63-летний семейный терапевт Джозеф Кэвинс из Калифорнии вечером после работы 15 апреля решил отдохнуть, покурив одну из своих электронных сигарет за игрой в Солитёр. В 22:30 мужчина услышал громкий хлопок и почувствовал, что его будто ударили клюшкой по лицу. Он увидел много крови вокруг — но только правым глазом. Левый глаз спасти не удалось, врачам пришлось удалить его.
И это — не единичный случай. Давайте разберём, насколько курение этих устройств безопасно.
На фото — Маркус Форцани. Это не штанина на левой ноге, а обугленная кожа.
Патент на электронную сигарету был получен в 1963 году американцем Гербертом А. Гилбертом. Целью изобретателя был безопасный и безвредный способ курения, для чего стандартное горение табака и бумаги он заменил на подогретый, влажный и ароматный воздух. До и после Гилберта были и другие изобретатели подобных устройств, и традиционно «отцом» курения электронных сигарет называют китайского фармацевта Хон Лика.
Электронные сигареты — вапоризаторы — это по сути ингаляторы. Поэтому кто-то считает, что они безопаснее обычных сигарет или что они помогут бросить курить.
Несколько лет назад электронные сигареты в России были редкостью. В 2008 году эту тему поднимали на Хабре — в посте «Переходим на электронные сигареты?» рассказывалось о презентации первой бездымной электронной сигареты Gamucci, вырабатывавшей пар вместо дыма. Производители этой сигареты хотели заработать на антитабачных законах Европы и США, говорили о минимуме появления рака лёгких и вреда здоровью в общем, об отсутствии вреда окружающей среде. Кстати, исследователи из частного университета Джона Хопкинса выявили вредное влияние пара электронных сигарет на лёгкие мышей, поэтому о полной безопасности говорить нельзя.
Позже антитабачная кампания началась в России. Законодатели запретили курить в кафе и ресторанах, в других общественных местах, что вызвало бурный рост рынка вапорайзеров. Сначала на кассах в магазинах появились в большом количестве электронные сигареты, а сейчас почти в любом московском торговом центре есть хотя бы одна точка продаж более сложных гаджетов — таких, на которые можно портировать игру вроде Flappy Bird. Но с большими возможностями наступает большая ответственность, и теперь производителям нужно больше задумываться о безопасности.
В США рынок электронных сигарет за десять лет вырос с нуля до 3,7 миллиарда долларов. 13% американцев хоть раз пробовали это устройство, а 9 миллионов «парят» на постоянной основе.
Конечно, рынку обычных сигарет объёмом в 92 миллиарда долларов в США вапорайзеры проигрывают.
Электронная сигарета вошла в моду благодаря антитабачным законам, чтобы помочь курильщикам заниматься любимым делом в любых местах — на борту самолётов, в театрах и так далее. Но власти разных стран всё-таки обратили внимание и на этот вопрос, и в США, например, запретили курить электронные сигареты на коммерческих авиарейсах. Это было сделано, чтобы «защитить авиапассажиров от нежелательного воздействия аэрозольных паров, которые выделяются при использовании электронной сигареты.
На фоне этого в 2015 году даже представили смартфон, который можно курить.
Аккумуляторы стали мощнее, и взрывы от них теперь способны причинить существенный вред здоровью. В каких-то случаях в подобном виноваты сами пользователи, использующие некачественные устройства.
В случае с 63-летним семейным терапевтом Джозефом Кэвинсом сомнительно, что он сам менял аккумулятор, или что купил дешёвую китайскую подделку, хотя утверждать, что это не так, я не берусь. Случаи, подобные этому, в США были, и по данным FDA сигареты нагревались, горели и взрывались 66 раз за 2015 и январь 2016 года. Это только известные случаи, и, видимо, только с наиболее плачевными последствиями.
