На фоне распространения радиоуправляемых летательных аппаратов появляется всё больше поводов относиться к ним позитивно. Помимо заполонивших сеть захватывающих видео с высоты птичьего полёта и таких оригинальных роликов как, например, работа от Cirque de Soleil, благодаря дронам даже получается находить без вести пропавших людей.
Но как известно, у каждой медали две стороны – часто бывает, технические новинки могут быть опасны и вредны ровно настолько, насколько и полезны. Абсолютно без разницы, управляете ли вы Parrot Bebop или более серьёзным DJI Phantom 3 Professional – если по неосторожности сделать что-то не так или забыть о простых правилах, можно столкнуться с неприятностями. В лучшем случае пользователь рискует попросту потерять дрон, в худшем – нажить проблемы с законом. Об этом сегодня и поговорим.
Доставка по воздуху
В начале года широкую огласку получил случай из мексиканского города Тихуана, который будучи приграничным с США, часто появляется в сводке криминальных новостей. Перегруженный наркотиками дрон не выдержал веса контрабандного товара и рухнул на автостоянку. Выгода преступников от таких методов доставки очевидны: даже если что-то пойдет не так, у пилота всегда есть высокий шанс стать не найденным. Самое показательное в этой новости – это то, что подобный метод доставки запрещённых грузов вероятнее всего удачно применяется нарушителями закона. К слову, пограничная охрана США не считает сложившуюся ситуацию проблемной, так как для прямой борьбы с дронами располагает военными БПЛА Predator.
Если в описанной ситуации преступник так и не был найден, то пилоту из Коми повезло меньше – он с помощью квадрокоптера пытался доставить на территорию больницы для заключенных запрещённый груз. Сотрудники учреждения перехватили дрон, на котором была закреплена посылка с мобильными телефонами, дрожжами, игральными картами и гарнитурами. На мужчину управлявшего дроном по факту попытки доставки запрещенного груза были составлены материалы об административном правонарушении.
В случае с запрещённым товаром стоит ждать беды вне зависимости от способа доставки, но с вполне легальными грузами всё должно быть иначе. Однако всё не так просто, как кажется. Одной из первых компаний, которая заявила о намерении доставки товаров дронами, стала Amazon. Технология Amazon Prime Air должна была обеспечить доставку товаров в течение получаса после заказа с помощью беспилотных летательных аппаратов. С первого взгляда легальная и безопасная система доставки была встречена критикой со стороны федерального управления гражданской авиации США (FAA), которое высказалось о необходимости специальных разрешений на коммерческое использование беспилотных летательных аппаратов.
Похожая ситуация сложилась с несколькими пиццериями, в числе которых оказалась отечественная «Додо Пицца». Несмотря на явную «рекламность» попыток доставки пиццы буквально от плиты до клиента, этот опыт позволил пролить свет на некоторые правовые аспекты беспилотного способа доставки.
Один из первых удачных случаев «доставки» пиццы дроном принадлежит индийской компании Francesco's Pizzeria. В опубликованном пиццерией ролике показано, как квадракоптер пролетает над оживлёнными улицами Мумбаи и доставляет коробку с пиццей практически в руки клиенту. Ролик несёт сугубо рекламный характер, что, в целом, не отрицают представители компании: пицца была доставлена другу директора компании, а повторных случаев доставки так и не было. Причиной последнего в том числе послужило недовольство полиции Мумбаи – по местным законам полёты должны осуществляться на основе соответствующего разрешения в строго безопасных зонах и не выше определённой высоты.
По словам представителей «Додо Пицца», компания стала первой в мире, решившейся на первую коммерческую доставку пиццы дроном. Процесс также зафиксирован в виде ролика, где в место скопления людей прилетает беспилотник со специальным устройством для крепления коробки с пиццей непосредственно к дрону.
Как показано на видео, зона приёма коробки с пиццей ограждена специальной лентой. О каких-либо согласованиях компании с органами, регулирующими движение в воздушном пространстве также неизвестно. К слову, как именно согласовывать полёты при нынешнем законодательстве не совсем ясно. Если то же FAA запрещает использовать дроны в коммерческих целях, а любителям – не запускать дроны выше 400 футов (примерно 120 метров), то в российском законодательстве формулировки более размытые.
Новость о необычной доставке пиццы громко обсуждалась в сети и вызывала недовольство со стороны правоохранительных органов. Согласно постановлению сыктывкарского судебного участка, на компанию «Коптер-Экспресс», занимавшейся технической стороной доставки пиццы, привлекли к административной ответственности. За осуществление доставки по воздуху без лицензии основатель компании получил постановление от суда о штрафе в размере 50 тысяч рублей. Позднее решение суда было обжаловано, а штраф отменён. При этом руководитель компании «Коптер-Экспресс» Олег Понфилёнок руководствовался фактом отсутствия возможности получения нужных для лицензии документов для летательного аппарата массой менее 115 килограмм. Таким образом, несмотря на угрозу штрафа, данная ситуация отлично продемонстрировала дыру в законодательстве.
Что касается вышеописанных разрешений, то их полный перечень приведён в Воздушном кодексе Российской федерации. Так как сертификат лётной годности, сертификат о допуске к управлению воздушного судна (дрона), разрешение на использование воздушного пространства и другие документы в случае с дронами получить нельзя, запуск дронов как в коммерческих, так и в любительских целях нельзя назвать полностью легитимным.
