Завершившаяся на прошлой неделе выставка Consumer Electronics Show принесла неожиданно щедрый урожай известий от лидеров полупроводниковой индустрии, которые в конечном счете задают курс развития потребительской электроники. Мы стали свидетелями громких анонсов AMD — главным образом в сфере центральных процессоров для ноутбуков. И даже Intel (как бы странно, но тем не менее справедливо сегодня ни звучало это "даже") собралась с силами, чтобы показать со сцены CES кремний — пусть «сырой», но уже вполне жизнеспособный — новых мобильных CPU и дискретных графических ускорителей. Третий участник клуба самых влиятельных чипмейкеров, NVIDIA, традиционно сохраняет дистанцию от коллег и конкурентов и бережет важные объявления для своих частных мероприятий, ближайшим из которых в марте 2020 года станет конференция GTC.
Тем не менее и в межсезонный период на рынке дискретных GPU, когда уже прервалась лихорадочная череда релизов прошлого года, а представители новой графической архитектуры даже не маячат на горизонте, NVIDIA нашла время и место для демонстрации достижений в иных приоритетных для компании областях. Ведь чем NVIDIA отличается от уже упомянутых гигантов индустрии, так это до сих пор вполне успешными попытками вырастить собственную экосистему, которая распространяется с кремния графических процессоров на программное обеспечение, готовые потребительские продукты (читай: ноутбуки) и периферийные устройства (средства вывода изображения). Последние два пункта как раз находятся в тренде нынешней CES, и NVIDIA сыграла в том значительную роль.
В частности, именно под зеленым флагом появились геймерские мониторы с частотой обновления 360 Гц и, с другой стороны, пионерские крупноформатные модели с лучшей комбинацией параметров изображения, которую только можно получить за деньги. Наконец, удивительный союз новейших CPU серии Ryzen 4000 и графики GeForce RTX открыл дорогу компактным и чрезвычайно производительным лэптопам, пионером среди которых стал ASUS Zephyrus G14. Если ноутбучные центральные процессоры AMD нового поколения окажутся не хуже своих десктопных коллег, то, пожалуй, именно красно-зеленый биколор в 2020 году будет высшим знаком качества для мобильных игровых ПК и рабочих станций. Лишь с той оговоркой, что, пусть NVIDIA и AMD не конкурируют за рынок CPU (по крайней мере, все еще не конкурируют), это относится только к тем производителям, которых не связывает мелкий шрифт в контрактных обязательствах перед той или другой компанией. Так, оба чипмейкера отдали честь Zephyrus G14 в своих выступлениях, но аккуратно обошли стороной вклад соперника в общее дело.
Однако все это лишь общие декларации. Нашему корреспонденту на полях CES 2020 представилась возможность лично изучить плоды совместной работы NVIDIA и ее партнеров. Начнем с ноутбуков, ведь дискретные графические чипы GeForce RTX только начинают свой прорыв в компактные форм-факторы меньше 15 дюймов, и все, что есть в данный момент, — это одинокий ASUS ROG Zephyrus G14. Тем не менее последний уже превзошел все требования, которые можно предъявить к столь ранней и во многих отношениях экспериментальной сборке основных комплектующих.
⇡#Игровые лэптопы и мобильные рабочие станции с графикой Turing
В действительности ASUS представила сразу две модели серии Zephyrus — 14-дюймовый G14 и родственный G15 с диагональю экрана 15,6 дюйма — на общей аппаратной платформе, построенной вокруг процессора AMD Ryzen 4 4800HS (под маркой G15 будет и вариант с четырехъядерным Ryzen 7 3750H на борту). Последний является «кастомизированной» разновидностью новейшего флагманского чипа 4800H с восемью вычислительными ядрами (16 потоками) и, по неофициальной информации, располагает точно такими же тактовыми частотами: 2,9 ГГц в базе и вплоть до 4,2 ГГц за счет авторазгона. Только резерв стабильной потребляемой мощности чипа пришлось уменьшить с 45 до 35 Вт, чтобы не перегружать систему охлаждения компактных машин — явно не столь мощную, как в типичных игровых «дескноутах» на базе интеловских восьмиядерников.
И тем не менее: мы не готовы ручаться головой за полную достоверность следующего вывода, но, похоже, Zephyrus G14 — это первый из 14-дюймовых ноутбуков в мире c восьмиядерным CPU, причем весьма тонкий и легкий. В зависимости от конкретной модификации, его толщина не превышает 1,99 см, а вес — 1,7 кг. Теперь добавьте к этому мощную дискретную графику GeForce RTX 2060 с 6 Гбайт оперативной памяти (разумеется, в термопакете Max-Q). Впрочем, обе модели Zephyrus, G14 и G15, со слов ASUS, получат альтернативу в виде GeForce GTX 1660 Ti, да и образец G14 на стенде NVIDIA, по которому мы составили первые впечатления от новинки, тоже был укомплектован именно таким графическим процессором. Остальные технические характеристики лэптопов ASUS включают вплоть до 32 Гбайт системной RAM и твердотельный накопитель с интерфейсом PCI Express объемом 512 или 1024 Гбайт.
