Когда-то давно, когда деревья были больше, трава зеленее, небо — голубе́е (в хорошем, не опошлённом ещё смысле этого слова!), а солнце — ярче, я любил слушать винил!
Ну как — любил… Когда хотелось «прекрасного», то бишь музыки, то включал проигрыватель с корундовой иглой и…
Альтернатив ведь было немного: магнитофоны были (сравнительно) дорогими (и дефицитными), интернета не было вовсе (смешно, правда?), по радио «крутили» «классику» а по телевизору — «Утреннюю почту» с «Песнярами», так что виниловые диски, а в просторечии — пластинки (или, на жаргоне, «пласты́»), были практически единственным «народным» носителем «консервированного» звука в быту.
И, кстати, довольно-таки качественным и долговечным носителем! Не зря же сейчас они обрели «вторую жизнь»…
Жалко только, что копированию они не поддавались (но это сейчас мы понимаем, а тогда о «копирайте» разговоров не было). То есть, конечно, «пласты» можно было «переписать» на «бобинный» (катушечный), а позже и на кассетный магнитофон (и, кстати, для сохранности винила так и следует делать, но об этом ниже), но — см. выше, про дефицит… Но скопировать пластинку на «болванку пластинки» было невозможно, в связи с отсутствием таковых (болванок, хе-хе!).
С тех пор цифровые технологии и компьютеры плотно вошли в мою жизнь, музыку (видео и книжки тоже) с любым потребным качеством стало возможно «скачать», носителями стали флэшки размером с «се́мачку», а стоимость современной воспроизводящей аппаратуры стала «копеечной» (я имею в виду то, что называется «ширпотребом», то есть то, чем пользуются широкие массы народа, не касаясь так называемых «аудиофильских» аппаратов).
Но, стоило появиться возможности потестировать современный проигрыватель виниловых дисков, как тут же проснулись дремлющие до сего времени рефлексы, настроив меня на ностальгический лад.
Итак, герой сегодняшнего обзора — совершенно свежий виниловый проигрыватель, майская новинка фирмы ION Audio, LLC модель Air LP, со встроенным Bluetooth модулем.
ION Audio — это не китайская, как может показаться по названию, «шарашка в подвале у дяди Ляо», а известный уже разработчик и производитель потребительских электронных музыкальных устройств. ION Audio входит в состав частной американской группы inMusic, основанной в 2003 году (в эту группу также входят компании Numark, Alesis, Akai Professional, M-Audio, MixMeister, SONiVOX, Alto Professional, Denon DJ, Denon Professional, Marantz Professional).
ION Audio обладает профессиональной командой разработчиков, которая берет передовые технологии и превращает их в законченные решения по доступным ценам, позволяющие покупателям по-новому насладиться музыкой, оцифровать классические записи, без труда научиться играть на музыкальных инструментах. Ассортимент ION Audio включает 4 товарные группы: домашние дискотеки, персональный Open Air, виниловые проигрыватели, музыкальные инструменты.
Как утверждается в прилагаемом руководстве (кроме общей брошюры на нескольких европейских языках также прилагается отдельная тоненькая брошюрка на русском языке!), проигрыватель ION Audio Air LP обладает разнообразными «талантами»: кроме, собственно, проигрывания виниловых пластинок на всех трёх «скоростях», он также может «отдавать» звук не только на привычные «тюльпаны», но и работать с Bluetooth-системами! То есть, и с моими любимыми Bluetooth-наушниками тоже!
Также он может «цифровать» музыку через USB-подключение к компьютеру (посредством специальной программы), а слушать можно через аудиосистему компьютера.
Но и это ещё не всё: у проигрывателя есть линейный вход, через который можно подключить любой магнитофон или плеер, и точно так же передавать его звук на Bluetooth-наушники или «цифровать».
Тестировать, слава Богу, есть чем: осталось множество пластинок советского производства с рок- и поп-музыкой, есть также несколько штук производства «соцлагеря», и, хотя последние «на 78 оборотов», их также без проблем можно слушать на данном проигрывателе.
