NVIDIA продолжает бить рекорды по темпу выпуска в продажу новых игровых ускорителей. В прошлый раз, когда появился GeForce GTX 1660 SUPER, мы понадеялись, что зеленая команда скоро выйдет на уровень одной платы в месяц, и почти попали в точку — SUPER-версия GTX 1650 лишь на два дня опоздала, чтобы оформить это достижение. Зато теперь почти все геймерские видеокарты на чипах нового поколения, за исключением двух Ti (GTX 1660 и RTX 2080), NVIDIA облагородила титулом SUPER, попутно увеличив норму быстродействия за рубль. На этом волна промежуточных апгрейдов, кажется, остановилась.
Есть внимательно следить за тем, как развивались события на рынке GPU в этом году, можно сделать еще одно наблюдение, уже вполне практического свойства. Чем слабее видеокарта была в исходном виде, тем больше пользы дало повышение в ранге до версии SUPER. К примеру, все, что досталось GeForce RTX 2080 SUPER — это крохи быстродействия от полностью функционального чипа TU104, а вот RTX 2070 SUPER повезло с полной заменой GPU. В свою очередь, RTX 2060 SUPER немало приобрел от дополнительных 2 Гбайт оперативной памяти, и, наконец, GTX 1660 SUPER можно считать альтернативным GTX 1660 Ti по сниженной цене. Если распространить эту тенденцию на самое доступное из современных предложений NVIDIA — GeForce GTX 1650, — то младший Turing может рассчитывать на максимальные дивиденды. Тем более, что стартовая версия GTX 1650 изначально была не слишком убедительным предложением по соотношению быстродействия и цены, а теперь ее взяла на мушку AMD, готовая с недели на неделю представить многообещающие устройства серии Radeon RX 5500.
⇡#Технические характеристики, цены
Перед тем, как выяснить, что в действительности скрывается под лейблом SUPER на этот раз, давайте вспомним, что представляет собой оригинальная версия GeForce GTX 1650. Ведь многие наверняка забыли, и немудрено: младший ускоритель семейства Turing не отличился ни выдающимися техническими характеристиками (даже для своей ценовой категории), ни привлекательным позиционированием на рынке.
В основе GTX 1650 лежит самый компактный из 12-нанометровых чипов NVIDIA — TU117, вмещающий 16 SM (потоковых мультипроцессоров) и, сообразно внутренней организации архитектуры Turing, 1024 шейдерных ALU (32-битных CUDA-ядра). Тем не менее, NVIDIA не посчитала нужным выпустить на широкий потребительский рынок полностью функциональную версию TU117 — она встречается только в недорогих лэптопах и профессиональных картах Quadro T2000. Что касается дискретных ускорителей для настольных ПК, то на производство GeForce GTX 1650 идут чипы, урезанные до 14 SM и, соответственно, 896 ядер CUDA. Даже GeForce GTX 1050 Ti — предыдущий игрок зеленой команды в одной лиге с GTX 1650 — располагает ненамного меньшим комплектом вычислительных ресурсов (768 CUDA-ядер). Архитектура Turing сама по себе имеет массу усовершенствований по сравнению с предшествующим Pascal, тем более в комбинации с повышенными тактовыми частотами, которые стали доступны благодаря фотолитографии 12 нм. Однако быстродействие GeForce GTX 1650 сдерживает плохо развитый back-end чипа: всего лишь 32 ROP и 128-битная шина памяти, которая влечет за собой соответствующий объем RAM — 4 Гбайт. Вдобавок к этому платы с TU117 комплектуются сравнительно неповоротливыми чипами памяти GDDR5 с пропускной способностью 8 Гбит/с на контакт шины. Как следствие, производительность GTX 1650 в играх оказалась где-то в середине между GeForce GTX 1050 Ti и полновесным GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти, да и по общему впечатлению младший Turing похож скорее на промежуточный апгрейд GTX 1050 Ti, нежели бюджетный ускоритель новой волны.
