Наш шоурум на м. Электрозаводская
В 21-м выпуске мы говорим о сообществе любителей хорошего звука и парочке интересных примеров интерьерных решений.
[Подробнее о подкасте «Звук»] [Прослушать этот выпуск]
- [читать] [слушать] Простыми словами о наушниках и ЦАПах ;
- [читать] [слушать] Говорим о виниле: Мифы, мнения и текущая ситуация;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста «Звук»;
- [читать] [слушать] Обсуждаем природу различного звучания акустики;
- [читать] [слушать] Акустика для фонового озвучивания помещений;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [читать] [слушать] Говорим о домашних кинотеатрах;
- [читать] [слушать] Интерьеры для звука;
- [читать] [слушать] Интерфейсы и кабели;
- [читать] [слушать] Простыми словами о цифровом и аналоговом звуке;
- [читать] [слушать] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [читать] [слушать] Мнение инженера: Как создать свою экосистему звука;
- [читать] [слушать] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и обзорам в прессе;
- [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
- [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
- [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
- [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
- [читать] [слушать] Каждый инженер мечтает сделать S-90.
Алина: Мы уже давно записываем подкасты, рассказываем людям про аудиотехнику, различные тонкости, но не разобрались с терминологией. Есть меломаны, есть аудиофилы. Возникает вопрос: в чем между ними разница?
Насколько я понимаю, в англоязычной литературе часто используется термин «аудиофил», и никакой негативной окраски в нем нет. Аудиофилы – люди, которые просто много слушают. Почему у нас есть какие-то различия между этими терминами?
Тимофей: С английским языком вообще очень много забавных историй. Если аудиофил, которого имеют в виду в английском языке, действительно очень увлеченный человек, причем увлеченный не только музыкой, но и техникой, и увлечение слилось в единое русло.
Этот человек действительно занимается всем: он занимается техникой, экспериментирует, постоянно что-то меняет, слушает. Музыка обязательно в этом участвует. Музыка – источник вдохновения для этого.
В России получилось так, что есть определенная категория людей, хотя, я думаю, на Западе она тоже есть, может, не такая многочисленная, которая, к сожалению, отталкивается не от музыки, а именно от звуков, звуковоспроизведения. Они проводят эксперименты с оборудованием, с заменой кабеля, с какими-то подставочками не с целью слушать музыку и наслаждаться, радоваться, получать удовольствие от самой музыки, а пытаются найти какие-то детали в звучании, которые, по их мнению, должны или не должны быть или должны звучать так или иначе.
На мой взгляд, это странная позиция. Задача – получить ту аудиосистему из тех компонентов, которые позволят наслаждаться музыкой. Пришел домой, включил любимую композицию, и она радует. Этих людей, видимо, никогда ничего не будет радовать, потому что предела не существует. Абсолют, который они пытаются достичь, не достижим. Даже самая дорогая система не сможет воспроизвести музыку так, как она изначально звучала в студии. Слишком много переменных, слишком много всего стоит на пути от исполнителя до конечных слушателей. Куча аппаратуры, которая все меняет.
Поэтому позиция, что «здесь тарелочки должны звучать именно с таким послезвучием», ерунда. Люди физически не присутствовали в студии, они не знают, как звучат эти тарелочки на самом деле, они не знакомы со звукорежиссером и понятия не имеют, что он задумал, и действительно ли в данном случае это должно звучать так. Но у них есть собственное мнение, как должна звучать система, причем, как правило, это мнение от прослушивания какой-то конкретной акустики, которую они считают эталонной. Дальше начинается сравнение. Это аудиофилы. Это аудиофилы, которые существуют в России на текущий момент.
Алина: Как говорится, главное – это высокое качество.
Тимофей: А что такое «высокое качество»?
Алина: Это уже философский вопрос.
Тимофей: Я вот думаю, что мы достаточно на него отвечали в прошлых выпусках. Возвращаясь к вопросу про меломанов и аудиофилов в российской терминологии. Если мы пытаемся создать некую российскую терминологию, отличную от западной, в которой все понятно, аудиофил – это просто хорошо обеспеченный меломан.
Кто такой меломан в России? Это человек, который просто любит музыку. Ему не особо важны какие-то конкретные моменты, например, слышен на двадцатой секунде какой-то композиции «цик». Важно, что музыка доставляет ему удовольствие.
