В четырнадцать месяцев, которые прошли с появления первых видеокарт семейства GeForce RTX, команда инженеров и маркетологов NVIDIA была плодовитой как никогда до этого. Если собрать воедино все мейнстримные модели под маркой GeForce 16 и предложения для геймеров-энтузиастов серии GeForce 20, но не брать в расчет их ноутбучные разновидности (а ведь среди последних есть деление на Max-Q и версии, неофициально называемые Max-P), то в общей сложности получится тринадцать устройств. Конечно, некоторые из них компания успела снять с производства, не дожидаясь грядущего обновления кремниевой базы, и тем не менее средний темп выхода новинок приближается к рекордному уровню одна в месяц (NVIDIA, поднажми!).
Предыдущий взрыв в каталоге дискретных видеокарт GeForce связан с появлением модификаций RTX 2060, RTX 2070 и RTX 2080 SUPER, которое в конечном счете было спровоцировано удачными новинками соперничающей компании — Radeon RX 5700 и RX 5700 XT. Но NVIDIA уверена, что предназначение приставки SUPER еще не выполнено до конца. Настало время освежить другую ветку ускорителей на чипах Turing — GeForce GTX 1650 и GTX 1660, ведь AMD уже объявила спецификации грядущей массовой модели под названием Radeon RX 5500, а NVIDIA предпочитает действовать на упреждение. SUPER-версия GTX 1650 появится в продаже только 22 ноября — тогда же мы опубликуем ее обзор, а вот GTX 1660 SUPER уже в наших руках.
⇡#Технические характеристики, цены
Хотя эта статья посвящена старшей из двух новинок, сперва стоит обратить внимание на GeForce GTX 1650 SUPER, чтобы затем не отвлекаться и сосредоточиться на обновленном GTX 1660. Оригинальная версия GeForce GTX 1650, как ни крути, стала слабым звеном во всей цепочке ускорителей семейства Turing и на какое-то время затормозила позитивную тенденцию по росту соотношения производительности и цены дискретных GPU NVIDIA. Невзирая на отменную энергоэффективность GeForce GTX 1650, он безнадежно отстает по быстродействию от ближайшего по стоимости красного конкурента — Radeon RX 570, — не говоря уже о скромном объеме в 4 Гбайт оперативной памяти. Такое впечатление, будто NVIDIA готовила GeForce GTX 1650 скорее для OEM-клиентов, нежели для розницы. Но теперь, когда AMD готовит к запуску перспективную замену Radeon RX 570/580 в лице Radeon RX 5500, позиции NVIDIA в бюджетном ценовом сегменте не устоят за счет одной только энергоэффективности.
Так появился GeForce GTX 1650 SUPER, в основу которого лег графический процессор TU116 (вместо TU117), но с крайне урезанной конфигурацией функциональных блоков, включая сокращенный набор ROP и 128-битную шину RAM. Как следствие, GTX 1650 SUPER все-таки не избавится от ограничения в 4 Гбайт оперативной памяти, но в остальном теоретические оценки быстродействия позволяют рассчитывать на рост в 53 % по сравнению с оригинальной версий ускорителя. Тем более, что вместо чипов GDDR5 с пропускной способностью 8 Гбит/с он получит новенькие GDDR6 12 Гбит/с. Вдобавок к увеличенной кадровой частоте в играх немаловажным фактором для некоторых пользователей станет полновесный интегрированный кодировщик видео NVENC, которым располагает TU116, в то время как TU117 достался аналогичный, менее производительный блок от чипов Volta.
NVIDIA держит в тайне информацию о ценах GeForce GTX 1650 SUPER, да и AMD не распространяется заранее о своих планах на Radeon RX 5500. Если вспомнить, как развивалась ситуация со стоимостью Radeon RX 5700 и Radeon RX 5700 XT после анонса GeForce GTX 2060 и 2070 SUPER, NVIDIA и AMD опять могут разыграть интересную многоходовку, но этого мы не увидим по крайней мере до 22 ноября.
