О чем этот пост? Этот пост о том, что удаленная работа может выполняться практически из любого места и о моем небольшом опыте использования этой возможности.
Есть ребята, которые собираются и едут в Тайланд или еще куда, есть ребята, которые работают на острове, но до недавнего времени для меня это было больше экзотикой, чем реальным руководством к действию. Все таки удаленная работа стала больше восприниматься как возможность «доехать до работы на велотренажере», а особых попыток перемещать рабочее место я не предпринимал. И вот такая возможность у меня появилась. Был выбран не самый популярный в наших странах способ путешествовать — в доме на колесах. Вот такой вот аппарат
Американец. Прожорливый, здоровенный, старый. Но тут уж рад и такому, машина не моя.
Есть у такого способа путешествовать несколько преимуществ и особенностей.
— Независимость от местного жилья. Как от наличия, так и от цен на него.
— Возможность жить там, где вообще нельзя жить даже в палатке. Например можно просто стоять на обочине.
— Возможность выбирать место с хорошим интернет покрытием. По теме топика это достаточно актуально.
— С собой можно взять жену и/или друзей. Не много, но в общей сложности вчетвером или вшестером — вполне можно разместиться. Если еще селить народ рядом в палатках — можно еще больше.
— Быстрая и простая смена стоянки. Не нужно долго собирать лагерь, паковать вещи. Как и распаковывать.
— Малая нагрузка связанная с переездом. Переезжать легко и после этого не устаешь.
— Всегда с тобой привычная обстановка, привычная постелька и кухня. Не приходится привыкать к новому.
— Стационарная полноценная кухня, холодильник. Санузел и душ. Отопитель и кондиционер.
— С собой можно взять, например, велосипед. Что мы, собственно и сделали.
Недостатки. За мобильность приходится платить.
— Комнатка одна. Со всеми вытекающими.
— Комнатка мелкая. В случае непогоды можно, конечно, пить всем вместе чай или читать книгу, но разгуляться не выйдет.
— Автономность не слишком высокая — запас воды на 2-4 дня, стоки нужно регулярно где-то сливать.
— Электроэнергия дорогая. Генератор + аккумуляторы. Об этом ниже.
— Интернет не всегда есть там, где хочется. Зачастую это мобильный интернет.
— Высокий расход топлива. Около 20 литров солярки на сотню. Особенность данного конкретного аппарата.
— Не слишком высокая проходимость (Это не джип. Хотя...)
— Местами все таки приходится платить за стоянку или проезд.
Еще одна сложность — найти попутчиков. Все таки на продолжительный срок отлучиться может только удаленный работник, а таких не так и много. С другой стороны — можно сменяться и даже в случае острой необходимости сесть на поезд и уехать домой. Проще чем с поездками за границу и с походами в сторону от цивилизации. На колесах все таки.
В целом получается некий переходно — промежуточный вариант. С одной стороны свобода как с палаткой, с другой стороны удобства как в квартире. Весьма своеобразный набор. Наверное похоже на хорошо оборудованную дачу, которую можно поставить где угодно. Только без назойливых соседей и со сменяемым по желанию пейзажем.
Немного о электропитании.
На борту имеется генератор, работает на газу. Сам автомобиль кушает солярку, а генератор — газ. Приходится присматривать за двумя типами топлива, это не очень удобно. Но дешевле. Генератор крупный, на 4 киловатта. Такой большой он нужен для питания кондиционера (который пока не в строю) и микроволновки. Так как автомобиль американский (насквозь) — на выходе 110В. Это оказалось совсем не проблема, большинство современных зарядных устройств без каких либо проблем работает от 110В. На них так и написано — 100-240В. Просто купил переходник для розетки и готово. При работе генератор не слабо так кушает газ, порядка 2-х литров в час. Еще и шумит немного. Тарахтеть им весь восьмичасовой рабочий день не совсем хотелось. В наличии имелось 4 свинцовых аккумулятора на 12В 12А*ч и инвертор. Так как ноутбук от батареи в 4.8Ач работает примерно полтора часа, то от аккумуляторов он должен был бы проработать часов 15. Ноутбуков два, так что часов 7-8 должно было иметься в запасе. Была выбрана такая схема работы — на аккумуляторах работаем 4 часа, потом включаем генератор на 4 часа и работаем от него. За это время аккумуляторы заряжаются полностью. Примерно так все и получилось. По деньгам выходит 7$ в день. При работе от аккумуляторов работали в режиме экономии энергии. Это хоть и свинец и достаточно объемный, но все равно электроэнергию приходилось экономить. От генератора, естественно, ничего не экономили — у него дури с запасом, а наши мизерные нагрузки не влияют на его расход. Остальная электрика работала от стартерной батареи, в нее тоже никогда не упирались. Свет, насос, вытяжка, это было отдельно от нашей рабочей батареи.