Музыка доставляет удовольствие, когда одна и та же, любимая композиция, прослушанная в сотый раз, все равно доставляет удовольствие до мурашек. Если это получается, значит, аппаратура подобрана нормально, и человек действительно наслаждается музыкой.
Меломан не занимается подбором аппаратуры вечно. Если он занимается этим, то скорее он уже аудиофил, он погружен больше в технику, чем в музыку. На мой взгляд, разделение именно такое.
Комплектующие из серии «сделай сам» и советы по подбору
Говорят, что Аудиомания – это компания, которая работает для аудиофилов. Хорошо, но для аудиофилов в международном понимании, не в российском. В российском, скорее, мы работаем для меломанов, для тех, кто хочет слушать музыку. Я думаю, таких людей большинство, потому что без музыки я не представляю жизнь. Для аудиофилов у нас есть куча всего, что их удовлетворит, хотя, наверное, аудиофила нельзя удовлетворить окончательно. Тем не менее, у нас есть товары, которые позволяют им заниматься их любимым делом, экспериментировать с акустикой, что-то в ней менять, модернизировать.
У нас огромное количество клиентов, которые покупают дорогие конденсаторы, чтобы поменять более дешевые аналоги, которые стоят в их акустических системах. Да, мы для них работаем, но я бы сказал, что, если смотреть на всю индустрию сверху и взять «helicopter view», то аудиофилов не очень много. Подавляющее большинство людей все-таки ориентировано именно на музыку. Они собирают именно музыкальные композиции, а не технику. Логично делить людей в данном контексте подобным образом. Хотя, конечно, существуют гибриды.
Алина: Аудиоманы.
Тимофей: Да. Которые одновременно и то, и другое, но это уже исключение из правил.
Алина: Пора вводить новый термин.
Тимофей: Я думаю, он существует, вводить его не нужно. Есть люди, которые себя так и называют.
Алина: И которые не работают в Аудиомании при этом.
Тимофей: Нет. Кстати, у нас на форуме есть такое звание – статус, который автоматически раздается при достижении определенного количества сообщений. Про это мы уже говорили – про людей, которые флудят на форумах. Это никак не относится к тому, какая у них квалификация, или кто они: аудиофилы, меломаны или аудиоманы. Тем не менее, мы приписываем такую характеристику.
Алина: К слову о сайте и его содержимом. Недавно просматривала содержимое и наткнулась сетевые проигрыватели. Это для меломанов, это для аудиоманов или, может быть, это для узкой группы аудиофилов? Зачем они нужны, и как их правильно использовать? Кому они больше пригодятся?
Тимофей: Отличный вопрос. Очередная беда с терминологией. Когда появились первые устройства этого класса, мы долго думали, как их назвать по-русски. «Streamer» – это устройство, которое потоком получает откуда-то звук и воспроизводит его. Когда мы говорим «stream», уже понятно, что это какой-то поток. Что такое сетевой проигрыватель, сложно сказать. Но мы не нашли более подходящего названия для этих устройств. Хотя бывают ситуации, когда рынок постепенно смещается от одного названия к другому. Так было со смартфонами. Они стали смартфонами не сразу.
Алина: Да, там были разные КПК.
Тимофей: Коммуникаторы были. Кстати, КПК тоже появились не сразу. Сначала назывался HPC. Терминология стабилизируется не сразу. Класс устройств достаточно новый для России, хотя достаточно производимый и популярный в мире. Думаю, не очень сильная популярность устройств в России связана с тем, что люди не понимают, что это такое. Если вспомнить, как устроена стереосистема, понятно, что есть колонки, к которым подключен усилитель.
А что к усилителю подключается? Источники музыки. Традиционные источники – это CD-проигрыватели, которые есть до сих пор, несмотря на то, что в Москве не осталось крупных магазинов, которые продают музыку на компакт-дисках. Наши опросы показывают, что люди в массе и чаще всего используют CD-проигрыватель как источник музыки.
Сетевой проигрыватель Onkyo C-N7050
Алина: Притом, что уже даже устройств, в которых есть дисковод, не так уж и много. Если говорить не о технике, которая только проигрывает музыку, а вообще о чем-то.
Тимофей: Я последний мой ноутбук купил и только потом понял, что диски вставлять некуда. Я осознал это только в этот момент, когда меня кто-то попросил записать несколько файлов на диск.
Алина: В принципе как носитель информации он уже исчерпывает себя.