Впрочем, конфигурация видеокарты еще ничего не значит в отрыве от стоимости покупки, но в этом и заключается главная проблема GeForce GTX 1650. Новинка был оценена на $10 дороже, чем GTX 1050 Ti, и принесла очень скромную добавку производительности на доллар по сравнению с предшествующим поколением. Кроме того, продукты NVIDIA не существуют в вакууме, а AMD уже не раз продемонстрировала готовность снижать отпускные цены до предела в тех ситуациях, когда на конкурента невозможно надавить техническими преимуществами. Соседями GeForce GTX 1650 в прайс-листах стали 4-гигабайтные модификации Radeon RX 570, уложившие чип TU117 на лопатки в игровых бенчмарках.
Единственным веским достоинством GeForce GTX 1650 осталась выдающаяся энергоэффективность, на которую работают архитектура Turing и 12-нанометровый техпроцесс. Если делить портфолио дискретных видеокарт обоих производителей не по цене, а по их мощности, то в специфической нише "до 75 Вт" GeForce GTX 1650 стал королем. Этот факт наверняка принес NVIDIA много выгодных OEM-контрактов со сборщиками готовых компьютеров, да и для розничных покупателей компактные видеокарты, часто без разъема дополнительного питания, тоже представляют интерес.
Однако на одной энергоэффективности GeForce GTX 1650 не может ехать бесконечно. AMD вооружилась совершенно новой архитектурой RDNA, которая отлично зарекомендовала себя в ускорителях средней ценовой категории, и одновременно ударными темпами осваивает норму 7 нм. Хватит ли у красных пороху, чтобы бросить вызов NVIDIA в высшем эшелоне игровых видеокарт, вопрос по-прежнему открытый, но в не столь престижных номинациях они уже не раз одерживали локальные победы. Новой мишенью AMD стал рынок бюджетных игровых видеокарт, и пусть об ускорителях на чипе Navi 14 еще ничего толком не известно, все идет к тому, что дебют Radeon RX 5500 состоится совсем скоро. Помимо неполных сведений о конфигурации видеокарты (а то и сразу нескольких моделей), AMD заранее объявила, что грядущая новинка располагает быстродействием на 37 % больше, чем у GeForce GTX 1650, а если сравнение идет именно с этим ускорителем NVIDIA, значит и цена будет сопоставимая. Главным признаком того, что Radeon RX 5500 задержится на бумаге ненадолго и скоро предстанет перед нами в кремнии и текстолите, стала оперативная реакция NVIDIA — анонс GeForce GTX 1650 с приставкой SUPER. Жаль только, что логистика ее партнеров не работает так быстро. Видеокарта поступила в продажу еще 22 октября, но тестовый образец Palit мы получили всего пару дней тому назад.
Производитель | NVIDIA | ||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce GTX 1650 | GeForce GTX 1650 SUPER | GeForce GTX 1660 | GeForce GTX 1660 SUPER | GeForce GTX 1660 Ti |
Графический процессор | |||||
Название | TU117 | TU116 | TU116 | TU116 | TU116 |
Микроархитектура | Turing | Turing | Turing | Turing | Turing |
Техпроцесс, нм | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN |
Число транзисторов, млн | 4700 | 6 600 | 6 600 | 6 600 | 6 600 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1485/1665 | 1530/1725 | 1530/1785 | 1530/1785 | 1500/1770 |
Число шейдерных ALU | 896 | 1280 | 1408 | 1408 | 1536 |
Число блоков наложения текстур | 56 | 80 | 88 | 88 | 96 |
Число ROP | 32 | 32 | 48 | 48 | 48 |
Число тензорных ядер | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Число RT-ядер | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Оперативная память | |||||
Разрядность шины, бит | 128 | 128 | 192 | 192 | 192 |
Тип микросхем | GDDR5 SDRAM | GDDR6 SDRAM | GDDR5 SDRAM | GDDR6 SDRAM | GDDR6 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 2000 (8000) | 1 500 (12 000) | 2000 (8000) | 1 750 (14 000) | 1 500 (12 000) |
