Всем привет! Меня зовут Алексей Стародымов. В этом посте я расскажу о бренде innos или, точнее, о выходе бренда innos на российский и европейский рынки. Слухи об этом событии уже месяц-другой гуляли по Рунету. Я решил их либо подтвердить, либо опровергнуть, и связался с innos. Оказалось, что это вовсе не слухи, а очень даже правда. В российском офисе innos мне рассказали много интересного. Но для начала – немного мыслей от себя…
… Малоизвестные в России, но именитые у себя на родине крупные китайские производители электроники уже несколько раз пытались выйти на отечественный рынок и закрепиться на нём. (В Европу они вообще не суются, но об этом ниже.) Получилось, правда, не очень здорово. В 2013 году с большой помпой в Россию пришла OPPO со своими смартфонами, однако задержаться у нас так и не смогла.
В 2015 году в России официально появилась Xiaomi, правда, с одним лишь только планшетом. Новость об этом быстро пролетела по всем крупным новостным лентам и… забылась. OPPO и Xiaomi – разные культуры, разные компании, разное время выхода на российский рынок и… одинаковые ошибки. Все дело в том, что выйти на российский рынок можно по-разному. Можно самостоятельно, а можно и с помощью дистрибьютора. Последний выгоден тем, что у него могут быть налаженные связи с крупной федеральной розницей, и это (чисто теоретически) поможет быстрым и значительным продажам устройств. Кроме того, наличие партнера-дистрибьютора позволяет не вкладывать деньги в создание и развитие собственного представительства. Но это всё в теории. На практике же… На практике в случае малоизвестных у нас китайских компаний, пытающихся прижиться в России, эта самая «дистрибьюторская» схема или вообще не работает, или работает совсем не так, как хотелось бы китайцам. Устройства, предлагаемые грандами китайского гаджетостроения, интересны, прежде всего, людям знающим, гикам. А потому изначально делать ставку на продажу этих самых устройств малоизвестного широкой публике бренда в обычной рознице – как минимум недальновидно: гики в обычные магазины почти не ходят.
Особенно учитывая, что накрутка розничных сетей ныне достигает чуть ли не 40%, и изначально интересный и выгодный гику (= дешёвый) китайский аппарат со «сладким» спеком по «сладкой» же цене благодаря розничным сетям превращается в отнюдь не выгодный дорогой китайский аппарат от совершенно не известного массовой публике бренда. Гики – народ продвинутый: они при желании тот или иной гаджет закажут из Китая; главное – чтобы было по максимально дёшево. Ну или на худой конец хотя бы в фирменном российском интернет-магазине купят, если таковой у того или иного китайского бренда имеется. Чтобы было пусть и дороже, чем при заказе из Китая, но зато с какими-то бонусами вроде официальной гарантии или, скажем, подарочного аксессуара. Но, так или иначе, по-настоящему эффективно развивать всю экосистему, связанную с продажами, поставками, маркетингом, поддержкой можно только силами собственного офиса. Дистрибьюторы этим заниматься не будут. Особенно известные широкопрофильные компании, которые, как правило, и ловят на это самое большое портфолио китайцев, не очень продвинутых в плане правил работы местного российского рынка.
Дистрибутору, как правило, надо взять партию, быстрее продать её крупным оптом в крупные же сети, отдать последним маржу (наценка может составлять до 40%!), выплатить причитающуюся долю китайцам и быстрее закупить новую партию. Всё! Если схема даёт сбой, и сеть по каким-то причинам НЕ покупает новую партию товара, на этом работа с китайским брендом у дистрибутора, как правило, сворачивается. А бренд занимает почётное 135 место в прайс-листе дистрибутора (объёмы продаж – десятки штук в месяц, что называется, «до кучи дайте и этого… как его?.. ну, штук 10 дайте…»). Таким образом, обычному рядовому российскому дистрибутору интересно продавать бренды и товары, которые фактически продают сами себя: поставил на полку – и оно само улетело. Если бренд надо как-то развивать, инвестировать в узнаваемость, обычный российский дистрибутор, как правило, быстро теряет к нему интерес: развивать ЧУЖОЙ бренд на СВОИ кровные деньги сегодня мало кто готов. Как правило, готовы как раз те, у кого портфолио продуктов и брендов небольшое. А таких дистрибьюторов китайцы сами боятся: где же тут размах бизнеса? Где огромные обороты (мало кто задумывается, что большая часть этого оборота формируется поставками уже раскрученных и популярных в народе брендов)? Где лопающееся от количества брендов портфолио?
