Привет, друзья! Сегодня мы предлагаем поговорить о виртуальной реальности. Поводов для этого сразу два. Во-первых, 17-го октября состоится релиз VR-платформы Microsoft Mixed Reality. Во-вторых, 20-го октября мы откроем российские продажи нашего VR-шлема Lenovo Explorer. В сегодняшнем материале расскажем, чем нам все это грозит и как все это работает. Добро пожаловать под кат!
Не секрет, что первая волна VR-устройств по большому счету была интересна только узкому кругу энтузиастов. И еще востребована в «профессиональном» сегменте – для создания вау-эффекта при продаже недвижимости, обучающих приложений, программ для проектирования и т.д. Для массового пользователя все это было недостаточно понятно, чересчур дорого и отпугивало малым количеством контента.
Впрочем, более трети всего вкусного VR-пирога даже сейчас приходится на игры. В дальнейшем эта доля будет только расти. Аналитики Goldman Sachs, например, предполагают, что к 2025-му годовой размер рынка VR-игр может достигнуть $106 млрд., прибыль от их реализации – почти $12 млрд., а количество игроков преодолеет отметку в 200 млн. человек.
Но это светлое будущее, а мы пока находимся в уютном настоящем, и ситуация на данный момент такова. Первое: очевидно, что дальнейшим драйвером роста индустрии станут именно игры в виртуальной реальности. Второе: раньше как пользователи, так и сами производители VR-шлемов не до конца понимали, какими именно они должны быть. Теперь и у тех, и у других очень много опыта – самое время переходить из ниши в массовый сегмент.
Ну а третье – это как раз релиз платформы Microsoft Mixed Reality, которая станет мощнейшим стимулом для популяризации VR. Если фреймворк окажется достаточно востребованным, то у него есть все шансы повторить успех DirectX со всеми вытекающими из этого преимуществами для программистов и пользователей.
Получается, что любая условная «Хижина дядюшки Лю» сможет выпускать свои инди-игры в виртуальной реальности. Популярный единый стандарт – это также простота и экономия для крупных производителей игр. Одновременно с этим появляется возможность кастомизации контроллеров. Ну а для конечного пользователя и вовсе сплошные плюсы: больше контента и меньше цены за счет конкуренции между производителями VR-гаджетов.
Lenovo Explorer
Знакомьтесь: это Lenovo Explorer, наш шлем виртуальной реальности, созданный для платформы Microsoft Mixed Reality. Возможно кто-то из вас даже уже успел опробовать его в действии на выставке «Игромир 2017». В России мы впервые продемонстрировали новинку именно там, и это только начало.
Рассмотрим его со всех сторон в деталях. Прежде всего важно то, что гаджет очень легкий: он весит всего 380 граммов. Существенно меньше, чем главные конкуренты. Кроме того, он ощущается намного легче и удобнее благодаря продуманному распределению веса на голове.
Второй существенный момент – удобное крепление. На задней части шлема есть небольшая «крутилка», с помощью которой можно очень крепко и надежно зафиксировать устройство на голове.
А толстые и мягкие подкладки сделают так, что давление будет минимальным. Тут, конечно, лучше один раз попробовать, чем посмотреть дюжину фотографий, но вот вам показательный факт: ни на «Игромире», ни во время нашего совместного теста с журналистами на удобство посадки не жаловался практически никто.
Идем дальше, к самому главному. Lenovo Explorer оснащен двумя LCD-экранами с разрешением 1440х1440 точек. В итоге глаза пользователя видят картинку с разрешением 2880х1440 пикселей. Опять же, это вновь больше, чем у VR-шлемов наших уважаемых конкурентов, шлемы которых вышли ранее. Если присматриваться, то пикселизация, конечно, есть, но она практически не бросается в глаза.
Угол обзора в нашем шлеме составляет 110 градусов, регулировка фокусного расстояния программная: в диапазоне от 59 до 67 мм. И – для многих это станет приятным сюрпризом – шлем можно без проблем использовать вместе с обычными очками. Проверено как во время наших собственных тестов, так и на «Игромире». Подходя к зоне с Explorer многие посетители выставки привычным жестом снимали очки, но мы просили их оставить. Радости и удивлению в итоге не было предела.
