Нет такого аудиофила, который не знал бы американскую компанию Etymotic. Не только потому, что ее на каждом шагу называют «арматурной легендой» (хотя у каждого есть недостатки), но и за ее многолетнюю историю. Подробнее обо всем расскажем прямо сейчас, но собрались мы сегодня в первую очередь для того, чтобы увидеть второе пришествие легенды в лице моделей ER4SR и ER4XR — модификаций ER4.
Лидер и новатор в области звуковых протезов, Etymotic в начале 90-х годов выпустила свою линейку внутриканальных наушников Etymotic Research ER4. Уже потом компания начала расширять модельный ряд, выпустив ER4RB и специальную версию для путешествий (ER4PT), но широкую известность получила благодаря двум моделям: ER4P и ER4S. Последние признаются даже придирчивыми экспертами лучшими внутриканальными арматурными наушниками в истории с практически линейной АЧХ и невероятной точностью. Один арматурный излучатель и приличный источник звука (это важно) могут выдать буквально эталон воспроизведения музыки. Те, кто хоть раз слушали эти наушники, не дадут соврать.
Etymotic ER4S со сторонним кабелем
В свое время аудиофилы сходили от ER4S с ума — делились впечатлениями о «пике на 3 кГц», настраивали сопротивление при помощи оригинальных аксессуаров. Доходило до того, что интересовались друг у друга «А у тебя слуховой канал прямой? Ведь эти наушники надо утопить максимально глубоко». Лихорадка, не иначе. Но для нее были свои причины. Удалась ли Etymotic реинкарнация, и стоило ли производителю вообще поднимать руку «на святое»? Попробуем ответить на этот вопрос.
С виду наушники ER4XR (Extended Response) и ER4SR (Studio Reference) ничем не отличаются, разве что надписи на коробках разные. Мало того, основные характеристики у них тоже одинаковые — сопротивление 45 Ом и чувствительность 98 дБ. Для сравнения — у старых ER4P и ER4S было сопротивление 27 Ом и 100 Ом, а чувствительность — 102 дБ и 90 дБ соответственно. Иными словами, производитель выбрал средние значения: с пониженным сопротивлением улучшилась совместимость, а чувствительности по заявлениям некоторых ER4S действительно не хватало.
При этом для новых моделей изготовили новый излучатель, а по звуковым характеристикам, как заявляет производитель, наушники все же разные. Если ER4SR имеет более ровное звучание, то ER4XR явно больше «клонит» в сторону баса, есть небольшой подъем на низких частотах.
Характеристики Etymotic ER4SR и ER4XR
Тип драйвера | Арматурный, один |
Тип наушников | Закрытые |
Диапазон частот | 20 — 16000 Гц |
Импеданс | 45 Ом |
Чувствительность | 98 дБ |
Звуковое давление наушников (SPL) | 122 дБ |
Кабель | Прямой Y-образный |
Амбушюры | Силиконовые |
Комплектация Etymotic ER4SR и ER4XR
Привычная, но эффектная коробка скрывает под собой еще одну, и только в черном жестком тканевом кейсе под всей этой конструкцией скрываются сами наушники.
Комплект поставки не просто «богатый» — здесь есть все, что нужно: и несколько пар силиконовых трехлепестковых насадок различных размеров, комплект пенных насадок (было бы странно его здесь не увидеть), две пары сменных акустических фильтров с инструментом для их замены, переходник с 3,5 мм на 6,3 мм, если захотите быть совсем «плохими», а также небольшой зажим для крепления кабеля к одежде.
Кейс для переноски заслуживает отдельного внимания — мало где увидишь такое внимание к мелочам. Он разделен на несколько отделений, небольших карманов на молнии. В целом, здесь разместятся не только сами наушники, но и небольшой плеер в придачу, например, наш Astell&Kern AK 70, с помощью которого и проводилось тестирование, по габаритам прошел идеально.
Для наушников такого уровня комплектация более чем достаточная, посмотрим же на них поближе.
Внешний вид и нововведения
Прежде всего стоит отметить использование, как это сейчас модно, анодированного алюминия, благодаря которому обе модели выглядят гораздо эффектнее (а во многом также из-за надписей лазерной гравировкой), ранее производитель использовал черный пластик. В то же время внешне наушники почти не изменились по сравнению с теми самыми ER4S, Etymotic явно захотели сохранить концепцию своих наушников, которая была в свое время тепло встречена аудиофилами всего мира.