Понимая, что мало кто из дистрибуторов и локальных партнеров будет так же «болеть» за продукт, выпущенный зарубежным партнером, как сам производитель, марка innos, о которой и пойдет речь в этом посте, выходит на российский рынок, не используя стандартную модель «производитель-дистрибутор-розница». Innos действует напрямую, посредством создания полноценного собственного представительства в России. А основным каналом продаж бренд выбирает, по сути, модель растущих как на дрожжах китайских интернет-гигантов вроде AliExpress или JD.com – прямые отгрузки потребителям. С той лишь разницей, что потребителю отгружается товар, корректно русифицированный, тщательно протестированный в наших сотовых сетях и обеспеченный 100% фирменной поддержкой и сопровождением. Товар, на 100% попадающий под Закон «О защите прав потребителей». И товар отгружается потребителю прямо с фабрики, что обеспечивает 100% самую низкую из всех возможных цен – посредников нет вообще. Нет даже в виде «нежадного» в плане накруток китайского интернет-магазина. Только фабрика и потребитель, потребитель и фабрика.
Для начала – пара слов об innos. Компания JSR, владеющая брендом innos, основана в 2009 году командой инженеров (около 30 человек), вышедших из недр отделов разработки ZTE, Huawei и Motorola. В марте 2011 JSR основала собственно бренд Innos (или innos – китайцы, по-моему, сами ещё не поняли, как правильно – с маленькой или большой i).
При создании новых продуктов особый упор делается на использование самых топовых комплектующих ведущих мировых производителей: Qualcomm (чипсеты), Sharp (экраны), Sony (модули камер), Corning (стекло для защиты экранов Gorilla Glass). В 2012 году увидел свет первый смартфон JSR — Innos D9 с самым мощным на тот момент аккумулятором в мире (4 160 мАч). В России Innos D9 был представлен в виде двух доработанных модификаций под двумя локальными российскими марками.
В 2013 году начались продажи второго смартфона с «мегабатареей» — Innos D10. Он вновь стал смартфоном с самым мощным на тот момент аккумулятором в мире (6 000 мАч). В России переработанная модификация этой модели продавалась под одним из локальных брендов. Причем версия для России комплектовалась сразу двумя аккумуляторами различной емкости: на 3 000 и 6 000 мАч. Это был первый в мире смартфон со сменными аккумуляторами разной емкости. Российские партнеры innos даже подавали заявку в Книгу рекордов Гиннеса на рекордное во всем мире время автономной работы, обеспечиваемое парой штатных батарей – до двух недель!
Как видите, innos – это производитель, который делает упор не просто на смартфоны с мощными аккумуляторами, а на смартфоны с ОЧЕНЬ мощными (самыми-самыми мощными в мире!) аккумуляторами. И не просто на смартфоны с самыми-самыми мощными аккумуляторами, но на смартфоны, которые могут работать с несколькими сменными батареями разной ёмкости.
Что касается масштабов компании, то не стоит питать иллюзий: да, это не Samsung, не LG и не какая-нибудь Lenovo. Но! JSR – это всё же довольно крупный производитель со своим R&D, то есть исследовательскими центрами, своими фабриками, со штатом более 500 человек. А еще JSR является сертифицированным партнером Qualcomm – если говорить по-русски, то чипсеты, технологии, софт от американского производителя достаются JSR несколько раньше, чем большинству других китайских производителей.
И вот в самом конце 2015 года innos приходит в Россию уже не совместно с локальными брендами-партнёрами, а под собственной маркой. Созданный innos российский офис компании, скажем так, будет минималистичным – в хорошем смысле этого слова. То есть никто не планирует нанимать пару сотню пафосных менеджеров в костюмчиках и при галстучках. За содержание которых, естественно, пришлось бы платить конечному потребителю — стоимость обычного для крупных компаний корпоративного пафоса закладывается в цену смартфона. Небольшое количество сотрудников российского офиса innos будет «окупаться» их крайне высокой эффективностью – то есть на каждый рубль расходов на команду и продвижение innos намерен получать отдачу в несколько раз больше, чем крупные топовые компании типа Huawei, ZTE или того же Lenovo. В innos Russia действительно собралась своего рода «дрим тим».
