Великого фрилансера спросили: как контролировать исполнителя? Он ответил, что это вопрос доверия: одним исполнителям доверяют, с другими не работают.
Это фриланс, Карл! Ничего личного!
Встречают по одежке
Сделайте портфолио. Да, с большинством заказчиков у вас NDA, но потратьте время на инвестиции в себя. Сделайте свою работу для себя так, чтобы было чем гордиться. Можете спрятать пару пасхалок, если у заказчика возникнут сомнения в авторстве — вы сможете их продемонстрировать.
Знакомьтесь
Прежде чем ввязываться в отношения с заказчиком, познакомьтесь с ним. Банально встретьтесь, устройте видеоконференцию, поговорите по телефону. Вам с ним взаимодейстовать. Это, к счастью, не на всю жизнь, но оценить, понимаете ли вы его, готовы ли вы ему сдавать работу вы, надеюсь, сможете. Удастся поговорить с предыдущим подрядчиком — замечательно, но верить его словам можно не более чем на 50%.
Не стесняйтесь говорить: Нет
Запросите у заказчика документацию на уже сделанные работы. По ней вы поймете насколько хотелки заказчика, соответствуют сданным работам и можно ли их вообще формально сдать по ТЗ.
Смотритесь в зеркало
Представьте, что вы отдаете свои работы на субподряд. Как вы будете стоить отношения с субподрядчиком? Какие возникнут риски? Как вы будете контролировать процесс? Возможно заказчика беспокоят те же вопросы. Возможно вы поможете ему ответить на них.
Не демпингуйте
Есть определенный сорт заказчиков, которым нравиться торговаться. Это у них профессиональное. Уважайте себя. Стойте на своем. За это они вас тоже будут уважать.
Используйте систему управления проектами
Можно ежедневно высылать отчет заказчикам, но какое мучение свести эти записки в красивый месячный отчет, да еще и с трудозатратами и расценками.
Не расставайтесь с заказчиком
Пусть он привыкнет получать отчеты от вас (ежедневно, еженедельно…). К сожалению, заказчики бывают разные: одному нужно непременно отчитаться по телефону, другой самостоятельно залезет на сайт проекта, сам найдет просроченные задачи, сам позвонит, и сам скажет что он с вами сделает, чтобы устранить отставание. Ведите заказчика, приручайте его к мысли, что вы рядом удобным ему способом. Ему, в большинстве своем, невыгодно тратить свои ресурсы на контроль. Стройте долговременные отношения.
Встречайтесь с заказчиком
Да это тяжело. Но если вы готовитесь выступить на профильной конференции, пригласите туда заказчика. Для вас это лишний повод напомнить о себе, почесать ЧСД, а если вдруг заказчик приедет — напомнить ему что вы человек, а не строчка в расходной ведомости.
Планируйте
Если у вас случился форс мажор: вас затопило, родился ребенок, хрустнул любимый лаптоп — честно сообщите заказчику, о наличие проблемы и сроков когда проблема будет устранена. Возможно, потребуется пересмотр приоритетов у задач. Возможно, какие-то задачи можно будет сместить, от каких-то отказаться. Но заказчик будет понимать, что происходит и у него останется иллюзия контроля.
Выдерживайте сроки
Уточняйте у заказчика, какие задачи имеют фиксированные сроки (от их исполнения зависят другие работы), а какие нет. Звучит пафосно: обещайте мало, делайте много. Но это работает.
Мотивация
Одним нравится, когда над ними висит дамоклов меч, другим иллюзия свободы. Тем не менее, после очередной победы над заказчиком, устройте себе маленький праздник. Выделите время себе любимому и семье. Закрепите успех положительным подкреплением!
Работы сданы, деньги получены. Прошло время. Позвоните заказчику, поздравьте, его, например, с днем независимости, узнайте доволен ли он вашей работой (ну заодно и нет ли у него на примете еще заказов)!
Автор: UnknownType