Проигрыватель попал ко мне в фирменной ION-новской коробке из коричневатого упаковочного гофрокартона, из надписей на которой следует, что вес содержимого составляет 3,43 кг., а вместе с упаковкой — 4,87 кг. Там обозначен также объём в 1,59 кубических фута (ну, это примерно как длиной и шириной со стандартную клавиатуру, а высотой в 2 раза меньше) и местоположение офиса фирмы ION Audio — Камберленд.
Также отмечено, что модель ION Audio AIR LP сделана в Европейском варианте — это правда, адаптер питания вполне подходит к нашим розеткам.
Внутри «серой» коробки оказалась также фирменная, но уже «красивая», цветная коробка из мелованного гофрокартона, с большим изображением сабжа и кучей информации на нижней грани.
Русский язык на коробке, к сожалению, отсутствует — ну да нам не привыкать!
Внутри этой коробки содержится уже собственно проигрыватель.
Традиционные пенопластовые держатели, много полиэтиленовой плёнки, в отдельных пакетиках — руководства и шнуры. Всё традиционно, надёжно, аккуратно.
В комплект входят, кроме самого проигрывателя: блок питания на 12 вольт в виде сетевого адаптера, шнур USB A-B, стерео-шнур тюльпан-тюльпан, шнур для линейного входа со штеккерами типа «джек» 3,5 мм на обоих концах, CD-диск с программой EZ Vinyl/Tape Converter, а также три брошюрки: гарантийная информация (на иностранных языках), и две, что называется, Quick Start, одна на всех европейских, а другая — чисто на русском. Причём, обратите внимание на дробную черту в названии программы — это прямой намёк, что цифровать можно не только с винила, но и, к примеру, с магнитофона…
Проигрыватель выполнен в строгом чёрно-прозрачном глянцевом стиле, также вызывающем ностальгию по недоступным «в то время» проигрывателям высшего класса. Да, корпус — не пластик, а МДФ с покрытием «рояльный лак»!
Крышка прозрачная, очень прозрачная, такой материал сейчас называют «акрилом», а в наше время звали просто «оргстеклом».
Для транспортировки она оклеена полиэтиленовой защитной плёнкой с эффектом «прилипания» (не скотч, отклеивается без следов!), сохраняющим первозданный глянец акрила.
Первым делом бросается в глаза яркая жёлтая наклейка, поясняющая особенности пользования кнопкой «Bluetooth». Игла (картридж) закрыта пластиковой съёмной защитой.
Из органов управления, кроме «крутилки» регулировки громкости наличествуют: кнопка Bluetooth, переключатель скорости вращения пластинки (есть все варианты: 33, 45 и 78 оборотов), рычажок включения-выключения автостопа и микролифт, позволяющий аккуратно опускать и поднимать «иголку» на пластинку. Тонарм в «походном» положении крепится специальной «защёлкой».
Также есть гнездо для наушников, стандартный 3-мм «джек».
Штанга тонарма — металлическая, остальное все пластиковое. Микролифт находится выше, над регулятором скорости (не попал в кадр).
Игла анфас:
профиль:
Красная пластмасса — очевидно, картридж, то, что в наше время называлось «звукосниматель».
Собственно игла — прозрачная, алмазная. В «наше время» это было дорого́й редкостью, чаще были корундовые иглы, менее качественные и долговечные…
Снимать картридж я пока не буду, т. к. менять его всё-равно не на что, а как его «отщёлкнуть», я пока не разобрался (не хочу поломать)…
На снимках много светлых пятен на пластике — это отблески света от вспышки, невооружённым глазом всё выглядит цивильно и гладко.
Имеется фетровая (какой-то нетканый материал, на ощупь приятный) круглая накладка на приводной диск, чтобы пластинке было «мягко лежать».
