В 60-х годах прошлого века Юго-Восточная Азия была горячим регионом на теле планеты: там схлестнулись колониальные интересы европейских стран с местными игроками, такими как Китай, Япония, Лаос, Корея и Камбоджа. Помимо явного участия французского экспедиционного корпуса в самом начале Индокитайских войн, за сторонами конфликта сначала негласно, а потом и практически открыто стояли обе сверхдержавы того времени — СССР и США. Американцы оказывали открытую поддержку властям южного Вьетнама с центром в Сайгоне, который совместно контролировали английские и французские войска, тогда как интересы северного Вьетнама с центром Ханое представляли социалистические страны — СССР и Китай.
Интересно отметить популярность среди русскоязычной аудитории своеобразного культурного артефакта той войны — песни «Фантом», рассказывающей о воздушном противостоянии советского и американского лётчиков во Вьетнаме, хотя участие советских ВВС во вьетнамском конфликте всегда отрицалось. Наибольшее распространение получила версия песни в исполнении группы «Чиж & Co».
ЦРУ проводило широкомасштабную поддержку властей Южного Вьетнама. К примеру, широко известна так называемая операция «Феникс», которая была направлена против Вьетконга — по сути дела, северо-вьетнамских партизан, скрытно действовавших на территории, негласно контролируемой США. Ближе к концу войны в 1971 году высокопоставленный сотрудник ЦРУ Уильям Колби, ответственный за проведение «Феникса», давал официальные пояснения в подкомитете Комитета по правительственным операциям Сената. Из его слов следовало, что в ходе операции было ликвидировано как минимум 20587 лиц, заподозренных в поддержке Вьетконга.
Специфика разведывательных операций американских спецслужб осложнялась несколькими моментами. С одной стороны, сотрудники европейской внешности не могли быть полноценными агентами, поскольку между ними и местным населением существовала непреодолимая разница во внешности. С другой, подавляющее большинство местных жителей, сотрудничающих с ЦРУ, были людьми неграмотными, не умеющими ни читать, ни писать. Чтобы решить эту проблему, инженерами управления было разработано необычное для того времени устройство под кодовым наименованием «Счётчик слонов» (Elephant Counter).
Фото — CIA Museum
Информации о «Счётчике слонов» в интернете крайне мало и везде она, по сути, дублирует только его принцип работы, не позволяя составить впечатление хотя бы о его размерах или весе. На верхней панели устройства располагаются специальные пиктограммы, которые были понятны для неграмотных «сотрудников ЦРУ» — там отображались военные, грузовики, тележки, велосипеды, различная военная техника вроде танков, ракет или артиллерии, а также самые значимые местные вьючные животные — ослы и слоны. Предполагалось, что агент выполняет наблюдение и вместо того, чтобы записывать данные в блокнот, он будет вращать ручки устройства, которые видны на одной из панелей Elephant Counter. Именно таким образом и выполнялся сбор и подсчёт разведывательных данных.
Учитывая наличие ремешка на устройстве, можно осторожно предположить, что «Счётчик слонов» был мобильным. Но самое необычное состояло в том, что он мог передавать собранную информацию по радиосвязи на пролетающий самолёт при помощи специального переключателя. Каким именно образом это было технически реализовано, доподлинно неизвестно, но именно эта мобильность играла важную роль в общей неразберихе партизанской войны во Вьетнаме.
Нельзя не отметить тот факт, что война во Вьетнаме породила и своего «Эдварда Сноудена» того времени. В 1971 году бывший военный аналитик ЦРУ Даниэль Эллсберг, проведший во Вьетнаме более двух лет во время войны, передал в редакцию газеты «New York Times» большую часть секретного доклада «Американо-вьетнамские отношения, 1945—1967: Исследование», из которого и стало известно о упоминавшейся выше операции «Феникс». Это произвело эффект, подобный тому скандалу, разразившемуся после разоблачений Эдварда Сноудена и, хотя Эллсберг был арестован, на волне антивоенных настроений и широкой общественной поддержки в результате закончившегося суда он был полностью оправдан.
Видеоклип на песню «Фантом» можно посмотреть ниже:
Via [CIA Museum]
Автор: jeston