Тимофей: В целом, да, но дисков было выпущено много. В отличие от винила, они так не теряют своей актуальности, они продолжают читаться, их можно слушать. Поэтому люди, у которых есть коллекции дисков и более-менее приличная аппаратура, ничего не теряют, продолжая их слушать.
Возвращаясь к сетевым проигрывателям, это устройства, позволяющие воспроизводить музыку, грубо говоря, откуда-то, но не с носителя. Можно, конечно, воткнуть флэшку и воспроизводить музыку с нее, причем в различных форматах. Сейчас это не является проблемой, сетевые проигрыватели воспроизводят огромное количество форматов. Сейчас нет той войны форматов, которая была в начале 2000-х.
Одно из главных достоинств сетевого проигрывателя состоит в том, что он может тянуть звук из Сети. Есть, например, жесткий диск, который подключен к сети обычным Ethernet-кабелем, и находится в вашей локальной сети. Дома локалка чуть ли не у каждого есть, как минимум Wi-Fi-роутер точно у есть всех. «Streamer» или сетевой проигрыватель тянет музыку с сетевого хранилища, с этого жесткого диска, который подключен к сети, тоже не важно, каким образом.
Одна из главных идей заключается в том, что в разных комнатах может быть поставлено по одному streamer’у, и можно слушать разную музыку с одного, фактически, места. Не надо бегать с флэшками, втыкать их и переключать. В любом месте дома или квартиры можно слушать разную музыку, записанную один раз на один источник.
Алина: Одно хранилище может одновременно использоваться разными стримерами.
Тимофей: Да. Аналогичные устройства существуют и для видео. Они, как ни странно, более распространены. В случае с аудио идет другой подход к качеству. Это скорее для меломанов, которые ценят, скажем так…
Алина: …которых много в одном месте собралось.
Тимофей: В том числе, да. Которые ценят более качественное звучание и удобство. Конечно, все эти устройства могут тянуть звук и из Интернета. Сетевых станций сейчас много. Несмотря на то, что FM-тюнеры до сих пор продаются, по-моему, этот класс устройств уже мертв. Радио сейчас ушло в узкую нишу автомобилистов. У меня такое ощущение, что радио сейчас слушают только в машине.
Алина: И иногда в виде подкастов.
Тимофей: Да. И то этот процесс уходит постепенно в прошлое. Беспроводной Интернет становится быстрым, и таскать с собой в машине роутер, который превращает мобильную сеть в Wi-Fi, с которого можно тянуть подкасты в реальном времени или те же сетевые радиостанции, уже не составляет труда.
Радио сохранилось, как мне кажется, только для автомобилей. Дома это радио идет по Сети, поскольку она есть у всех, и уж для музыки этого хватает. С каким бы супервысоким качеством она бы ни была записана, домашнего Интернета достаточно практически всегда. Я бы сказал всегда, но бывают исключения.
Сетевые проигрыватели – это очень удобные устройства. И в качестве альтернативы другим источникам музыки и звуковоспроизведения они являются самыми удобными, современными и логичными на текущий момент. Такой гибрид может воспроизвести практически все, что угодно, с любых носителей и, в том числе, по локальной или глобальной сети. Очень удобно и очень логично. Почему они не массовые? Скорее всего, потому, что люди не…
Алина: …знают вообще, что они есть.
Сетевой проигрыватель Denon HEOS Link
Тимофей: Да. Кстати, такие устройства зачастую являются еще и ЦАПами. Можно подключить компьютер, и устройство определится как звуковая плата. Сетевой проигрыватель – это универсальный комбайн, который может практически любым способом получить практически любую музыку с практически любого источника и подать её на усилитель. Мне кажется, очень полезно, и действительно странно, что они не являются такими суперпопулярными.
Алина: Это отличное решение, если встает вопрос экономии места и исключения из домашней системы большого количества устройств, с одной стороны. С другой стороны, экономия проводов и всей обслуживающей инфраструктуры.
Тимофей: Да. Кстати, говоря про экономию места, я давно хотел рассказать про очень необычное решение. С одной стороны, это встраиваемая акустика, а с другой, она настолько встраиваемая, что ее не видно вообще. Когда мы показываем это решение, люди сначала испытывают своего рода шок, потому что так не может быть. Потом наступает удивление. Я говорю о немецкой разработке. Компания Ceratec сделала акустическую систему Cerasonar.
