go послабее, чем у современных смартфонов, но зато все заточено конкретно под VR, и Oculus обещает, что приложения виртуальной реальности на девайсе будут работать лучше, чем даже на iPhone X. А для лучшего отображения всей этой прелести простые увеличительные линзы из Gear VR заменили на линзы Френеля, как в Oculus Rift.
Несмотря на наличие массы железа, Oculus Go весит 468 граммов, почти в точности столько же, сколько HTC Vive и Oculus Rift. И меньше, чем Gear VR, если учесть отсутствие веса смартфона. Хедсет по-прежнему остается тяжеловатым, и долго находиться в нем некомфортно, но это движение в правильном направлении, к технологиям мира «Первому игроку приготовиться».
Девайс подключается к Wi-Fi, и скачивать игры или проводить настройки можно напрямую с него, без подключения к смартфону/планшету. В нем есть браузер, есть опции как для левшей, так и для правшей. Немного необычно, что из меню никак нельзя проверить, сколько у девайса свободного места. Устройство только сообщает, когда у вас осталось 2 ГБ или 500 МБ. От одного заряда гаджет живет 3 часа.
Приложения – все те же, что и у Gear VR, но для людей без смартфона Samsung. Тем, у кого iPhone или другой девайс на Android, покупка Oculus Go выйдет намного дешевле. Плюс – улучшенные стекла, более комфортная растягивающаяся резинка для крепления хедсета на голову, и встроенные в нее незаметные динамики, поставляющие звук напрямую в уши пользователя. Даже наушников к Oculus Go докупать не приходится. Но мини-джек для них тут тоже есть, вместе с Micro-USB (странно, что не USB-C) для зарядки.
Главный минус девайса – даже не его собственная проблема. Но достойных приложений и игр на VR по-прежнему мало, особенно на небольших и не очень мощных хедсетах. Их пока не так много в обращении, они не так популярны, чтобы разработчики активно переключались и начинали создавать крутые вещи под Oculus. Прошло три года как компания продает свои VR-гарнитуры, и из тысячи «впечатлений», которые можно под них скачать, внимания стоят не больше десятка (хотя, конечно, это всё равно больше, чем у конкурентной платформы, Google Daydream). Большая часть приложений или совершенно неинтересные, или забагованные, или страшно неудобные в процессе использования.
Самые популярные – самые простые. С примитивной механикой, заключающейся в выполнении однотипных действий много раз подряд. Уровня «Змейки» или «Тетриса», только для новой эпохи. Но если на смартфоне играть в такие игры может быть приятно (на пару минут, пока нечего делать), то главная прелесть VR – в погружении, и в короткой несложной игре его попросту не достигнуть. В этом плане более солидные хедсеты, использующие мощность приставок и компьютеров, пока всё же лидируют.
Но брать Oculus Go, пожалуй, стоит даже не ради игр. Компания активно рекламирует просмотр через гарнитуру концертов, стэндап-шоу и спорт. соревнований. «Для полного погружения в атмосферу». Буквально на днях запустится сервис Oculus TV, и в хедсете можно будет смотреть фильмы и телешоу с Netflix, Hulu и других популярных порталов. Также есть «пати-спейс» для посиделок, общения и просмотра фильмов с друзьями или незнакомцами. Многие ожидают, что именно за этим и стоит будущее VR: комфортное, ненавязчивое общение в виртуальном пространстве. Как VRChat, доступный сейчас на мощных хедсетах, только без мемов и угандских Наклзов. Но для продвинутых увлекательных игр с интересным геймплеем портативные VR-очки вроде Oculus Go пока слабо подходят. Человеку не дается достаточно контроля, отсутствует необходимая точность отслеживания движений, а бороться зачастую приходится не с монстрами, а с системой управления.
Плюсы:
- сравнительная дешевизна;
- способность работать без сторонних устройств;
- хорошо подходит для просмотра 3D-фильмов (если внутри хватает места);
- как Gear VR, но дешевле и удобнее для пользователей без смартфона Samsung.
Минусы:
- невысокое количество достойных приложений на платформе (даже Anshar Online не очень впечатляет);
- долгое время зарядки;
- не такое полное отслеживание движений, как у Oculus Rift или Oculus Santa Cruz (даже наклонить голову не получится).