В правом верхнем углу виден некий кругляш — это адаптер для 45-оборотных пластинок с большим отверстием (судя по Википедии, выпускались пластинки с прорезями вокруг центрального отверстия, можно было выломать «серединку», чтобы использовать такой диск в музыкальном автомате, честно говоря, ко мне такие никогда не попадали).
Вот так он надевается. В отличие от советских вариантов, он не совмещён со щёточкой для очистки пластинок — но это даже хорошо, не будет соблазна «быстренько протереть» пластинку, тем самым её испортив…
Можно обратить внимание, что центральный штырь привода не вращается, он выполняет роль неподвижной оси, на которой «крутится» диск привода.
В качестве подопытного выступит диск широко известной в узких кругах группы «Автограф», не чрезмерно затёртый, но и не слишком новый (ну а какие ещё могут быть диски у обычного любителя «этого дела» — «богатеньких буратин» и аудиофилов привычно не обсуждаем — не тот класс).
Поскольку полноценную машинку для мытья пластинок мне изготавливать лень (я не собираюсь посвящать свою жизнь винилу, есть много более — для меня — интересных занятий, к примеру, моя клавиатура), то пластинка для теста была слегка протёрта посредством безворсовой салфетки-полотенца сначала слабым мыльным раствором, затем чистой водой — строго вдоль дорожек! — то есть круговыми движениями.
И вот, с чувством предвкушения подключены «тюльпаны» усилителя «домашнего кинотеатра», и — волнующий момент — первый запуск!
Обратите внимание, когда будете «втыкать» разъём блока питания — там, сзади, рядом с гнездом есть кнопка включения-выключения, я при очередном подключении случайно нажал её, она выключилась, и я пару минут гадал, почему не крутится пластинка…
О, оказывается, вращение пластинки (при включенном автостопе) начинается само́, как только игла оказывается над пластинкой (при выключенном — вращается всегда, пока «воткнут в розетку»)! Ага, а микролифт-то с плавным опусканием тонарма (далеко не во всех «советских» «вертушках» такое было)!
Отлично — играет!!! Причём, именно так, как и должны «играть» пластинки. Сразу вспоминается молодость…
Поскольку мой усилитель настроен на современную цифровую «электронщину», то слышится недостаток высоких частот — их заглушают средние частоты (кому интересно, может «листануть» «вику» по поводу тех. характеристик винила). Хотя «тёплое ламповое» шипение иглы по стенкам дорожки и редкие оставшиеся пылинки слышны, конечно, чётко… То есть, проигрыватель без проблем воспроизводит все звуковые частоты, и «задрав» эквалайзер «на верха́х» (а, по желанию, и «на низах»), можно получить примерное соответствие современному «флаку».
Я несколько отвык уже от «тёплого механического шипения» иглы, так что ностальгия проявляется «в полный рост».
Кстати, знаете, чем отличается любитель музыки (и винила, в частности) от настоящего аудиофила? Любитель слушает музыку, а аудиофил — шумы в паузах!
Так что, буду слушать музыку, именно так и в таком качестве, которое было во времена моей молодости!
А вот совершенно нетронутая пластинка с гимнами СССР и союзных республик (ну, кто бы их слушал, «в то время»-то!) звучит именно так, как и должен звучать наш гимн без всякой коррекции эквалайзера — там нет «электронных высоких», симфонический оркестр — это сила!
Также, я прослушал несколько пластинок через не самые плохие советские проводные наушники, совершенно новые мультимедийные «свеновские» наушники и через блютуз-гарнитуру, с помощью которой слушаю музыку с телефона — звук такой же, как и через усилитель, первое время не хватает «высоких» (это если слушать непосредственно с проигрывателя, через специальный выход для наушников на верхней панели). При соответствующей настройке эквалайзера в моём «домашнем кинотеатре», конечно, всё становится совсем замечательно!