ASUS Zephyrus G14
Базовым экраном для Zephyrus G14 является IPS-матрица с разрешением 1920 × 1080 пикселов и частотой обновления 60 Гц, но есть и более продвинутые варианты: 120-герцевый 1080p или 2560 × 1440 60 Гц. Топовые опции поддерживают функцию Adaptive Sync. Кроме того, все матрицы гарантируют стопроцентное покрытие цветового диапазона sRGB и имеют сертификацию Pantone. Последний пункт фигурирует в спецификациях множества лэптопов, появившихся за последний год, и свидетельствует о достаточно точном воспроизведении 1900 оттенков Pantone Matching System. Тем не менее стоит заметить, что цветовые образцы PMS сфокусированы на печатных изображениях и не охватывают даже сравнительно узкого пространства sRGB, не говоря уже о стандартах Adobe RGB или набирающего популярность (с легкой руки Apple) DCI-P3. Да и о категории точности, которых существует три, производители ноутбуков привычно умалчивают. Но коль скоро речь идет о преимущественно игровых машинах, лично мы остались очень даже удовлетворены яркой и насыщенной картинкой на 120-герцевой матрице Zephyrus G14. В Zephyrus G15 выбор спецификаций экрана иной: исключительно 1920 × 1080, но с частотой обновления 144 или 240 Гц.
Еще одна оригинальная особенность G14, которой, кстати, лишена модель с экраном 15,6 дюйма, — это растянутая на половину крышки сеть белых светодиодов (всего их 1215 штук с 256 градациями яркости) под названием AniMe Matrix. Предназначение этого элемента сугубо декоративное, хотя вместо простеньких паттернов и анимаций программное обеспечение ASUS позволяет выводить на матрицу утилитарную информацию вроде оповещений почтового клиента или текущего времени. Благо это всего лишь опция, которая, между прочим, увеличивает массу системы на 100 г и делает ее на 2 мм толще (не говоря уже о дополнительном расходе энергии аккумулятора).
ASUS Zephyrus G14
В остальных чертах облика Zephyrus G14 производит впечатление вполне респектабельного рабочего лэптопа: здесь даже есть биометрический датчик (но почему-то нет встроенной веб-камеры — Цукерберг одобряет). Мы с радостью обнаружили, что панели корпуса машины, несмотря на ее сравнительно небольшой вес, сделаны из магниево-алюминиевого сплава. Благодаря этому клавиатура — увы, с абсолютно плоскими или практически плоскими клавишами — не дрожит в процессе печати. Как ни крути, комбинация производительной начинки, качественного экрана и надежной механики корпуса в одном устройстве все еще является редкой находкой среди ноутбуков под Windows, невзирая на ценовую категорию.
ASUS Zephyrus G14
Но самый животрепещущий вопрос к Zephyrus G14 — это, разумеется, качество охлаждения восьмиядерного CPU и мощной дискретной графики, которым впервые довелось встретиться под крышкой 14-дюймового лэптопа. Увы, мы так и не смогли увидеть в деле полностью укомплектованную версию G14 — только с GeForce GTX 1660 Ti вместо RTX 2060, но даже облегченная модификация при серьезной игровой нагрузке не остается ни тихой, ни холодной. Шарнир экрана здесь расположен таким образом, что в открытом положении ноутбук встает на выпирающие отростки верхней панели и получает хороший приток воздуха, однако шум системы охлаждения все равно пробивается даже через фон людной комнаты, а на верхней части клавиатурной панели лучше не держать пальцы. Это совсем неудивительно, ведь Zephyrus G14 нуждается в 180-ваттном блоке питания для работы на проводе (но, между прочим, поддерживает зарядку через разъем USB Type-C с мощностью вплоть до 65 Вт). Впрочем, когда речь идет про шум и охлаждение, стоит сделать скидку на то, что перед нами предстал еще не окончательный вариант Zephyrus G14. ASUS планирует выпустить модель без светодиодных украшений лишь в марте текущего года, а разновидность с AniMe Matrix появится еще на месяц позже. О ценах устройств пока также не было сказано ни слова, но, как уже догадывается читатель, дешевыми им точно не бывать.