Теперь вернемся к герою сегодняшнего обзора. Не будем ходить вокруг да около, анализируя его технические характеристики, ведь все, что подверглось изменению в GeForce GTX 1660 SUPER — это тип и пропускная способность RAM. В прошлом NVIDIA уже не раз выполняла промежуточную модернизацию того или иного продукта за счет ускоренной оперативной памяти, когда в коммерческих поставках появлялись нужные микросхемы GDDR и в то же время складывалась побуждающая к действиям рыночная коньюнктура. Так, в спецификациях GeForce GTX 1060 однажды возникла опция с чипами GDDR5, обладающими пропускной способностью 9 Гбит/с взамен 8 Гбит/с, а GTX 1080 получил апгрейд с 10 до 11 Гбит/с на контакт. Тем не менее, ни в том, ни в другом случае видеокарта с обновленной конфигурацией RAM не удостоилась отдельной позиции в модельном ряду NVIDIA.
Для GeForce GTX 1660 SUPER неспроста сделано исключение, ведь в этот раз набор чипов GDDR5 8 Гбит/с меняют сразу на GDDR6, причем NVIDIA не поскупилась на быстрые микросхемы с пропускной способностью 14 Гбит/с, которые используются во всех старших ускорителях на чипах Turing вплоть до TITAN RTX. Таким образом, GeForce GTX 1660 SUPER получил в свое распоряжение большую совокупную ПСП (336 Гбайт/с), чем GTX 1660 Ti, а по сравнению с базовой моделью она выросла на 75 %. Остальные параметры чипа TU116 в составе SUPER-версии GeForce GTX 1660 остались прежними, включая базовую и boost-частоты. Только диапазон энергопотребления пришлось расширить со 120 до 125 Вт в соответствии с потребляемой мощностью массива GDDR6.
Если NVIDIA решила дать фору GeForce GTX 1660 в ожидании скорого дебюта видеокарт AMD на базе архитектуры RDNA, то апгрейд оперативной памяти был идеальным и, по сути, единственно возможным решением. Помимо типа RAM GeForce GTX 1660 Ti отличается от «просто GTX 1660» только наличием дополнительных 128 шейдерных ALU, что после коррекции на сниженные тактовые частоты старшей модели дает 8 % теоретического быстродействия. При таких условиях задачи невозможно втиснуть между GTX 1660 и Ti какую-либо новую модель, манипулируя одной конфигурацией графического процессора, а вот производительность оперативной памяти даже для чипа TU116 значит очень много. Как ни крути, Ti опережает свой урезанный аналог в игровых тестах по FPS на 20 %, а вовсе не на 8 %. Вместе с тем, не приведет ли все к тому, что обновленный GTX 1660 по быстродействию выйдет на уровень Ti, коль скоро теоретическая разница между полной и частично заблокированной конфигурациями TU116 столь незначительна, а ПСП у SUPER даже выше? Забегая вперед, признаемся, что по большому счету так оно и есть.