Её встраивают прямо в стену, которая закрашивается и фактически акустики не существует в поле зрения. Все находится в стене. Аппаратуру, как сейчас модно, выносят в подсобку, управление осуществляется с iPhone, iPad, другого смартфона или с программируемого пульта дистанционного управления, которых сейчас не мало. И получается, что у нас играет стена.
Алина: Ужас!
Тимофей: Да! В отличие от традиционных громкоговорителей, у которых достаточно большой ход вперед-назад, обычные традиционные динамические головки таким образом работают. Здесь, скорее, можно говорить о том, что в каждой точке акустической системы находится свой маленький динамик. То есть ход небольшой, буквально 0,3 миллиметра, выглядит это так, как будто играет огромное количество маленьких широкополосных динамиков.
Алина: И они распределены по поверхности стены? Или это отдельная точка в стене, которая звучит ярче, чем все окружающее?
Тимофей: Можно, конечно, подойти и ухом зацепить, в каком конкретном месте стены акустика установлена. Но когда отходишь на какое-то расстояние, не совсем понятно. Звучит стена. Единственное, нельзя назвать это недостатком, но для установки сабвуфера этой же технологии необходимы маленькие отверстия в стене. Как правило, их делают в углу, где-то внизу, где их не видно. Но в этом случае мы получаем еще и такое хорошее низкочастотное звено. Полноценный Hi-Fi-звук вообще без акустических систем.
Стиль minimal, который сейчас моден, просто довели до абсолюта. Аппаратура спрятана в подсобке, отсутствует в помещении полностью, акустика встроена в стены, и управление всегда в кармане со смартфона. Совершенно необычная штука. К сожалению, об этом мало, кто знает.
Уже несколько компаний производят такие акустические системы, они стоят очень по-разному. Например, цены на Cerasonar нельзя назвать космическими. Есть разные модели порядка шестидесяти тысяч рублей. На текущий момент это, наверное, не те деньги, которых стоит бояться, тем более, если делается действительно серьезный подход к ремонту и проектированию.
Алина: Когда все это начинается уже на этапе ремонта, явно человек может заложить определенные суммы.
Тимофей: Я переехал и столкнулся со многими вещами, о которых мы рассказывали в предыдущих подкастах. Особенно тема экосистемы. Мы с женой спорили. Я конкретно выбрал пару колонок, которые у нас будут стоять, и дальше выяснилось, что эта пара колонок абсолютно не подходит к помещению по мнению жены. Просто не вписывается в дизайн, не подходит к мебели.
Алина: Эстетически не подходит.
Тимофей: Мне пришлось договариваться с производством, чтобы специально для меня сделали акустику другого цвета, благо это наша акустика, которая делается на нашем производстве. Я ее, конечно, жду уже второй месяц, но это компромисс. Это является большой проблемой, я ощутил это на собственной шкуре. Хочется, чтобы аппаратура стыковалась не только с ухом.
Акустические системы должны воспроизводить музыку так, как нравится мне, они же мои. Дальше возникает второй вопрос, что они должны еще и вписываться в интерьер. В контексте тех встраиваемых решений, о которых мы говорим, такой проблемы возникнуть не может, поскольку акустики фактически нет, она спрятана.
Встраиваемая акустика Monitor Audio Soundframe 1 InWall
Алина: А вот как она спрятана? Она съедает какое-то пространство полезное, утолщает стену?
Тимофей: Как правило, межкомнатные перегородки делаются из гипсокартона и с определенным пустым пространством внутри. Такие акустические системы глубиной всего 5-7 сантиметров, поэтому никакой проблемы не возникает. Вырезается по шаблону отверстие, вставляется, прикручивается и далее абсолютно обычным образом заделывается стандартными строительными материалами.
Алина: Выбор строительных материалов как-то ограничен?
Тимофей: Нет. Единственное, что не должно быть больше 3 миллиметров покрытия.
Алина: Кирпичом декоративным закладывать не стоит.
Тимофей: Особо много просто не нужно намазывать. Но опять же, в случае с тем же гипсокартоном это не проблема, потому что он ровный, не нужно много работать над выравниванием.
Алина: Главное, кафель не класть поверх.
Тимофей: Да. Там, где кладут кафель, то есть для санузлов и ванных комнат, существуют другие решения. У нас есть большое количество влагозащищенных динамиков или даже специальной акустики для сауны, для бани. Для каждого применения лучше использовать специализированное решение, специализированные акустические системы.
Автор: Аудиомания