Пластинки «на 78» тоже без вопросов воспроизводятся, качество тоже вполне приличное (не считая бо́льшего шипения иглы из-за большой скорости движения иглы по дорожке — вот бы кто придумал смазывать пластинки, всё-же «пара сухого трения» получается). Насколько меня не подводит память, они так же звучат «на все 100», именно так, как звучали в советское время. Причём, и «соцлагерные», и «апрелевские».
А фокстрот «Стамбул» живо напомнил мне фильм с Шоном Коннери в роли Джеймса Бонда «Никогда не говори «никогда»».
Для сравнения качества воспроизведения проигрыватель был отвезён домой к другу, увлекающемуся винилом (у него Арктур-006, усилитель 8.1 JVC и колонки S-90 + сабвуфер — оборудование, конечно, не сравнить с моим сиротским «кинотеатром»). Были прослушаны несколько наиболее любимых им пластинок, поочерёдно на его проигрывателе и на ION-е — в итоге, друг буквально поражён качеством, как он изначально выразился, «этой плоской китайской балалайки»!
Ну а, поскольку аппарат позволяет без проблем цифровать пластинки сразу на компьютер (через USB-ка́бель), то, установив с прилагаемого CD-диска программу EZ Vinyl/Tape Converter, я оцифровал пару композиций. Интерфейс программы представляет собой эдакий «мастер», который без лишних телодвижений проведёт пользователя по всем необходимым пунктам по порядку (в интерфейсе только английский язык, но там буквально три слова, запомнить их, при необходимости глянув в гугле-трансляторе, не составит труда).
Название альбома и исполнителя программа использует в качестве имени папки для сохранения оцифрованных треков — кстати, сохраняет она в формате wav, а не mp3, в принципе, это лучше для последующей обработки, так как формат wav — «без потерь», а mp3 — «с потерями» (что это значит — гугль в помощь, для первичной оцифровки и хранения промежуточных результатов обработки всегда лучше использовать «беспотерьный» формат, а вот результат, конечно, лучше сохранять в более «ходовой» формат).
Для просмотра спектра сигнала и обработки оцифрованных композиций я воспользовался пробной версией отличного аудиоредактора GoldWave. Ниже приведены спектры (слева направо): оцифрованный сигнал первой композиции диска группы Автограф (явно заметен недостаток высоких частот), та же композиция после лёгкой обработки (подняты «верха́», чуть «низы», «задавлен» шум, далее — нормализация уровня), и спектр той же композиции, скачанной из интернета (видимо, оцифрованной на проф оборудовании). Видно, что после обработки спектр гораздо ближе к «проф»-качеству.
Могу сказать, что на моём, не высшего класса, «домашнем кинотеатре» мне больше понравилась композиция именно в моей обработке (при всём её — обработки — «топорности» и несовершенстве), чем «профессиональная», как-то более «насыщенная» музыка получилась, у профессионалов получилось слишком «сухо», «стерильно». Ну вот, я уже заговорил, как настоящий аудиофил! Но, действительно, «играясь» с настройками аудиоредактора, можно добиться «нового» звучания даже привычных фонограмм.
По осциллограмме получилось вообще почти один-в-один.
Так что, могу заверить, что возможность оцифровки с этого проигрывателя — это очень круто, тем более, что самостоятельная обработка звука в наше время не представляет никаких сложностей, программ для этого — море (есть и бесплатные), есть и с так называемой «пакетной» обработкой, то есть можно поставить пластинку, задать автоматическое разделение на треки (такая «галочка» есть в программе EZ Vinyl/Tape Converter), а после окончания задать автоматическую обработку по заданным параметрам (которые достаточно будет определить «вручную» только для одной композиции альбома) вместе с конвертацией в популярный сейчас формат mp3, и получить на выходе готовый сборник «с винила»!
Кстати, ещё раз намекну: этот проигрыватель может оцифровывать не только виниловые диски, но и любые фонограммы с любой аппаратуры, подключенной шнуром с двумя «джеками» на концах (есть в комплекте!) линейным выходом в линейный вход! То есть, можно оцифровать не только пластинки, но и любимые магнитофонные записи, к примеру (конечно, их можно оцифровать и просто «через компьютер», но тут уже всё налажено, всё есть — работай на здоровье).