Взять Oculus Go можно за $199 у Amazon, NeweGG и BestBuy.
Lenovo Mirage Solo
Буквально сразу за Oculus Go его прямого конкурента выпустили Lenovo и Google. Mirage Solo вышел 4 мая. Он тоже стенделон, без необходимости подключения к смартфону, компьютеру или игровой консоли. Все необходимое находится внутри хедсета. Google делает на него большую ставку. Во-первых, девайс должен помочь развитию ее VR-платформы Daydream. Во-вторых, он следует протестирует отслеживающую технологию WorldSense, позволяющую сканировать перемещение человека в виртуальной реальности через камеры, встроенные в их хедсет. Lenovo Mirage Solo является первым устройством, объединяющим обе эти системы (после того, как HTC в прошлом году отменила свои планы по выпуску девайса с Daydream).
Устройство очень похож на предыдущий хедсет Google – Daydream View, – но не требует вставки смартфона. Внутри у него 5,5-дюймовый экран с разрешением 2560х1440, аналогичный тому, что у Oculus Go. Начинка – чуть мощнее: Snapdragon 835, 64 ГБ хранилища по умолчанию (плюс его можно расширить с MicroSD). От одной зарядки – примерно те же самые три часа беспрерывной работы. В оснащение входят два микрофона, мини-джек под наушники и пульт управления – тот же, что и у Daydream View.
Своего конкурента девайс превосходит благодаря WorldSense. В хедсет спереди встроены камеры-глаза. Они отслеживают, когда вы наклоняете голову или приседаете, и делают VR-впечатления более полноценными. Правда, делать все движения головой можно только в пределах одного квадратного метра. Google говорит, что в будущем это ограничение с WorldSense уберут, но пока что, если вы выходите за пределы этого метра, всё в очках останавливается, и надо вернуться обратно, или перенастроить хедсет.
Еще одно ограничение технологии – ее нельзя использовать в темной комнате. И камеры спереди ничем лучше не прикрывать. Еще есть спекуляция, что Mirage Solo не будет качественно отслеживать движения головы в полностью пустом пространстве, без мебели и углов, по которым можно ориентироваться в комнате. Для частного пользователя это не очень важно, а вот с человеком, выступающим на большой пустой сцене перед аудиторией, может случиться конфуз.
Большой заманухой на Daydream является VR-видео. Включая приложение виртуальной реальности от YouTube, представленное полтора года назад. Природа, экстрим, концерты, интерьеры, события, музыкальные ролики – снятые 360°-камерой. Забавно для разнообразия, и есть очень качественный контент, но отсутствует поддержка WorldSense (вы можете только крутить головой влево-вправо), так что обычный Daydream View с просмотром такого видео справится примерно так же. А стоит он дешевле.
Одна из главных проблем хедсета – пока что, опять-таки, экосистема. Тут она еще более скромная. На Daydream работают порядка 350 приложений, в основном мини-игры. Есть довольно забавные. Но на пять-десять минут. Прокатился по пикам горы, поуворачивался от летящих в тебя снежков – и всё, хватит. Сложного полноценного хоррора, как на Oculus Rift, тут пока не испытать. Пульт управления тоже довольно примитивный, к нему придется привыкать порядочное время, чтобы создалась хоть малейшая иллюзия, что вы реально задействуете свое тело. Более сложные пульты у HTC Vive, Oculus Rift и PlayStation VR делают эффект погружения намного глубже, с ними у человека появляется свобода действий.
Очевидно, Mirage Solo – более продвинутый и мощный автономный девайс, чем все его предшественники. Но отталкивает цена. Он почти в два раза дороже, чем Oculus Go, и один только WorldSense такую разницу не оправдывает. Проще купить Daydream View за $99, и купить к нему смартфон за $300. Обойдетесь в такую же сумму, а по итогу получите два девайса. Даже встроенных в хедсет динамиков тут нет, хотя они уже вроде как стали стандартом для VR-гарнитур. Также из-за WorldSense девайс вышел довольно тяжелым: 645 граммов. На 177 граммов больше, чем у Oculus Go.