Теперь планирую эту батарею использовать как большой бесперебойник.
Можно было бы купить генератор поменьше, его бы можно было отставлять в сторону, чтобы он меньше шумел. Но тогда бы от него не работал ни холодильник ни кондиционер ни микроволновка. Да и сам генератор стоит денег.
Интернет
Интернет от peoplenet — это такой Украинский местами своеобразный CDMA оператор. Заводился интернет на мой ноутбук, когда было нужно на крыше размещали антенну. Дальше по wifi на второй ноутбук. Если просматривать карты покрытия, то можно достаточно свободно перемещаться. Плюс на выходные можно и без интернета обойтись. Покрытие достаточно приличное, вполне себе можно пользоваться. Скорости нам большие были не нужны, практически везде где нам нужен был доступ — он был. Побережье покрыто хорошо. В случае если надо совсем в сторону наверное можно использовать GPRS. Но это совсем грустно.
Когда я планировал все это действо я заранее знал, что я буду продолжать работать. Готовился, купил антенну и просмотрел карты покрытия. Маршрута особо не было, просто ехали туда, куда хотелось. Смотрели в интернете фотографии, карты, ставили на GPS точку и ехали куда глаза глядят. Снимались со стоянки когда надоедало место. Никто нас не сгонял и ничего не прижимало. Полная свобода.
Само собой в обед шли купаться (где было море), после работы развлекаться + выходные. Да, это не все время отдыхать, но как-то не напрягало. Переезжали вечерами и на выходных.
По деньгам все это стоило примерно так — 7$ в сутки на электроэнергию, переезд домой (500км) — 125$, по месту наездили еще где-то на 40-50$. Всего пробыли 14 дней, работали из них 9. Две пары выходных + один за Троицу. В целом чуть меньше 250$. Один раз заплатили за проезд 60 грн (7.5$), один раз заплатили за стоянку на Ай-Петри 30 грн (4$) и один раз за стоянку почти в центре Алушты 50 грн. Ходили в аквапарк. В принципе если бы мы раньше начали искать место за которое заплатили — могли бы и бесплатно найти. На Ай-Петри вечером на стоянку можно спокойно заехать, да и в Алуште хватало мест для бесплатной стоянки.
Всего нас было сначала пятеро взрослых и двое детей, потом трое взрослых и двое детей. Получается дешевле местного жилья :).
Немного мест откуда мы работали.
Под Чуфут Кале, возле Бахчисарая. Интернет был плохенький. Кроп из цилиндрической панорамы.
Под Севастополем. Кача. Покрытие отличное, море теплое :)
Балаклава. Интернет паршивый, море холодное. Стояли мы не здесь, сюда просто погулять приехали.
Тоже балаклава. Француз на домике. Он на снимке рядом со своей машиной. Приятный такой дядька, веселый.
Под Форосом. Море ледяное, в воду так и не залез. Покрытие отличное. Пришлось прилично покататься на велосипеде, пока нашли место.
Ай-Петри. Не работали, выходные, покрытие даже не смотрел. Вечером туристы оттуда уходят, остаются дружелюбное и интересное местное население.
Ай Петри, с вершины.
Алушта. Место очень проходимое, хороший пример того, что можно стоять там, где больше стоять никак нельзя. Совсем не напрягало. Тонировка хорошая, что в машине снаружи не видно. Теплое море рядом, всякие развлечения тоже.
Вид с другой стороны.
На всех фотографиях можно рассмотреть автодом. Не на всех легко, но он везде есть :)
В общем и целом оказалось, что работать в таких условиях можно, что совмещать работу и отдых можно и достаточно приятно. Если брать в расчет эксплуатационные расходы, то еще и относительно не дорого. Мобильность колоссальная. Уровень комфорта достаточный, чтобы это не сказывалось на производительности. Себе я бы тоже хотел автодом, а может и просто прицеп-дачу. Достаточно много оборудования выпускает для этого дела, много всяких примочек, которые помогут чувствовать себя как дома. До получения некоторого опыта эксплуатации подобной техники совершенно не знал, что она себя представляет и уж точно не рассматривал это как средство для удаленной работы. Теперь при возможности обязательно сорвусь куда-то еще. Не так важно куда, в пределах страны много еще интересных мест, где есть интернет покрытие и дорога. А этого, как оказывается, достаточно для организации рабочего места.
Об ошибках и опечатках прошу писать в личку. Ругаться, что этой статье не место на хабре — тоже.
Автор: frig