Объем, Мбайт | 4 096 | 4 096 | 6 144 | 6 144 | 6 144 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 |
Производительность | |||||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 2984 | 4416 | 5027 | 5027 | 5437 |
Производительность FP64/FP32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 |
Производительность FP16/FP32 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 128 | 192 | 192 | 336 | 288 |
Вывод изображения | |||||
Интерфейсы вывода изображения | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b |
TBP/TDP, Вт | 75 | 100 | 120 | 125 | 120 |
Розничная цена (США, без налога), $ | 149 (рекомендованная в момент выхода) | 159 (рекомендованная в момент выхода) | 219 (рекомендованная в момент выхода) | 229 (рекомендованная в момент выхода) | 279 (рекомендованная в момент выхода) |
Розничная цена (Россия), руб. | НД | НД | 17 990 (рекомендованная в момент выхода) | 17 990 (рекомендованная в момент выхода) | 22 990 (рекомендованная в момент выхода) |
Характеристик GeForce GTX 1650 SUPER мы коснулись в статье про GeForce GTX 1660 SUPER и отложили подробный анализ до того, когда новинка удостоится собственного обзора. Момент настал, но, если честно, о ней можно сказать не так уж много. Пусть оригинальная версия GeForce GTX 1650 базируется на изначально урезанном графическом процессоре, NVIDIA не нашла в полностью функциональном чипе TU117 необходимого потенциала, чтобы побороть Radeon RX 5500, и решила взять за основу GPU рангом выше — TU116. Таким образом, второе издание GeForce GTX 1650 — это скорее «облегченный» GTX 1660, нежели прокачанный оригинал, однако уменьшительные суффиксы наподобие LE давно не в моде, а вот приставку SUPER зеленая компания очень полюбила.
Чтобы получить GeForce GTX 1650 SUPER из GeForce GTX 1660, чипмейкер заблокировал в ядре TU116 еще два потоковых мультипроцессора, а формула 32-битных CUDA-ядер и блоков наложения текстур пришла к значению 1280:80. Точно такими же ресурсами располагает полноценная версия GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти, а на высоких тактовых частотах (приближенных к GTX 1660) новинка превосходит старую видеокарту даже по теоретическим оценкам быстродействия, в которые не заложена повышенная эффективность архитектуры Turing в реальных приложениях. Тем не менее, между GTX 1650 SUPER и GTX 1060 есть существенная разница в конфигурации back-end’а: панель из 48 ROP и шести связанных с ними 32-битных контроллеров памяти в TU116 была урезана на треть. Узкая 128-битная шина памяти роднит GeForce GTX 1650 SUPER с GTX 1050 Ti и базовой версией GTX 1650, но по совокупной пропускной способности RAM новинка вышла на один уровень с GTX 1660 и 6-гигабайтным GTX 1060 благодаря комплекту прогрессивных чипов GDDR6 12 Гбит/с, которыми NVIDIA заменила медленные микросхемы GDDR5.
«Сырой» вычислительной мощностью в гигафлопсах GeForce GTX 1650 SUPER на целых 48 % превосходит стартовую версию GTX 1650. Однако дополнительные шейдерные ALU (а также «мертвые» транзисторы заблокированных блоков) и память GDDR6 требуют своей доли в бюджете потребляемой мощности. Со штатным TDP 100 Вт новинке уже не обойтись без дополнительного питания, хотя энергоэффективность техпроцесса 12 нм и архитектуры Turing никуда не делись — GTX 1650 SUPER все еще на 20 Вт экономичнее по сравнению с заведомо не столь производительным GTX 1060. Единственное, что смущает, так это скромный объем оперативной памяти. Видеокарта ориентирована на разрешение 1080p, и пока большинству игр в таком режиме 4 Гбайт RAM достаточно, но ключевое слово здесь — «пока».