Производитель | NVIDIA | ||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | GeForce GTX 1650 | GeForce GTX 1650 SUPER | GeForce GTX 1660 | GeForce GTX 1660 SUPER | GeForce GTX 1660 Ti |
Графический процессор | |||||
Название | TU117 | TU116 | TU116 | TU116 | TU116 |
Микроархитектура | Turing | Turing | Turing | Turing | Turing |
Техпроцесс, нм | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN | 12 нм FFN |
Число транзисторов, млн | 4700 | 6 600 | 6 600 | 6 600 | 6 600 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1485/1665 | 1530/1785 | 1530/1785 | 1530/1785 | 1500/1770 |
Число шейдерных ALU | 896 | 1280 | 1408 | 1408 | 1536 |
Число блоков наложения текстур | 56 | 64 | 88 | 88 | 96 |
Число ROP | 32 | 32 | 48 | 48 | 48 |
Число тензорных ядер | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Число RT-ядер | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Оперативная память | |||||
Разрядность шины, бит | 128 | 128 | 192 | 192 | 192 |
Тип микросхем | GDDR5 SDRAM | GDDR6 SDRAM | GDDR5 SDRAM | GDDR6 SDRAM | GDDR6 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 2000 (8000) | 1 500 (12 000) | 2000 (8000) | 1 750 (14 000) | 1 500 (12 000) |
Объем, Мбайт | 4 096 | 4 096 | 6 144 | 6 144 | 6 144 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 |
Производительность | |||||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 2984 | 4570 | 5027 | 5027 | 5437 |
Производительность FP64/FP32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 | 1/32 |
Производительность FP16/FP32 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 128 | 192 | 192 | 336 | 288 |
Вывод изображения | |||||
Интерфейсы вывода изображения | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b |
TBP/TDP, Вт | 75 | 100 | 120 | 125 | 120 |
Розничная цена (США, без налога), $ | 149 (рекомендованная в момент выхода) | НД | 219 (рекомендованная) | 229 (рекомендованная) | 279 (рекомендованная) |
Розничная цена (Россия), руб. | НД | НД | 17 990 (рекомендованная) | 17 990 (рекомендованная) | 22 990 (рекомендованная) |
Так что же, GeForce GTX 1660 SUPER пришел заменить собой Ti, как SUPER-версии GeForce RTX 2070 и RTX 2080? А вот и нет — обе предыдущие модели не сняты производства и будут сосуществовать на рынке с GTX 1660 SUPER, вводя в смущение технически непросвещенных покупателей. Претенциозный индекс SUPER наверняка сильнее въедается в сознание, чем сдержанный Ti, но при внимательном просмотре прайс-листа должен возникнуть вопрос, почему SUPER дешевле. NVIDIA объявила рекомендованную цену в $229 для рынка Соединенных Штатов, что на $50 ниже по сравнению с GTX 1660 Ti. С другой стороны, SUPER обойдется лишь на $10 дороже, чем базовая версия GeForce GTX 1660.
Ситуация на российском рынке, как всегда, сложнее, нежели в США, где в любой момент (за исключением таких аномалий, как дефицит видеокарт AMD в период криптобума) можно найти видеокарту на Amazon или Newegg с ценником, в точности соответствующим рекомендованной стоимости без учета налога на продажи. В наших широтах NVIDIA собирается продавать GeForce GTX 1660 SUPER за сумму от 17 990 руб, причем в табличке со спецификациями и рекомендованными ценами нет ошибки — именно столько некогда должен был стоить оригинальный GTX 1660. Однако со времен весеннего дебюта серии GeForce 16 ее представители изрядно подешевели: по данным market.yandex.ru простейший вариант GeForce GTX 1660 можно купить за 13 462 руб, а GTX 1660 Ti — за 16 470. Вот и GTX 1660 SUPER уже опустился ниже своей рекомендованной стоимости до 15 974 руб и наверняка продолжит нисходящее движение по мере того, как локальный рынок будет насыщаться предложениями.
Независимо от того, на какой отметке стабилизируется цена GeForce GTX 1660 SUPER, новинка вольготно чувствует себя в огромном промежутке, который конкурент оставил между Radeon RX 590 и Radeon RX Vega 56. Первый сейчас доступен за 13 115 руб, а второй — за 19 210, но если разница между GTX 1660 и SUPER придет в соответствие с американским рынком, к тому времени AMD уже необходимо будет чем-то ответить на вызов NVIDIA.
Вот так в общих чертах выглядит GeForce GTX 1660 SUPER — последнее дополнение к разбухшему ряду игровых ускорителей NVIDIA, фактически, альтернативный GTX 1660 Ti со скидкой. Давайте же познакомимся с той видеокартой, которой принадлежит честь представить новую модель читателям.
⇡#GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC: конструкция
Так получилось, что все ускорители NVIDIA из серии GeForce 16 впервые попали на страницы 3DNews в обличье GIGABYTE, а уже потом мы взяли для сравнения версии тех же моделей от других производителей. Однако мы не жалуемся: рабочие параметры видеокарт — энергопотребление, температуру и тактовые частоты — удобнее изучать, когда конструкция системы охлаждения одна и та же. Вот и новоприбывший GeForce GTX 1660 SUPER ничем не отличается от родственных GTX 1660 и GTX 1660 Ti помимо чипов памяти другого типа и, как мы убедимся в следующем разделе обзора, набора компонентов регулятора напряжения.