Вместе с новым Zephyrus G14 мы обнаружили в павильоне NVIDIA на CES еще несколько ранее представленных лэптопов с дискретной графикой GeForce GTX или RTX — от той же ASUS, а также HP и Razer. Не будем рассказывать о них так же обстоятельно, как об инновационном Zephyrus G14, но позволим себе отметить, что были приятно удивлены строгим и выверенным дизайном большинства устройств и не нашли ни одного лэптопа с хлипкой рабочей поверхностью вокруг клавиатуры. Последнее качество, повторимся, настолько нехарактерно для большинства ноутбуков (особенно игровых, производители которых обычно не задумываются о том, что для работы тоже нужен мощный компьютер), что каждый раз заслуживает похвалы.
Особенное, не побоимся громких слов, восхищение мастерством своих создателей и потрясающим механическим дизайном вызвала мобильная рабочая станция ProArt StudioBook One. ASUS выпустила эту модель еще полгода тому назад, но теперь, когда у нас наконец появилась возможность прикоснуться к ней, StudioBook One все еще является одной из самых высокопроизводительных машин в своем классе и, пожалуй, самой компактной среди них. В спецификациях ноутбука фигурирует топовый восьмиядерный интеловский CPU Core i9-9980HK и дискретная графическая карта Quadro RTX 6000. Последняя основана на полностью функциональном кристалле TU102, располагает 24 Гбайт собственной оперативной памяти и, если верить NVIDIA, не уступает в быстродействии десктопному видеоадаптеру TITAN RTX. А главное, все это вместе с 32 Гбайт системной памяти и терабайтным SSD упаковано в шасси с экраном 15,6 дюйма, которое по толщине в сложенном виде не превышает 2,42 см.
Секрет конструкции в том, что самые горячие компоненты системы ASUS расположила позади экранной матрицы, а, когда крышка поднята, верхняя панель расходится надвое, оставляя по бокам крупные отверстия для вентиляции. Горячий (очень горячий) воздух исходит через щель сверху от экрана, но, надо снова отдать ASUS должное, шумит система не настолько сильно, как можно предположить.
ASUS ProArt StudioBook One
Сам экран StudioBook One представляет собой IPS-панель (заранее откалиброванную до средней Delta E меньше единицы) с разрешением 4К, частотой обновления 120 Гц и полным охватом цветового диапазона Adobe RGB. Под клавиатурой тут осталась только батарея большой емкости (90 Вт·ч), и даже порты внешних интерфейсов (три разъема Thunderbolt третьей версии) вынесли наверх. Питается устройство от чрезвычайно компактного для своей мощности 300-ваттного регулятора, к которому подключено через проприетарный разъем, мимикрирующий под USB Type-C. Особенное внимание опять-таки стоит уделить клавиатуре, прочно вмонтированной в металлическое основание (а крышки клавиш наконец-то вогнутые!), и крупному тачпаду.
В целом вот так выглядит мобильный компьютер для профессиональных задач, который не только затмил MacBook Pro по совокупному быстродействию CPU и GPU (что является довольно-таки тривиальной задачей стараниями нерушимого альянса Apple и AMD), но и в то же время нисколько не уступает последнему в качестве экрана и, главное, механике шасси. Жаль только, что стоит ProArt StudioBook One пугающе много — мы нашли его в продаже исключительно по индивидуальному запросу, ответом на который точно не будет сумма ниже $4 000 (именно такова розничная цена дискретной карты Quadro RTX 6000 без учета остальных компонентов).
ASUS ProArt StudioBook One |
Как бы то ни было, достоинства платформы NVIDIA в коммерческих задачах не ограничиваются сырой вычислительной мощностью крупных GPU. Навигация в геометрических массивах BVH при помощи аппаратных RT-блоков старших чипов архитектуры Turing уже нашла поддержку — после того, как завершился характерный для профессиональной индустрии длительный период валидации, — в распространенных программных инструментах для 3D-рендеринга. Потребительские видеокарты GeForce RTX и аналогичные модели Quadro на чипах Turing ускоряют трассировку лучей в OTOY OctaneRender, свежая версия Maya с рендерером Arnold использует RT-блоки Turing «из коробки», а теперь поддержка RTX распространилась на софтверный пакет Chaos Group V-Ray GPU Next и, что вдвойне приятно, движок Cycles в свободном ПО Blender.
В то же время для обработки аудиовизуального контента в таких программах, как Adobe Photoshop Lightroom, Premiere Pro и Blackmagic DaVinci Resolve, с успехом применяются алгоритмы машинного обучения, для которых в кремнии Turing предусмотрены специализированные тензорные ядра. Но в этой сфере, надо признать, разработчикам ПО еще предстоит пройти долгий путь, чтобы расширить сферу применения искусственного интеллекта за пределы узкоспецифических (или, наоборот, скорее любительских, нежели профессиональных) инструментов.