Все, кто хотя бы раз искал разработчиков Hadoop или Erlang, знают, что такие поиски требуют много времени и усилий. Чтобы оптимизировать работу и получить максимальный результат за минимум времени, сложные вакансии часто отдают на аутсорс. Смирившись с необходимостью нанимать подрядчика, компания встает перед главным выбором, который определит, как будет протекать дальнейшая работа. Кого лучше нанять: рекрутинговое агентство или фрилансера? Какой из вариантов выгоднее по соотношению вложенных средств и результата? Кто быстрее и эффективнее закроет вакансию?
Опция 1: фрилансеры
Традиционно фрилансеров (не только рекрутеров, но и дизайнеров, программистов, копирайтеров и всех остальных) выбирают по одной причине: бюджет. Услуги фрилансера всегда дешевле: он работает без НДС, ему не нужно платить за аренду офиса, отчислять средства в пенсионный фонд и т. п. По статистике, выбор фрилансера вдвое снижает расходы на рекрутинг. Это большой плюс, но у фрилансеров есть и свои минусы.
Первый и главный из них – отсутствие процессности в работе. Фрилансер вынужден выполнять не только свои прямые обязанности по поиску кандидатов, но и брать на себя чужие функции. Он сам себе «продажник» (ищет новые заказы, предлагает свои услуги), сам себе руководитель (ищет выход из сложных ситуаций, координирует процесс), сам себе пиарщик (старается появляться на важных для отрасли событиях, писать актуальные посты в соцсети, пишет колонки для изданий). Всё это требует времени и идет в ущерб основному занятию рекрутера – поиску кандидатов.
Вторая – оторванность от профессиональной среды. Коммуникация и кооперация созданы, чтобы сделать труд результативнее. Специалист, работающий сам по себе, не имеет возможности обратиться за помощью к коллегам в затруднительной ситуации, из-за чего ему сложнее решать проблемы. Кроме того, автономному рекрутеру сложнее расти профессионально: фрилансер учится лишь на собственных ошибках, будучи в некотором смысле оторванным от трендов рекрутинга.
Третья – сравнительно скромные ресурсы. Фрилансер – самостоятельная боевая единица. Он пользуется лишь собственной базой кандидатов, по размеру не идущей ни в какое сравнение с базами агентств. Это значит, что вне поля его зрения остается множество квалифицированных кандидатов, а выбор клиента ограничивается.
Иногда за выбор дешевого подрядчика компаниям приходится платить дважды — если не деньгами (обращаясь к другому провайдеру), то временем, потеряв несколько лишних недель или даже месяцев. Кроме того, в бизнесе время всегда имеет выражение в денежном эквиваленте.
Опция 2: рекрутинговые агентства, специализирующиеся в конкретной области
Говоря «рекрутинговые агентства» в этом посте, мы подразумеваем компании со специализацией в конкретных областях рынка: подбор IT-персонала (таковым является iChar), sales-менеджеров, топ-менеджеров, маркетологов и т. п. Специализация подтверждает экспертизу рекрутинговой компании в выбранной области и в какой-то степени служит гарантией результата. Как правило, кандидаты знают бренд агентства и с готовностью рассматривают предложенные им вакансии.
Главная причина, по которой компании не торопятся заключать договор с рекрутинговой компанией, — это, опять же, стоимость услуг. Платить больше было бы бессмысленно, если бы, как в популярной рекламе, между агентством и фрилансером не было заметно разницы. Но она есть – и на то также есть несколько причин.
Первым номером в списке преимуществ значится та самая процессность, которой не хватает фрилансерам. Обращаясь к услугам рекрутинговой компании, клиент может быть уверен, что с ним будет системно работать целая команда. Весь рабочий день рекрутера будет посвящен поиску кандидатов, сопровождением проекта займется key account manager, а для пиара и подавно есть отдельный специалист. Структура – старшая сестра эффективности, и с ней в рекрутинговых компаниях всё в порядке.
Вторая причина – ресурсы кадрового агентства. В специализированной компании всегда есть собственная, годами наработанная база кандидатов, к которой имеют доступ все рекрутеры. Это закрытый канал поиска, позволяющий найти кандидата, который не ищет работу прямо сейчас.
Третья – профессионализм рекрутеров, их пребывание в контексте. Изо дня в день вращаясь в отрасли, они постоянно повышают свой профессионализм, перенимают опыт коллег и могут в любой момент обратиться к ним за помощью. Бывает так, что рекрутеры агентства уходят на фриланс, но лучших из них компании стараются удерживать у себя в штате.
Работа с агентством всегда подразумевает гарантии, которых не может дать рекрутер на фрилансе. Так, при закрытии особо сложной вакансии к специалисту, отвечающему за нее, подключаются его коллеги. При работе с рекрутинговой компанией перестает быть угрозой форс-мажор (внезапная болезнь рекрутера, его жизненные обстоятельства), потому что одного работника при необходимости заменяет другой. Кроме того, у клиента всегда есть несколько рычагов воздействия на рекрутера. Любой вопрос можно решить и через тимлида, и через аккаунт-менеджера – коммуникация с ними дает дополнительные возможности при решении сложных вопросов.
«Но…»
Предчувствуя полемику, предвосхищаем возражения, которые могут возникнуть у тех, кто болеет за фрилансеров.
«Но у фрилансеров мотивация лучше»
Рекрутинговые услуги оплачивают после выхода сотрудника на работу. Ход мыслей возражающего таков: пока фрилансер не закроет вакансию, он не получит денег, в то время как у рекрутера агентства есть оклад. Выходит, фрилансер больше заинтересован в успехе?
Нет. Рекрутер агентства получает бонус за закрытые вакансии, и для него финансовая мотивация не теряет актуальности. Задумайтесь: неужели кто-нибудь действительно выбирает подрядчика, размышляя, что тот либо выполнит работу, либо умрет с голода?
Рекрутер агентства наравне с фрилансером работает на личный бренд и создает себе репутацию. Более того, рекрутера агентства контролируют руководитель и KAM (key account manager), что служит для него дополнительным стимулом.
«Но фрилансер работает больше, чем просто с 9 до 18»
Нормированный рабочий день – это не про рекрутеров. И фрилансер, и специалист из агентства в равной степени не могут позволить себе закончить работу ровно в шесть вечера. Рекрутеры всегда стараются подстраивать свое расписание под клиентов и кандидатов, прекрасно понимая специфику бизнеса, в котором они работают. Если кандидат может пообщаться с рекрутером только в 9 вечера, на эти условия с одинаковым энтузиазмом согласятся и фрилансер, и работник агентства.
«Но фрилансерами становятся и рекрутеры из агентств»
Это верно. Действительно, среди фрилансеров есть очень профессиональные рекрутеры с опытом работы в консалтинге, способные без посторонней помощи достать кого угодно хоть из-под земли. Но их немного. Для ухода из агентства есть разные причины – не только достигнутый потолок карьерного и профессионального роста.
Вместо заключения
Мы не открыли никаких америк. Выбор между агентством и фрилансером по-прежнему зависит от готовности клиента платить (или рисковать) и от желания иметь гарантии. Если необходимость в экономии сильнее, чем угроза рисков, ничто не мешает компании выбрать фрилансера. Если позволяют средства и требования высоки, приоритетный подрядчик – это по-прежнему агентство.
Наглядно мы сравнили фрилансеров и рекрутинговые агентства в этой таблице:
Автор: Рекрутинговая компания iChar