Возглавит офис Михаил Чернышов, бывший коммерческий директор Highscreen’а и один из главных идеологов бренда. Человек, по сути, взрастивший с нуля самый неоднозначный и едва ли не самый известный отечественный бренд смартфонов. Опыт работы на рынке смартфонов — 14 лет.
За создание всех сервисов и поддержку пользователей отвечает СТО Кирилл Сергеев. В прошлом он работал в Yota и МТС, где занимался созданием, внедрением и менеджментом IT-решений. Опыт в телеком-индустрии – 8 лет.
Ответственным за продукт является Александр Мартиросов. Имеет 9-летний опыт работы в крупных российских и европейских компаниях-производителях мобильной электроники. В Prestigio он занимал позицию менеджера по продукту, в компании Prology был директором по развитию.
Директором по маркетингу стал Михаил Фадеев, успешно поднявший бизнес смартфонов glofiish (тайваньская компания E-Ten, в 2008 году поглощена Acer), а потом в течение 8 лет вместе с небезызвестной Мариной Рожковой набивавший руку на раскрутке брендов локального рынка гаджетов: Highscreen, PocketBook, Just5 и многих других.
Разумеется, этими товарищами штат офиса не ограничится – будут и другие люди. Но, повторюсь, никаких «армий». Только считанные спецы, но все – с многолетним опытом успешного развития начинающих марок в сегменте смартфонов.
Как уже было сказано выше, основной принцип работы innos в России – исключительно прямые продажи по схеме «фабрика – потребитель». Без левых импортеров, российских партнеров, мутных дистрибьюторов, без крупной федеральной розницы и прочих промежуточных звеньев, каждое из которых добавляет свои (и подчас немалые!) проценты к изначальной «фабричной» стоимости того или иного смартфона. Будет фирменный интернет-магазин innos, и будут покупатели, которые смогут заказывать в нём устройства с доставкой домой или куда угодно. Всё. Точка.
В оффлайновых российских магазинах смартфонов innos не будет, ведь такие продажи – по сути, прошлый век. Прошлый век – да и просто не выгодно, учитывая снизившуюся в последнее время покупательскую способность россиян и нежелание розничных сетей снижать свои разбушевавшиеся аппетиты: уменьшение числа покупателей розница старается компенсировать ростом своих наценок на продуктах производителей. Так что продавать действительно качественные модели в крупной рознице становится банально неэффективно – с гигантскими наценками сетей их ценник улетает просто в небеса.
Изюминкой подхода innos к российским потребителям будет предоставление инновационного варианта экспресс-доставки – с заграничного склада за 2-7 дней. В этом случае исключаются любые накрутки посредников, т.к. покупатель платит напрямую производителю. Здесь же пару слов ещё об одном ноу-хау – необычном подходе к сервису. Написать в поддержку можно будет в любое время суток, что соответствует европейскому уровню обслуживания. (В будущем, возможно, к онлайновой поддержке добавится ещё и круглосуточная голосовая поддержка.) Так не поддерживал свои смартфоны в России ещё ни один ни китайский, ни локальный бренд.
При этом интересно отметить, что Россия для innos – это только первый «официальный шаг» за пределы Китая. Дальше очень скоро (по крайней мере, по обещаниям компании) последует Европа. Именно так: в отличие от всех остальных китайских «молодых» брендов, innos намерен выйти на европейский рынок через Россию. Конечно, не сразу и не мгновенно. Не исключено создание европейских офисов бренда, но изначально «рулить» европейским бизнесом будет именно российское представительство. На самом деле выход в Европу – это беспрецедентный шаг для «топово-молодого» китайского производителя. Все эти Meizu, OPPO, Xiaomi и так далее на европейском рынке официально не представлены. Прежде всего, по той причине, что они побаиваются патентных претензий от производителей первой лиги – претензии могут касаться и технологий, и дизайна. В России и Азии на копирование смотрят сквозь пальцы, а вот в Европе за это можно весьма серьезно получить по рукам. В innos, видимо, более уверены в своей «патентной чистоте». И такое вполне возможно: действительно, подобных технологий работы с большими батарейками и батарейками разной ёмкости пока нет ни у одного крупного производителя смартфонов. Или же они их просто пока не показывают?
