Какие бы замечательные снимки не делали смартфоны, физику не обманешь. Это значит, что фотографии, сделанные на нормальный фотоаппарат, будут превосходить кадры, снятые на камерофон. Особенно если использовать правильный объектив.
Как показывает статистика, заметное количество новичков, купивших первую фотокамеру со сменными объективами, несмотря на обширные фото-планы, так и ходят с комплектным «стеклышком». И дело тут даже не в том, что их полностью устраивает качество полученных кадров, — просто объективов много, цены на них отличаются в разы, а разобраться во всем этом многообразии непросто, и на это уходит много времени.
В этом посте мы хотим порекомендовать объективы, которые лучше всего подходят для того или иного жанра и находятся в разумной ценовой категории.
Ремарка первая: в утверждении о том, что кадры, снятые на фотоаппарат, превосходят аналогичные снимки на смартфоне, есть маленькое лукавство. В условиях качественной камеры в смартфоне, солнечного дня и просмотра фото на экране смартфона разница на каком-нибудь снимке общего плана может быть минимальна. Но стоит нам углубиться в жанры (к примеру, портрет) или попробовать съемку в сумерках, а потом вывести фото на экран ноутбука, как законы физики бессердечно напомнят о себе.
Ремарка вторая: почему мы ограничиваемся в обзоре только Canon, Nikon и Sony. Первые две фирмы в представлении не нуждаются, и львиная часть «зеркалок» выпускается именно под этими лейблами. Ну а Sony делает просто изумительные беззеркальные камеры, к примеру Sony Alpha A5100 по праву считается одной из лучших беззеркалок начального уровня. Ну а Sony Alpha A6000 давно и прочно закрепилась во всех чартах продаж.
Начальные объективы
Как правило, первые объективы, которые стоит опробовать в деле, — это так называемые фиксы, т.е. объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Отсутствие движущихся частей (и, как следствие, необходимости решать кучу инженерных задач) снижает цену объектива и позволяет добиться максимально качественной картинки на отдельно взятом фокусном расстоянии.
По сути благодаря фиксу вы можете увидеть, как умеет снимать ваша камера. Ну а первым фиксом стоит взять так называемые 35-ки, т.е. объективы, максимально близко имитирующие человеческое зрение. В результате на фотографии объекты выходят так же, как воспринимают их ваши глаза. Ни ближе, ни дальше.
Ремарка третья: тут и далее при подборе объектива мы будем ориентироваться на так называемые «кропнутые», т.е. обрезанные матрицы. Потому как если вряд ли у начинающего фотографа будет полнокадровая камера. Однако чтобы не путаться при покупке, фокусное расстояние будем писать так, как оно указано на объективе, т.е. без пересчета.
Хорошо зарекомендовавшие себя фиксы:
- Для Canon: тут стоит отступить от рекомендации про 35 мм и присмотреться к Canon EF50mm F/1.8 (8 990 рублей) как к самому бюджетному варианту;
- Для Nikon: Nikon AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G (14 990 рублей);
- Для Sony: Sony E 35mm f/1.8 OSS (32 990 рублей).
Может показаться, что объектив для Sony стоит как-то запредельно дорого (за его цену можно купить более светосильный Canon EF50mm F1/4), но в нем дополнительно присутствует стабилизатор изображения, что позволяет делать снимки на более длинных выдержках. Другими словами, в условиях плохой освещенности у вас больше шансов получить несмазанный кадр.
Пример фото на Sony E 35mm f/1.8 OSS (Takuritsu Kou Flickr)
Если вам по прежнему кажется, что цена за Sony несколько завышена, можно поискать Sigma 30mm F/2.8 DN. Он не всегда бывает в продаже, но это достойная альтернатива фирменному фиксу. Да, он не такой светосильный, и размытие у него не столь «сливочное», но и стоит он ощутимо меньше.
Ремарка четвертая. Для того, чтобы понять, как именно снимают эти объективы в сочетании именно с вашей камерой, мы предлагаем воспользоваться известным сайтом Pixel Peeper, позволяющим найти фотографии, сделанные нужной вам связкой. Все снимки в статье, иллюстрирующие возможности фотоаппарата, получены именно по такому алгоритму.