И наконец, NVIDIA обращает отдельное внимание на встроенный мультимедийный ASIC чипа TU116. Слабость оригинального GTX 1650 в дисциплине обработки видеопотока связана с тем, что на компактном кристалле TU117 не осталось места для последней версии кодировщика NVENC и пришлось скопировать аналогичный блок из графического процессора Volta. В первую очередь это повредило скорости кодирования HEVC, но магия SUPER наконец привела GTX 1650 в готовность для конвертации форматов и стриминга в высоком качестве. Впрочем, каждый уважающий себя стример должен купить флагманский GeForce RTX 2080 Ti на донаты подписчиков, и преувеличивать значение этой функции в GTX 1650 SUPER не стоит.
В отличие от стартовой версии GeForce GTX 1650, у SUPER все в полном порядке не только со спецификациями, но и с ценой. NVIDIA согласна продавать новинку за $159 — всего на десятку дороже оригинала, — невзирая на потенциально полуторакратную разницу в производительности. А если оправдается прогноз на то, что новый ускоритель превзойдет в игровых тестах GeForce GTX 1060, некогда выпущенный по цене $249, то речь идет о громадном росте FPS на доллар между представителями двух поколений карточек NVIDIA. По российским прайс-листам этого еще не скажешь, ведь у нас GTX 1650 SUPER не найти дешевле 12 261 руб, а остаточные экземпляры GTX 1060 продаются как минимум за 12 872 руб, но мы согласны придержать окончательную оценку до того момента, когда рынок устаканится. В Америке, к примеру, 6-гигабайтный GeForce GTX 1060 стоит не меньше $210, а GTX 1650 SUPER делит ценовую нишу с GTX 1050 Ti — от $160 и $150 соответственно.
Основным соперником новинки в ближайшие месяцы будет идущий на финишную прямую перед выпуском Radeon RX 5500, но сейчас в ценовых окрестностях GeForce GTX 1650 SUPER находится только Radeon RX 590 (от 13 244 руб) и 8-гигабайтный RX 580 (от 11 380 руб). У нас есть минимум надежной информации о быстродействии новых ускорителей AMD, но результаты соперничества GTX 1650 SUPER с готовыми отправиться на пенсию видеокартами 500-й серии тоже непросто предугадать по табличными характеристикам. Позиции чипов Polaris в бенчмарках усиливаются от одной игре к другой, и если в первое время Radeon RX 580 заметно уступал GeForce GTX 1060 6 Гбайт, то благодаря оптимизации драйверов и повальной миграции игроделов на интерфейсы программирования Direct3D 12 и Vulkan он стал едва ли не в фаворитом. Обновленный GeForce GTX 1650 производит впечатление перспективной игровой видеокарты с выгодным соотношением цены и быстродействия, но легкая победа в своей ценовой нише ему вовсе не гарантирована.
⇡#Palit GTX 1650 SUPER StormX OC: конструкция
GeForce GTX 1650 SUPER представляет ускоритель Palit под маркой StormX, а буквы OC в названии говорят о заводском разгоне платы: производитель увеличил boost-частоту графического процессора со штатных 1725 до 1770 МГц. Существует и «простая» версия этого устройства с референсными частотами, но по правде говоря, фабричный оверклокинг тут для галочки: мизерную разницу в технических характеристиках на практике заметить невозможно. К тому же, и энергопотребление по паспорту не отличается от референсных 100 Вт.
Ни базовая, ни предварительно разогнанная версия устройства еще не появились даже на американских розничных площадках. Но, зная привычки этого производителя, GTX 1650 SUPER StormX стоит искать на нижних строчках прайс-листа. Да и весь облик видеокарты подтверждает, что стоить дорого она никак не может. Нас это полностью устраивает, ведь главное в бюджетных комплектующих — низкая цена, а устройство Palit покажет, что получит экономный покупатель в обмен на сумму, рекомендованную NVIDIA.