Такие недостатки объясняются просто. Mirage Solo – это тестирование технологии. И предназначен он в первую очередь для разработчиков. Чтобы они смогли увидеть потенциал и начали делать свои приложения под WorldSense и Daydream. Об этом говорит даже Клей Бэйвор, руководитель отдела виртуальной и дополненной реальности в Google:
Мы увидели реальный интерес со стороны тех, кто увлечен VR. Разработчиков, создателей, первых пользователей. Они видят, какой у этого потенциал. Вы не привязаны к внешним устройствам, и при этом позиция вашей головы прекрасно отслеживается. В нашу технологию должно поверить больше людей.
Первые обзорщики называют хедсет «следующим прорывом в VR», но сам по себе он вряд ли увлечет пользователей. Это образец, и по тому, как хорошо он «зайдет», Google будет решать, стоит ли продолжать развивать технологию. Если эксперимент окажется успешным, и разработчики, проникнувшись идеей, начнут создавать приложения к WorldSense, переключиться обратно на Oculus им будет уже тяжело. А Google выпустит контроллер получше, поднажмет с рекламой, снизит цену для закрепления успеха, и таки переманит к себе хорошую долю пользователей. По крайней мере, на это надежды. А пока что – всего 350 приложений, из которых под WorldSense заточены дай бог пару десятков.
Плюсы:
- инновационная технология WorldSense: хедсет сам отслеживает ваше положение (шесть степеней свободы для головы);
- интересный на вид (где еще вы видели хедсет с двумя глазами спереди? До такого даже в научной фантастике не додумались);
- качественная сборка Lenovo.
Минусы:
- слабый контроллер (только три степени свободы у пульта, и он только один);
- тяжелый, долго в таком не посидишь;
- работает в пределах одного квадратного метра;
- пока что очень слабый набор приложений в Daydream, совместимых с WorldSense.
Продается за $399 у Amazon и у Lenovo. Продажи на Amazon, кстати, то открываются, то прекращаются, и иногда страничка вообще пропадает. Не ясно, с чем это связано, но смотрится забавно, учитывая давнюю историю неприязни между Amazon и Google.
Тем временем у Apple
Эксперты в индустрии предсказывают, что рынок AR/VR достигнет $108 млрд к 2021-му. В основном благодаря бизнесу, который захочет сделать покупателей более лояльными, открыв для них новый вариант знакомства и «общения» с их продуктами. Разумеется, свой кусок от такого большого пирога захотела откусить и Apple. Пару недель назад CNET раскопала информацию, что яблочники в секрете тоже делают хедсет. И тоже мобильный, без проводов и необходимости покупки дополнительных устройств. Их гаджет должен быть готов к 2020-му. По современным меркам, он будет запредельно продвинутым (и, наверное, как привыкла Apple, дорогим). Кодовое имя проекта – T288.
Разработка VR-стартапа Vrvana, который Apple купила в прошлом году за $30 млн
Хедсет будет поставляться с двумя 8K-дисплеями (по одному для каждого глаза). Это учитывая, что сейчас даже 4К для глаза – считается очень круто. В нем будут стоять камеры, как в Mirage Solo, оценивающие окружающую ситуацию. Они смогут определить, когда пользователь наклоняется или ходит по комнате, и, возможно, даже предупредят его об опасности, если он так увлекся игрой, что сейчас с чем-то столкнется. Для работы хедсет будет подключаться к специальному ящичку по беспроводной технологии 60ГГц WiGig. Запитывать его, по слухам, будет 5-нм процессор. Чип A11 в iPhone X у Apple создан по 10-нм технологиям, то есть для хедсета компания собирается использовать железо, которого пока еще нет на рынке.
P.S. Гаджеты новые, в России еще не продаются. Но, учитывая предыдущий опыт с HTC Vive и PS VR, в РФ они будут стоить минимум на 20-30% дороже. Как обычно, все девайсы намного выгоднее покупать в США. Обязательную нотификацию для них недавно убрали, и самые свежие гаджеты теперь можно спокойно ввозить в страну, не опасаясь таможни (в пределах €1000 в месяц). А за доставку из американских магазинов отвечаем мы, Pochtoy.com. От $8,99 за полкило. И $7 на счет всем читателям, кто после регистрации укажет код Geektimes.
Автор: Pochtoycom