Зум-объективы
Все начинающие фотографы очень любят зумы. Если вы собираетесь снимать дикую природу, спортивный матч или вашего ребенка на утреннике, советуем присмотреться к следующим моделям:
- Для Canon: Canon EF70-200mm f/4 L USM (47 990 рублей). Он и выглядит, и снимает очень хорошо. При этом, несмотря на белую расцветку, характерную для профессиональных объективов, стоит не запредельно дорого. Существует модификация этого объектива со встроенным стабилизатором, но она ровно в два раза дороже;
(M. Kafka Flickr)
- Для Nikon: Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED IF AF-S (39 990 рублей). Светосила уже не такая замечательная, как у Canon, зато есть стабилизатор;
- Для Sony: Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS. Неплохой объектив со стабилизатором изображения.
Широкоугольные объективы
Как правило, сразу после зумов фотографы начинают увлекаться широкоугольными объективами. Потому как становится гораздо интереснее не снять удаленный объект, а максимально широко передать открывшуюся глазу панораму. Особенно такой объектив востребован во время городской съемки — плотная застройка не позволяет отойти на достаточное расстояние, позволяющее уместить в кадре все самое необходимое. Или во время фотографирования вечеринок.
Ремарка пятая: широкоугольные объективы очень любят риелторы и владельцы гостиниц. Благодаря такому объективу комнаты выглядят больше, чем они есть.
Наиболее интересные объективы в этой категории:
- Для Canon: Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM (17 990 рублей). Отличный вариант в своей ценовой категории. Большинство рецензентов на этот объектив говорят о том, что за такие деньги это очень и очень хорошее предложение.
- Для Nikon: Немного неожиданно, но лучшим сочетанием цена/качество обладает Sigma 10-20mm f/3.5 EX DC HSM (31 990). Почему именно он? Дело в том, что большинство широкоугольных объективов имеют стандартную проблему, вызванную собственно конструкцией — искажением кадра. Это довольно просто исправляется программным обеспечением при обработке фотографий. Но в случае с Sigma эти искажения минимальны. Значит, проще обрабатывать фотографии и лучше результат. Эксперты авторитетного проекта DXOmark.com провели тестирование объектива и согласны с тем, что он мало чем уступает фирменному Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm F/3.5-4.5G ED.
- Для Sony: очень хорош Sony 10-18mm f/4 (62 990 рублей). Платим немало — но и получаем высокую светосилу, оптический стабилизатор и автоматический автофокус. В принципе в случае широкоугольного объектива автофокус как раз не столь важен. Если убрать его, стабилизатор и лейбл самой Sony, получится хороший Samyang 12mm F2.0 NCS CS. Но его бывает очень непросто найти в продаже.
Портретный объектив
Тут снова необходимо вернуться к фиксам, потому как что-то лучшее для портретов просто сложно придумать. Относительно низкая цена при стабильно высоком качестве редко позволяет рассматривать что-то другое.
Наиболее интересные модели:
- Для Canon: тут можно попробовать поработать с тем же Canon EF50mm F/1.8 из начала статьи;
- Для Nikon: Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G;
- Для Sony: Sigma 60mm f/2.8 DN (по какой-то невероятной для такого стекла цене 7990 рублей). Ниже пример съемки с ним с камерой Sony ILCE-3000.
Повседневный объектив
Несмотря на то, что выше мы ругали так называемые китовые объективы, сама их идея довольно здравая — покупателю выдается линза с универсальными фокусными расстояниями, покрывающими большинство его потребностей. Но зачастую качество «моделей в комплекте» оставляет желать лучшего. Поэтому универсальный китовый объектив предлагается поменять на не менее универсальный Sigma AF 18-35mm F1.8 (47 990 рублей). Причем мы рекомендуем его и для Nikon, и для Canon. Отличается только байонет, т.е. формат крепления объектива.
Важный момент — у этой модели бывают проблемы с автофокусом в условиях плохого освещения. Поэтому вместе с объективом настоятельно рекомендуется взять так называемый USB-док. Он позволяет обновить прошивку и подправить фокус. Еще на форумах очень советуют прийти в магазин и попробовать несколько экземпляров, потому что поведение объективов может разниться. Немного отдает «доработать напильником», но это тот случай, когда за эту цену прощаешь все.
Вот один из отзывов на этот объектив:
«Это лучший зум-объектив для кропа на данный момент. Он заменяет 3 фикса: 18, 24 и 35 ммс диафрагмой 1.8. Считайте, что у вас одновременно на камере стоят несколько объективов и вам не нужно тратить время на их смену».
(Coxy from Aus Flickr)
Увы, назвать универсальный объектив для Sony по сколько-нибудь адекватной цене довольно сложно. Но мы будет признательны, если вы поделитесь своими соображениями в комментариях.
Автор: М.Видео