В толщину ускоритель занимает два полных слота расширения, но остальные габариты (168 × 122 мм) идеально вписываются в стандарт Mini-ITX. Для сборки компактного компьютера размер имеет большее значение, чем требования к дополнительному питанию, которые возникли у GeForce GTX 1650 вместе с приставкой SUPER. Проблемы могут быть только в особо тесных корпусах из-за ориентации шестипинового разъема, который «смотрит» перепендикулярно длинной стороне платы. А вот однослотовые или низкопрофильные версии новинки NVIDIA мы вряд ли когда-нибудь увидим.
Габариты системы охлаждения не говорят о том, насколько эффективно она действует, а вот результаты вскрытия настораживают. Обдувом внутренностей видеокарты занимается единственный вентилятор с диаметром крыльчатки 100 мм, который не прекращает вращение даже при низкой нагрузке на GPU, а под ним мы нашли радиатор простейшей конструкции из фрезерованного алюминиевого блока. Ни теплотрубок, ни даже медной вставки, прилегающей к графическому процессору, здесь нет, а охлаждение других компонентов платы, помимо самого графического процессора, — микросхем памяти и ключей VRM, — происходит по остаточному принципу. На первый взгляд, такой кулер годится разве что для охлаждения «простого» 75-ваттного GTX 1650. А ведь GeForce GTX 1650 SUPER всего на 20 Вт отличается по мощности от базовой модификации GTX 1660. Неспроста сама Palit использует в старших моделях серии StormX на чипе TU116 солидную систему охлаждения с наборным радиатором и основанием, охватывающим чипы RAM и VRM.
Впрочем, что-что, а голые чипы GDDR6 вполне обходятся прямым обдувом при условии, что конструкция кулера не запирает их в воздушном пузыре, а общий радиатор с GPU иной раз нагревает RAM, а не наоборот. Не будем торопиться с выводами, ведь у нас есть все возможности, чтобы измерить температуру и уровень шума под нагрузкой.
⇡#Palit GTX 1650 SUPER StormX OC: печатная плата
Графический процессор TU116 совместим по электрическим контактам со старшими чипами архитектуры Turing вплоть до TU104, а печатные платы под него проектируют с расчетом сразу на несколько моделей — иногда из совершенно разных ценовых категорий. Тем не менее, видеокарта Palit удостоилась собственной PCB с упрощенной разводкой, отвечающей умеренным энергетическим аппетитам и низкой рекомендованной стоимости GeForce GTX 1650.
Три площадки под распайку power stages на плате StormX заняты интегрированными чипами ON Semiconductor NCP302150 с номинальным током 45 А под управлением малоизвестного ШИМ-контроллера uPI Semiconductor uP9529P. При сравнительно небольшой мощности чипа TU116 в конфигурации GTX 1650 SUPER такая схема не грозит значительными колебаниями напряжения, которые повредят стабильности работы при штатных тактовых частотах, а на пути разгона видеокарты стоит крайне упрощенная система охлаждения. Между прочим, инженеры Palit правильно сделали, что не стали прятать ключи регулятора напряжения под один (и без того сомнительно эффективный) радиатор с графическим процессором — с тепловыми потерями VMR как-нибудь справится, а в противном случае они бы только грели GPU.
Регулятор напряжения на чипах памяти тут однофазный, но практика показывает, что для GDDR6 стандарта 12 Гбит/с этого достаточно. В нашем экземпляре Palit GeForce GTX 1650 SUPER StormX распаяны микросхемы Micron D9WCW с запасом по производительности — 14 Гбит/с, — чем мы не преминем воспользоваться в попытках оверклокинга. Впрочем, это наверняка приятная особенность ранних партий устройства, а затем пойдут платы с чипами GDDR6 12 Гбит/с, положенными GeForce GTX 1650 по спецификациям.
Напоследок обратим внимание на интерфейсы вывода изображения. GeForce GTX 1650 SUPER StormX несет по одному выходу DisplayPort и HDMI, зато есть колодка DVI, совершенно уместная на бюджетной видеокарте.