Другой вопрос касается размер штрафов за нарушение закона. Уголовная ответственность грозит пилотам только в том случае, если полёты привели к гибели одного или нескольких людей. В остальных случаях за нарушение воздушного пространства предусмотрены административные штрафы. Так как в случае с «Додо пиццей» привлекались юридические лица, штраф был назначен в размере 50 тысяч рублей. Максимальный штраф для юридических лиц составляет 300 тысяч рублей. Что касается физических лиц, то статья 11.4 ч.2 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей.
Также использование воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами в Российской Федерации регламентируется соответствующим постановлением «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Так, в статье №52 говорится следующее:
«Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полёта воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.»
Другими словами, постановление учитывает лишь нюанс безопасности с учётом других летательных аппаратов. Пилот дрона должен создать такой маршрут, на пути которого не окажется летательных средств. Очевидно, что в случае нарушения этих правил, пилот должен быть готов к более серьезному наказанию. Постановление достаточно логичное и понятное – пожалуй, никто не осмелится запускать дрон в аэропорту.
Безопасность воздушного пространства
Логично, что подобные меры предусмотрены и в других странах мира, но следовать здравому смыслу и соответствующим законам готовы не все. Одна лишь мысль, что дрон сможет помешать полёту самолёта, будоражит умы не только обладателей любительских квадракоптеров, но и дизайнеров.
Например, 23 июня 2015 года в сервисе LiveLeak была опубликована видеозапись, где якобы запечатлено столкновение крыла самолёта с дроном. Позднее выяснилось, что ролик является продуктом грамотной работы графического дизайнера Брюса Бренита. Через некоторое время он опубликовал видео с демонстрацией «начинки» фейкового ролика.
При этом реальных случаев столкновения дронов с самолётами зафиксировано не было. Однако вполне реальные угрозы регистрировались сразу в нескольких странах. 21 июля 2015 года во время посадки самолёта в аэропорте Варшавы на высоте 700 метров пилотами был замечен дрон, находящийся в 100 метрах от воздушного судна. За угрозу нарушения воздушного движения задержанному полицией мужчине грозит 8 лет лишения свободы.
Ещё одно громкое дело о запуске дрона в аэропорту было зафиксировано в лондонском аэропорту Саутенд. Экипаж идущего на посадку самолёта заметил, что дрон двигается параллельно с самолётом на расстоянии 100 метров. Затем, согласно опубликованному докладу, дрон сменил направление в сторону самолёта и пролетел с ним на расстоянии 25 метров. Данный случай назвали первой «атакой дрона на самолёт». Несмотря на расследование, установить владельца дрона так и не удалось.
Неприкосновенность частной жизни
На данный момент даже бюджетный коптер можно оборудовать камерой или вовсе купить дрон с штатным средством съёмки. Вкупе с тем, что коптер может попасть в самые труднодоступные места, он становится опасным инструментом, который сможет легко нарушить частную жизнь. Наиболее исключительно эту проблему продемонстрировала киностудия Ghost+Cow, которая утверждает, что с помощью дрона им удалось снять первое порно с воздуха. На деле ролик является фейковым и призван обратить внимание на лёгкость, с которой коптеры могут нарушить частную жизнь людей.
Во избежание нарушения правил этики и законов о нарушении неприкосновенности частной жизни в Британии разработали специальный свод рекомендаций по использованию дронов с камерами. В рекомендациях говорится, что дроны могут попадать под действие кодекса использования камер наблюдения и закона о защите данных.
Что касается российского законодательства, то несогласованная фото и видео-съёмка может с легкостью попасть под разряд скрытой, что, в свою очередь, запрещено в соответствии с законом «Об оперативной и розыскной деятельности». Также в УК РФ имеется статья 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», которая предусматривает штраф до 200 тысяч рублей, арест или лишение свободы за незаконный сбор и распространение сведений о частной жизни лица.
Не забывайте про зверюшек
Кроме неприятностей, гарантированных несоблюдением законов разных стран, пилот квадракоптера всегда должен помнить и о других, гораздо более неожиданных ситуациях. Например, полёту на дроне могут помешать звери. В сети есть как множество свидетельств столкновения коптеров с представителями животного мира.
Так, на территории парка в Новом Южном Уэльсе в Австралии пилот решил снять на камеру дрона группу кенгуру. После снижения одно из животных сбила дрон в прыжке после чего устройство упало на землю. По словам автора ролика, после инцидента дрон не подлежит ремонту:
Похожий случай произошёл в одном из парков Массачусетса, где пилот невольно вошёл в воздушную территорию ястреба. После атаки квадракоптер, как и в предыдущем случае, стремительно упал вниз. Впрочем, как сообщает автор видеозаписи, он намеренно снизил обороты пропеллеров в цели минимизации урона птице при столкновении.
Ещё больше примеров по запросу "attacks quadcopter"
The end
Подводя итог ко всему вышесказанному стоит отметить, что любительские коптеры становятся популярней с каждым днём. При этом подобные устройства по нынешнему законодательству нельзя отнести к отдельной категории в Воздушном кодексе. Ряд громких случаев поспособствовал решению данной проблемы и в государственную думу уже внесли законопроект, который в случае принятия сможет избавить владельцев любительских дронов от множества актуальных проблем. Впрочем, в случае принятия закона, в силу он вступит лишь через год после подписания президентом. Это значит, что любителям коптеров стоит быть осторожнее как минимум ближайший год: держаться подальше от аэропортов, соблюдать умеренную высоту полётов и воздержаться от воздушных визитов к окнам домов
Автор: М.Видео