Если вдруг во время погружения в виртуальную реальность вас кто-то решил отвлечь, то снимать Lenovo Explorer совсем не обязательно. Можно просто поднять основную часть шлема с дисплеями и линзами вверх как забрало. Удобно!
Теперь поговорим о подключении к компьютеру. Огромного количества портов для этого не потребуется: нужно только два интерфейса – USB и HDMI. Всё. Длина провода – 4 метра. Хватает, чтобы перемещаться в пределах среднестатистической российской комнаты и не спотыкаться. Ключевой момент — не требуется никаких внешних сенсоров, а значит пространства в комнате и свободных портов будет меньше, а кабелей лежащих вокруг — меньше.
Для просмотра виртуальных экскурсий, 360-градусных видео и панорам, работы в приложениях будет достаточно ноутбука с мобильным Core i5 7-го поколения и встроенной графикой. Частота обновления в таком случае составит 60 Гц.
Для VR-игр рекомендуется уже другой набор «железа», там на первый план выходит дискретная видеокарта начиная с GTX1060, а вот процессор новым уже может и не быть – хватит десктопного Core i5 начиная с 4-го поколения. Причина не только в высоком разрешении картинки (напомним, это 2880х1440), но и в том, что частота обновления здесь в 1,5 раза выше – 90 Гц. А нам ведь еще 60 fps нужно, иначе не будет нормальной синхронизации.
Кстати, о плавности картинки. Очень не советуем судить о ней по демо-роликам из YouTube. От фактической она сильно отличается в худшую сторону. Это именно тот случай, когда для достоверной оценки все обязательно нужно увидеть в шлеме собственными глазами. Например, дублирующее изображение на экране может отставать и даже подёргиваться, но в самом шлеме при этом всё работает плавно и хорошо.
Для отслеживания положения в пространстве Lenovo Explorer не требует наличия никаких внешних сенсоров. За это отвечает набор интегрированных датчиков и две встроенные в Explorer камеры. Они же нужны и для позиционирования контроллеров. Но если вдруг контроллеры пропадают из зоны видимости (например, когда в каких-то играх вы достаете оружие из-за спины), то на этот случай в них тоже есть свои собственные сенсоры. Работают они от АА-батареек, но также есть возможность проводного подключения.
Встроенных наушников в Lenovo Explorer нет. Для их подключения на правой части шлема есть «аудиоджек» на коротком проводке – для подвижности. Недостаток у этого решения только один: так появляется дополнительный провод. Но достоинств больше: устройство становится дешевле и легче. Плюс вы можете использовать любые собственные наушники, а для многих пользователей это целый фетиш.
Microsoft Mixed Reality
Со шлемом более-менее разобрались, теперь пара слов о том, как для пользователя выглядит платформа, для которой он сделан. Визуально – это очень симпатичный домик, стоящий на скале возле океана. Где-то далеко и высоко посреди неба парят летающие острова. Остается разве что шум волн и какой-нибудь легкий лаунж включить… но что-то мы отвлеклись. Об абсолютном реализме, разумеется, речи пока не идет, но внутри очень уютно.
Перемещение внутри дома происходит при помощи контроллеров. Зажимаем кнопку, выбираем нужную точку и стиком определяем направление, в сторону которого хочется смотреть сразу после телепортации. Если до этого опыта погружения в VR не было, то в первые минут 5-10 это кажется непривычным, но потом об этом напрочь забываешь и все делаешь на автопилоте. В крайнем случае можно использовать клавиатуру с мышкой или контроллер XBOX.
Предметы внутри дома можно двигать и поворачивать. На этом и основан принцип работы с приложениями, которые в виде окон можно свободно развешивать на стенах, потолке и просто в «воздухе» посреди комнат. Например, слева – Excel-таблица, в центре – открытая база данных, цифрами из которой таблицу нужно заполнить, а справа – фоновый сериальчик. Альтернативных вариантов масса.