Напоследок хочу кратко напомнить (а молодёжи — рассказать), как правильно обращаться с винилом.
- Прежде всего, хранить пластинки надо в вертикальном положении (ни в коем случае не «сто́пкой»!). Нежелательны слишком высокие и слишком низкие температуры (желательна комнатная) и повышенная влажность.
- Полиэтиленовые пакеты — зло. Лучше уж бумажные. Полиэтилен электризуется, что способствует налипанию пыли, которая есть везде и всегда.
- Протирать пластинки следует строго вдоль дорожек, круговыми движениями (хотя, лучше, наверное, мыть специальной бесконтактной машинкой).
- Удалять пыль с пластинок можно разными способами, от покупки (или изготовления, там нет ничего «космического») специальной машинки для мойки, и до удаления пыли с помощью клея ПВА (он, как утверждается, не смачивает винил, но склеивает пыль, и после высыхания легко снимается в виде плёнки вместе с пылью). Также можно чистить так, как я описывал выше.
- При любом способе чистки, конечно, следует избегать попадания чистящего средства и воды на этикетку.
- Специальные чистящие и моющие составы для моющих машинок и для ручной мойки пластинок, несмотря на всю свою «фирмовость» и дороговизну — спорны, не все они подходят ко всем видам пластмассы, из которой отлита пластинка, не все хорошо отмывают грязь и далеко не всегда оправдывают свою цену (там часто обычные моющие средства, разбавленные водой) — но тут уж каждый ищет для себя оптимум…
- Чтобы не «заигрывать» уникальную или просто понравившуюся пластинку, её можно (и нужно!) переписать на более «стойкий» носитель, и рассмотренный в данном обзоре проигрыватель ION Audio AIR LP даёт для этого все возможности! А раньше приходилось переписывать на магнитофон…
- Среди «советских» любителей винила считалось, что при первом прослушивании пластинка теряет до 25% своего ресурса, при втором — ещё 10%, ну и далее — по убывающей. Про 25%, возможно, и преувеличение, но новую пластинку при первом прослушивании лучше сразу оцифровать (современное оборудование и форматы хранения позволяют получить точную копию).
Ну и, бонусом к обзору, приведу снимки дорожек виниловой пластинки под микроскопом (взято из интернета). На правом снимке видна пыль (до чистки).
Итак, основное сказано, пластинки послушаны-оцифрованы, аудиофильские наклонности и ностальгия удовлетворены — пора переходить к выводам.
А выводы — все только положительные, как ни странно!
Достоинства:
- цена (для такой техники — это «копейки»);
- хорошее качество звука;
- очень, очень приличный и солидный вид;
- проигрыватель компактный и лёгкий;
- Bluetooth (можно слушать через гарнитуру от телефона, а можно подключить к аудиосистеме «за 1,5 лимона» — ниже приведена фотография с выставки, где с такой «до́нельзя продвинутой» аудиосистемой четыре дня «трудился» аппарат чуть более дешёвой категории — ION Audio Pure LP);
- все варианты скорости воспроизведения (33, 45 и 78 оборотов);
- выход для наушников с регулятором громкости (это помимо линейного выхода для подключения усилителя);
- прямое подключение к компьютеру по USB с возможностью непосредственной оцифровки «на лету»;
- возможность оцифровать звук и с других устройств (магнитофоны и т. п.);
- полноформатный (при проигрывании даже большого диска «на 33 оборота» можно свободно закрыть прозрачную крышку;
Недостатки:
- а их нет, проигрыватель недорогой, и требовать от него параметров, цена которых начинается от «полштукиевро», по крайней мере, глупо! Ну не считать же существенным недостатком необходимость небольшой перестройки эквалайзера?
Автор: Steve_Key