Несколько недель назад во множестве новостных источников появилось очень интересное интервью начальника департамента по развитию гражданского приборостроения АО «Швабе» Игоря Сергеева об участии Красногорского завода имени С.А. Зверева в производстве цифровой беззеркальной полнокадровой фотокамеры под брендом «Зенит».
В сети появилось множество домыслов на эту тему, и в этой статье я попытаюсь изложить картину происходящего.
Очень краткий экскурс в историю: ПАО Красногорский завод им. С. А. Зверева (ранее — Красногорский механический завод (КМЗ) с 1940-х годов производит оптико-механическую продукцию различного назначения (в основном, для военно-промышленного комплекса). Известность в СССР заводу принесла фототехника, выпускаемая в гражданских целях (фото- и кинокамеры, объективы). Насколько я знаю, на данный момент из фототехники завод серийно выпускает небольшой набор объективов и, возможно, панорамных камер (здесь нужно понимать, что часть продукции выпускается по заказу Ломографического общества: «Юпитер 3», «Руссар» и «Горизонты»). Завод сейчас входит в крупный холдинг «Швабе», объединяющий предприятия оптико-электронной промышленности.
Что же насчет выпуска цифровой камеры под брендом «Зенит»? Пролить свет на эту тему нам поможет независимый сайт zenitcamera.com, посвященный истории Красногорского механического завода (далее — КМЗ) и выпускаемой им фототехнике (отечественные любители фототехники смогут найти там для себя много интересного и нового).
Что представляет собой история гражданской цифровой техники КМЗ? Проекты фотоаппаратов разрабатывались на протяжении примерно пятнадцати лет, но до серийного выпуска дело не дошло (один из цифровых функциональных прототипов изображен в начале этой статьи).
Что происходит сейчас?
Первое упоминание о визите представителей Leica на КМЗ датируется октябрем 2016-го года. Далее со ссылкой на журнал Красногорского завода «Патриот» приводится информация о состоявшемся в апреле совещании, на котором присутствовали представители КМЗ, «Leica Camera AG» и дизайн-студии «Smirnov Design». Здесь ситуация проясняется (далее идет цитата с сайта zenitcamera.com).
На совещании были вынесены на обсуждение вопросы по новым ключевым факторам ценообразования производства камер Zenit-D1 и Zenit-D11, тиражи выпуска, обговаривался дизайн новой камеры. Кристофером Гредлером (дизайнер Leica Camera AG) были представлены первые дизайнерские предложения для камер D1 в стиле Zenit. До конца апреля компанией Smirnov Design будет представлено альтернативное дизайнерское предложение и в дальнейшем она планирует поддерживать компанию Leica (Кристофер Гредлер/Стефан Альбрехт) в отношении вопросов проектирования и технико-экономического обоснования.
Камера D11 по предварительным договоренностям, будет иметь дизайн и имя Zorki. Также обсуждалась необходимость понизить розничную цену камеры, а вот тираж увеличить, в отличие от первоначального плана производства и продаж.
Упоминание цифровых камер «Зенит-D» и «Зоркий-D» есть в презентации начала 2016-го года, где, в частности, говорится, что инвестиционные проекты по этим аппаратам на тот момент отсутствовали.
Что представляет собой дизайн «Зоркого» и «Зенита»? В Германии производили камеры «Leica», в СССР их скопировали как «ФЭД», после Великой Отечественной войны ответвлением «ФЭД» на КМЗ стал «Зоркий», а уже на базе «Зорких» разрабатывались «Зениты» (так что Leica была матерью «Зоркого» и бабушкой «Зенита»).
Наконец, на сайте zenitcamera.com есть анализ интервью Игоря Сергеева, с которого и начался весь сыр-бор. Автор анализа предполагает, что цифровой фотоаппарат, выпущенный КМЗ при сотрудничестве с Leica, будет дорогим (сопоставимым с продукцией Leica по цене), участие Красногорского завода, вероятно, выразится в производстве объективов для фотоаппарата и предоставлении брендов (Игорь Сергеев в интервью заявил, что «КМЗ выступает в части производства инфраструктуры под производство оптики для этих камер. А электроника будет изготовливаться за рубежом»).
Теперь поговорим о том, как фотоаппарат может выглядеть. Заявлено, что камера будет беззеркальной: посмотрим, что из беззеркальных камер может предложить Leica.
В первую очередь, это, конечно же, дальномерные камеры в традиционном дизайне (Leica M8, M9 и M10).
Во-вторых, это Leica Digilux 3 — перекрашенный Panasonic. Модель устарела, но является отличным примером сотрудничества Leica с другими компаниями.
В-третьих, это различные компакт-камеры (Q, X, TL2 и D-Lux). Здесь даже объективы делать не нужно — лепи бренд «Зоркий» и продавай.
Любую из перечисленных выше камер, на мой взгляд, можно выпускать под брендом «Зоркий», как с разработками КМЗ, так и с «родными» объективами.
Какие камеры можно выпустить под брендом «Зенит»? На данный момент есть два легко гримируемых под зеркалку фотоаппарата. Первый — это V-Lux с зум-объективом.
Второй — топовый Leica SL.
Зачем это все нужно Leica? Дополнительные рынки сбыта никогда не помешают. Leica может продавать перекрашенные компакт-камеры под брендом «Зоркий» или «Зенит» (при этом цену на камеру можно слегка снизить), M-камеры под брендом «Зоркий» с оптикой КМЗ в комплекте (тот же Юпитер 3, производящийся для Ломографического общества), свой беззеркальный флагман Leica SL под брендом «Зенит» — вариантов много. Возможно, корпус для нового фотоаппарата будет иметь слегка измененную геометрию по сравнению с существующими камерами Leica.
Цена наиболее дорогой версии фотоаппарата может составить около миллиона российских рублей (тушка+объектив) или семнадцати тысяч долларов.
К тому же, говорят, что у Leica не все так гладко. Торговая группа Blackstone, шесть лет владевшая 44% (или 45% в зависимости от источника) акций Leica Camera AG была недовольна работой концерна и, по слухам, хочет продать свой пакет акций.
Будем надеяться, что эта новость выльется в интересные серийные продукты, и Красногорский завод имени С.А.Зверева сможет принять максимальное участие в их разработках. Хочется, чтобы завод с великим вкладом в отечественную фотоиндустрию смог показать достойный результат и в настоящем.
Будет забавно, если «Зоркий» и «Зенит» возродятся как потомки «Leica», на этот раз — цифровой.
P.S. Желающим обсудить советскую пленочную технику в комментариях рекомендую сдержать свой пыл и немного подождать: если эта статья вызовет интерес, я планирую выпустить несколько статей о развитии советских малоформатных фотоаппаратов.
Автор: kedobear