В качестве первого продукта для российского рынка innos предлагает «большебатареечник» innos D6000. Затем последуют и другие аппараты – уже в первом квартале 2016 года намечены анонсы новинок. innos D6000 – это аппарат, в котором концепция работы с двумя аккумуляторами разной емкости получила развитие в виде возможности работы от пары батарей одновременно, а не поочередно, как в прежних моделях. То есть, перед нами — первый в мире смартфон, который может одновременно работать от двух аккумуляторов. Один встроенный (2 480 мАч), второй съёмный (3 520 мАч). Любопытно смотреть на лица людей, когда при них вытаскивается съёмная батарея, а смартфон при этом не выключается. Посмотрите сами видеодемонстрацию этого фокуса.
В теории можно докупить сколько угодно внешних батарей (будут предлагаться в «аксессуарном» разделе фирменного интернет-магазина) и получить своего рода «вечный» двигатель, который нужно будет подключать к розетке, например, раз в месяц для последовательной подзарядки всех купленных аккумуляторов. Чтобы ещё на месяц вообще забыть о розетке и зарядке. И да, возможность «горячей замены» съёмного аккумулятора – без выключения и перезагрузки устройства – это реально уникальная фишка. Для того, чтобы такой смартфон увидел свет, инженерам innos потребовалось серьёзно доработать аппаратную платформу Qualcomm: изначально ни одна смартфонная платформа в мире не поддерживала одновременное использование батарей разной ёмкости с возможностью «горячей замены». Инженерам удалось добиться объединения ёмкостей батарей при их использовании и зарядке. До сих пор подобной технологией не обладает ни один производитель смартфонов в мире, кроме JSR (innos).
В остальном в плане железа смартфон D6000 также любопытен: порт USB Type-C с USB 3.1, полноценная поддержка LTE (в том числе и российских частот), 5,2-дюймовый Full HD-экран производства JDI, ОС Android 5.1 с возможностью будущего апдейта до 6.0, целых 3 Гб оперативки, камеры на 5 и 16 мегапикселей производства OmniVision, закалённое стекло Corning Gorilla Glass 3.
Восьмиядерный 64-битный чипсет Qualcomm Snapdragon 615 задействован неслучайно: у innos есть лицензия на использование Snapdragon 810, но он а) очень дорогой и б) склонен к перегреву, что приводит к невысокой общей стабильности работы смартфона. Рисковать надёжностью никто, как видите, не стал. В общем, D6000 – такой хороший крепко сбитый середнячок на уровне всяких там Lenovo и Huawei. Сравнивать D6000 с предыдущими смартфонами innos, которые продавались под маркой Highscreen, не стоит. Это продукты совершенно разного уровня. Следует понимать, что когда смартфон создаётся с прицелом на продажу под локальным российским брендом, да ещё и через российские же розничные сети, то в него закладывается куда меньше навороченных технологий и дорогостоящих комплектующих, чем можно было себе представить. Просто для того, чтобы «выставить» адекватную отпускную цену, и чтобы цена эта после всех накруток со стороны бренда и розницы всё ещё оставалась «вкусной» для потребителя. В случае же D6000 этих «звеньев» нет, что позволило реализовать в аппарате максимум наворотов за более чем гуманный прайс. А ещё предлагается специальная цена при предзаказе, который уже открыт.
Для сравнения – на том же AliExpress смартфон innos D6000 уже предлагается за $245 (примерно 19 тысяч 500 рублей). Причем, естественно, это НЕрусифицированная версия, без официальной гарантии производителя. Но не буду больше рассказывать о смартфоне, поскольку готовится полноценный обзор со скринами, фотками, бенчмарками и так далее. Просто еще раз отмечу главное: innos D6000 – это отнюдь не очередной типичный «кит» на «медиатеке» с кривой прошивкой и позапрошлогодним железом. А, как было сказано выше, аппарат уровня тех же Xiaomi и Meizu.
Такие вот пироги. На мой скромный взгляд, появление на российском рынке смартфонов столь амбициозного нового игрока, причём игрока серьёзного и, самое главное, опытного и высокопрофессионального, со своей оригинальной, ни на кого не похожей концепцией развития продукта, – это очень здорово. Всё же не каждый день в Россию приходят компании, будем говорить так, с правильной идеологией и собственным чётким видением «прекрасного». И с оригинальными продуктами – не с чем-то очередным айфонообразным, а с собственными технологиями и ноу-хау. Посмотрим, что сможет сделать «дрим тим» – есть мнение, что слово innos в новостных лентах в обозримом будущем появится не раз и не два – как в российских, так и в европейских. Ну а если у вас есть какие-то вопросы, то их можно смело задавать в комментариях. Представители innos согласились промониторить обсуждение и ответить через меня на самые интересные вопросы ;)
Автор: Innos