Значительные изменения коснулись кабеля, который стал более тонким, мягким и эластичным и менее подверженным микрофонному эффекту. Хотя он остался сменным, но теперь имеет не свои фирменные коннекторы, а стандартные широко распространенные mmcx. Это решение явно обрадует обладателей крутых качественных кабелей, да и остальные запросто смогут в пару движений заменить провод, если появится такое желание. Кроме того, кабель сидит в гнезде гораздо надежнее, благодаря наличию держателя, предотвращающего вращение штекера. Возможно, кому-то он покажется слишком длинным, но если пользоваться клипсой из комплекта, трение провода об одежду не отражаются на ощущениях от прослушивания.
Обладатели предыдущей модели наверняка помнят, как выступ вокруг штекера кабеля не давал подключить наушники к некоторым моделям плееров и мобильных телефонов. В новых версиях производитель прислушался к своим пользователям: кабель по-настоящему универсальный, есть «бегунок» для фиксации наушников на месте, а скрепка стала выглядеть солиднее.
Наушники созданы для глубокой посадки в ушах (кажется, шутка про «прямой слуховой канал» уже не кажется такой смешной), о чем свидетельствуют тройные насадки в виде «ёлок». С непривычки вставить их может быть сложно, нужно очень аккуратно вращать корпус излучателя, чтобы не испытать дискомфорт. В Etymotic уверяют, что устранили недостатки этой конструкции, поэтому теперь слушать наушники можно по несколько часов, не уставая, за счет меньшего звукового давления при полной изоляции. Это нам еще предстоит проверить, но забегая вперед скажем, что на привыкание ушло около 2-3 дней. Многое на самом деле зависит от ушной конструкции, которая индивидуальна.
По дизайну обе модели идентичны друг другу — отличие только в надписях на корпусах наушников. Хорошо, что Etymotic хранит верность традициям, тем более десятки лет назад производителю на самом деле удалось создать привлекательный дизайн. Но мы здесь не за тем, чтобы описывать, какие наушники красивые, перейдем к звуку, ведь по этому критерию устройства оказываются совершенно разные.
Звук
В паре с Astell&Kern AK 70 и ER4SR, и ER4XR показали себя очень хорошо, хотя в целом их можно раскачать и от более бюджетного плеера. Если вставить наушники максимально глубоко, в обоих случаях достигается прекрасная шумоизоляция, поэтому в прямом смысле остаешься наедине с музыкой. В метро музыку слышно прекрасно, да и если вас окружат несколько рабочих с отбойными молотками, ситуация вряд ли изменится.
Начать лучше всего сразу с самого интересного — отличий. ER4SR выдает ровный, но в то же время динамичный звук, легендарная точность ER4 действительно можно проследить в этой реинкарнации модели, как и характерную мониторность. АЧХ у данной версии более ровная, чем у ER4XR, есть небольшой подъем после 2 000 кГЦ. Искажения если и есть, то уже на самых верхах, уловить их, пожалуй, смогут лишь единицы.
А вот ER4XR как будто создали специально для тех, кто были недовольны отсутствием баса в предыдущих моделях. В этой версии баса предостаточно, наполняемость низкими частотами осуществляется путем плавного перехода, а не просто обычного подъема на низах. АЧХ менее ровная, искажений, как утверждают владельцы, у XR немного больше, чем у SR, но чтобы их распознать, нужно иметь действительно острый слух. Вслепую покупать точно нельзя: необходимо заранее прослушать каждую модель и выявить, какая будет больше по душе. Вот, кстати, измерения по XR и SR по-отдельности.
Etymotic ER4SR
Etymotic ER4XR
Etymotic ER4SR
Etymotic ER4XR
У XR звук явно более объемный и детализированный, верхние частоты чуть более выделены, а вот SR подкупает ровностью и полностью звучания, при этом обе модели отличаются приличной точностью, за что в свое время и любили ER4S. Так что выбор здесь осуществляется не по характеристикам, поскольку модель по сути одна и та же, а вариации звука совершенно разные. Нам вот больше пришлась по душе ER4XR, но здесь, повторимся, стоит полагаться только на собственные ощущения. Стоимость у обеих моделей практически одинаковая, и обе переваливают за 20 тысяч рублей.
Уже не пионеры
Все же недаром Etymotic славится своими достижениями среди наушников — производитель словно заранее знает, какой звук нужен 99% покупателей (не зря он является новатором в области звуковых протезов). Пионерами этих парней уже не назовешь, радует, что компании ожидаемо удалось повторить успех прошлых моделей. Главным показателем успеха, конечно же, станут отзывы покупателей, однако из того, что уже сейчас мы нашли в сети, можно сформировать положительную картину. Кого-то может отпугнуть цена, но в данном случае она обоснована, и 50-процентной переплаты за бренд, как это часто бывает, нет. Да и кого в наше время удивишь фразой, что за качественный звук нужно платить.
Автор: Hi-Fi Hi-End