В каталоге GIGABYTE есть сравнительно дорогие и навороченные модификации видеокарт 16-й серии, но нам в очередной раз достался продукт с максимально упрощенной конструкцией, которая, впрочем, вполне соответствует умеренным запросам чипа TU116 к качеству охлаждения и позволила наделить данную версию GeForce GTX 1660 SUPER заводским разгоном в 45 МГц согласно заявленному показателю Boost Clock.
Непритязательный экстерьер GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC лишен признаков роскоши, свойственных более солидным маркам — таких, как светодиодная подсветка (не говоря уже об RGB с регулируемым оттенком), разъемы для питания LED-полосок и внешние вентиляторы. Со всех сторон, кроме пластины с видеоинтерфейсами, видеокарту охватывает черный пластиковый кожух. Сделано это для защиты нежных компонентов PCB от случайных повреждений, а также чтобы скрыть хвост системы охлаждения, выпирающий за пределы компактной печатной платы.
Саму систему охлаждения GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC обслуживают две крыльчатки диаметром 87 мм, вращающиеся в противоположных направлениях — таким образом снижается турбулентность воздушного потока. Под ними залегает радиатор крайне упрощенного дизайна, хотя все галочки напротив ключевых пунктов конструкции GIGABYTE проставила: ребра радиатора наборные, а не фрезерованные, тепловая трубка (одна) присутствует, а к чипам оперативной памяти и компонентам VRM прилегают собственные теплосъемники. Больше к результатам внешнего осмотра ускорителя, пожалуй, нечего добавить. Ранее мы убедились, что избранная GIGABYTE обвязка чипа TU116 обеспечивает GeForce GTX 1660 Ti достаточно комфортные рабочие условия, а значит подойдет и для GTX 1660 SUPER.
⇡#GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC: печатная плата
Печатная плата, которая лежит в основе гигабайтовского GeForce GTX 1660 SUPER, тоже предстала перед нами уже в третий раз. Но список устройств, в которых ее применяет GIGABYTE, на самом деле еще шире и распространяется с оригинальной версии GTX 1660 до RTX 2070, ведь чипы TU116, TU106 и TU104 совместимы между собой по электрическим контактам. Как следствие, разводка платы сделана с расчетом на довольно мощный регулятор напряжения: вплоть до шести фаз под управлением ШИМ-контроллера uPI Semiconductor uP9512R. Питанием памяти занимается двухфазный чип uPI Semiconductor uP1666Q.
Благодаря тому, что TU116 не требует полной комплектации шестифазного регулятора напряжения, две прошлые модификации GeForce GTX 1660 от GIGABYTE — обычная и Ti — обходились четырьмя фазами. Но, как ни удивительно, в GTX 1660 SUPER производитель обнаружил способ сэкономить еще больше: здесь в цепи питания графического процессора всего три power stages (Alpha and Omega AOZ5332QI) с номинальным током 50 А. Если принять грубую поправку на энергопотребление чипов памяти и тепловые потери, то GPU видеокарты при напряжении питания около 1 В может в пределах штатного TDP 125 Вт устроить VMR нагрузку в 100 А. Это наверняка не отразится на качестве питания настолько сильно, чтобы вызвать нестабильную работу (негативное влияние на постоянство напряжения безусловно должно иметь место), а серьезный разгон видеокарт NVIDIA все равно закрыт из-за ограничений на программный вольтмод. Тем не менее, это, пожалуй, первая видеокарта в нашей практике последних лет с таким скупым резервом мощности основного регулятора напряжения (хотя мы знаем, что некоторые из тайваньцев следуют примеру GIGABYTE), а соответственно, и низким КПД последнего. В зависимости от частоты ШИМ в GeForce GTX 1660 SUPER можно ожидать, что при полной нагрузке тепловые потери в цепи питания графического процессора достигнут 11–12 Вт (согласно спецификациям AOZ5332QI). Жаль, что API зеленых ускорителей не отдает программам мониторинга данные о температуре ключей VRM, чтобы мы сумели без тонкой термопары в промежутке между радиатором и платой узнать, насколько сильно они нагреваются.