Сам дом разделен на несколько комнат, каждая из которых в демо-версии нужна для знакомства с определенными возможностями. В кинозале смотрим обычное видео, в рабочей зоне таскаем туда-сюда окна с программами, есть уголок с VR-экскурсиями и 360-градусными роликами и панорамами.
Плюс, конечно, игровая зона. И тут интереснее всего. В качестве «демок» мы выбрали три проекта. Первый – простенький тир по мотивам вселенной Halo: берем две пушки в руки и яростно расстреливаем мишени за отведенное время. В геймплейном видео ниже вся движуха начинается с 1-50:
Второй проект – VR-версия нашумевшего Super Hot. Время здесь идет только в тот момент, когда игрок двигается. Можно спокойно осматриваться по сторонам и планировать тактику, а затем аккуратно уворачиваться от пуль, кидаться во врагов бутылками и пепельницами, отбирать у них оружие и, конечно, валить супостатов на землю точными ударами в челюсть.
Третий проект, пожалуй, самый показательный: это Space Pirate Trainer, полноценный шутер. Игрок стоит на платформе и яростно расстреливает вылезающих отовсюду дронов. Периодически в воздухе появляются бонусы и новое оружие, которое можно менять, как бы доставая из-за спины при помощи джойстика. В то время, как враги делают выстрел по игроку, время немного замедляется, оставляя шансы красиво увернуться и тут же отомстить. Очень затягивает! Поначалу непривычно, что уворачиваться надо именно телом — приседая или делая шаг вправо.
Разумеется, это тоже только начало. Различных игр довольно много уже сейчас, а в дальнейшем станет еще больше. Включая готовящиеся к релизу VR-версии Fallout 4 и Doom. Как и Bethesda, другие серьезные издатели тоже не сидят сложа руки — ходят неподтверждённые слухи по интеграции шлемов со Steam VR.
Для того, чтобы уютный домик посреди океана завелся на жестком диске вашего компьютера понадобится Windows 10 Fall Creators Update и немного терпения. Прямо 17-го октября все необходимые файлы автоматически скачаются и установятся, и все VR-игры будут доступны к покупке и скачиванию из магазина Windows Store. С подключением Lenovo Explorer к платформе тоже никаких проблем не будет. Все устроено так, чтобы пользователь только вставил два штекера от провода шлема в порты своего ПК, а дальше все настраивалось, устанавливалось и скачивалось само.
Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать
Нет никаких сомнений, что VR – это всерьез и надолго. Вопрос лишь в том, когда виртуальная реальность станет по-настоящему массовой. Мы считаем, что активная фаза роста в консьюмерском сегменте начнется как раз в 2018-м году и делаем ставку на игры, как на основной драйвер роста всей индустрии. При этом мы не забываем и про другие сценарии использования, такие как виртуальные экскурсии, объёмное и 360-видео, дизайн и обучение в виртуальной реальности – всё это теперь намного доступнее.
В то же время, мы понимаем, что потенциальным покупателям обязательно нужен опыт погружения в VR. Иначе просто невозможно понять, стоит ли обзаводиться шлемом или нет. Именно поэтому вместе с началом продаж Lenovo Explorer 20-го сентября мы откроем несколько демо-зон в магазинах «М.Видео», где гаджеты до конца года будут продаваться на правах эксклюзива. И это будет не разовая акция во время лонча, а постоянная, скажем так, экспозиция. Хочется VR-шлем, но нет уверенности, что он нужен и подойдет? Пожалуйста – заходите и пробуйте.
Стоимость Lenovo Explorer составит 39 990 рублей, но если сделать предзаказ, то можно сэкономить 10% – получится примерно 36 тысяч. Сюда уже включены контроллеры, потому что делая ставку на игры нет совершенно никакого смысла предлагать шлем отдельно от них.
На этом, кажется, все. Спасибо за внимание!
Автор: Александр