У Томаса Боэ сигарета взорвалась во рту, пока он вёл автомобиль, и два зуба застряли в нёбе. Кеннету Барберо вапорайзер при взрыве прожёг язык. У Маркуса Форцани из-за взрыва вапорайзера в кармане нога обуглилась от икры до бедра.
Джозеф Кэвинс
24-летней британке Кирби Шин также не повезло, ей нужна пластическая хирургия, чтобы сделать менее заметными последствия взрыва сигареты у лица. Курила она дома, когда рядом с ней находились двое детей — к счастью, пострадала только она сама.
Люди чаще обращают внимание на тот факт, что при курении электронной сигареты в лёгкие попадает пар, а не дым, что нет продуктов горения бумаги. Но о безопасности самих устройств не думают.
«Батареи взрываются из-за плохого производственного процесса на грязных, антисанитарных объектах в Китае. В этом виноваты люди, которые пытаются как можно быстрее вывести их продукты на рынок», — говорит Грегори Бентли, адвокат из Калифорнии, который представляет интересы 62 пострадавших от электронных сигарет людей в суде. С китайскими производителями судиться невозможно, поэтому Бентли и другие адвокаты сосредоточились на дистрибьюторах и продавцах этих гаджетов. Адвокатская контора Бентли стала первой, выигравшей дело против продавца электронных сигарет в октябре 2015 года.
Но почему мы должны бояться аккумуляторов, если у многих из нас в кармане постоянно телефон, в сумке — ноутбук, на руке — умные часы? Первая причина, почему литий-ионный аккумулятор сигареты более опасен, чем аккумулятор смартфона, это его форма. Согласно исследованию Пожарной Администрации США 2014 года из-за цилиндрической формы сигарета подвержена перегреву, и в результате аккумулятор или корпус могут превратиться в подобие пули, которая будет летать по помещению — как это было в случаях Кэвинса и Боэ.
Статистика ниже показывает, в каких случаях батареи взрывались чаще всего. Её приводит Пожарная Администрация. К сожалению, статистика — результат исследования всего 25 случаев, то есть 80% возгораний — это всего 20 сгоревших электронных сигарет.
Осталось выяснить, почему эти аккумуляторы горят и взрываются. Профессор Университета Карнеги-Меллона Венкат Висванатхан, изучающий литий-ионные батареи, уверен, что определить причину будет сложно. Что мы имеем: 9 миллионов „парящих“ людей в США и 66 взрывов аккумуляторов. То есть 0,000074 случая на одного человека, слишком мало, чтобы составлять статистику. Чтобы попытаться найти проблему, нужно протестировать миллион батарей, а единственный способ сделать это — дать в руки покупателей миллион устройств. Именно это сейчас и происходит.
В 2014 году в США продавали 466 брендов электронных сигарет. Каждый месяц на рынке появляется ещё около десятка. Если крупные производители могут приобретать качественные аккумуляторы по невысокой цене, то небольшим компания приходится экономить. Они скупают дешёвые аккумуляторы, которые в лучшем случае работают недолго, а в худшем — могут привести к последствиям, которые легко найти в сети. Ниже на фото — один из наименее страшных примеров.
Висванатхан отмечает, что сейчас делают автомобили с батареями из 8000 ячеек — и они безопасны, а при этом в электронных сигаретах обычно всего одна ячейка. Тут профессор лукавит: Tesla Model S в этом году в Норвегии уже сгорала на зарядке, и это был уже четвёртый подобный случай с этим электромобилем.
Смартфоны тоже взрываются, а обычные сигареты в случае небрежного применения приводят к пожару. Электронные сигареты взорвались 66 раз на 9 миллионов пользователей — то есть это крайне редкое событие. Но в случае взрыва крошечный аккумулятор вапорайзера способен покалечить, потому что сигарету люди держат у лица, осколки при взрыве попадают в глаза, и поэтому последствия могут быть хуже, чем при взрыве смартфона.
Автор: ivansychev