Хорошо, что хотя бы с питанием чипов RAM здесь все в порядке: пары сдвоенных MOSFET’ов Alpha and Omega AON6994 с номиналом 26 А c избытком хватает для обслуживания шести микросхем GDDR6. Чипы Micron, промаркированные строкой 9PA77 D9WCW, работают со своей штатной пропускной способностью 14 Гбит/с.
⇡#Новые функции драйвера NVIDIA
Напоследок перед тестами производительности GeForce GTX 1660 SUPER отвлечемся от железа и посвятим время новым возможностям программного обеспечения NVIDIA, которые, надо признать, тоже возникли под влиянием AMD, как и приставка SUPER в названиях новых моделей GeForce. К запуску Radeon RX 5700 и RX 5700 XT соперник NVIDIA приурочил обновление пакета Radeon Software c двумя функциями — на первый взгляд, весьма бесхитростными, но в итоге настолько заметными, что зеленая команда поспешила интегрировать в GameReady Driver их полные аналоги.
В Radeon Software появилась опция Radeon Anti-Lag, которая, как утверждает AMD, способна свести к минимуму задержку между действиями пользователя и реакцией игры на мониторе. У NVIDIA теперь есть аналогичная «технология» NVIDIA Ultra-Low Latency (хотя в панели управления видеокартами GeForce такая опция присутствовала испокон веку, только без красивого названия), но в действительности и то, и другое всего лишь открывает доступ к настройке длины очереди кадров, которые центральный процессор может заготовить впрок для рендеринга на GPU в программном графическом конвейере Direct3D 9 и 11. Игры под Direct3D 12 и Vulkan определяют длину очереди самостоятельно и, как следствие, не подчиняются указаниям Anti-Lag и NULL. К тому же, короткая кадровая очередь вовсе не в любых случаях гарантирует короткие задержки. Если производительность системы упирается в CPU, а не графический процессор, будет только хуже, но владельцам ускорителей NVIDIA мы предлагаем выяснить на практике, стоит ли включать NULL или доверить управление очередью кадров API. По крайней мере, свежий драйвер 441.07 позволяет сделать это, не отказываясь от G-SYNC, как было в предыдущих версиях пакета GameReady.
Другое новшество — фильтр пост-обработки изображения, увеличивающий резкость — перекочевал из интерфейса FreeStyle (части приложения GeForce Experience) в общую панель управления NVIDIA. А главное, теперь фильтр выполняет не только sharpening за счет усиления локального контраста, но и масштабирование кадра до разрешения экрана, когда на разрешении viewport’а нужно экономить, чтобы поддерживать производительность в требовательных играх. Функция работает в играх под три последние версии Direct3D и совместима не только с чипами Turing, но и графическими процессорами прошлых поколений. Однако только Turing может облагородить картинку фильтром 5-tap (позаимствованным из видеокодеков) поверх стандартного билинейного масштабирования.
В теории, видеокартам серии GeForce RTX все это не нужно, ведь существует технология DLSS, которая при должном усердии со стороны разработчиков игры скрывает разницу между честным рендерингом в полном разрешении и растянутой картинкой, вот только образцов посредственной реализации масштабирующей нейросети мы видели не меньше, чем удачных, а ускорителям без тензорных ядер доступ к DLSS в любом случае закрыт.
И наконец, в фирменный интерфейс FreeStyle теперь можно забросить фильтры, созданные для утилиты ReShade. Последняя, созданная задолго до FreeStyle, имеет сходную функциональность — внедряет этап постобработки в графический конвейер игры — но благодаря поддержке NVIDIA фильтры активируются на уровне драйвера, нежели путем нежного взлома отдельных приложений. FreeStyle может задействовать любой фильтр из обширной библиотеки, созданной пользователями за несколько лет существования ReShade, но на соревновательные многопользовательские игры наложены строгие ограничения — можно использовать лишь около трех десятков одобренных NVIDIA фильтров.