Окончание. Часть 1,Часть 2,Часть 3. Все события происходили в 2012 — 2013 годах. Зарплаты и цены актуальны для 2014 года.
Вид на City, сердце деловой Великобритании
Сказать, что «увольняться в никуда» мне было страшно — значит ничего не сказать. Нет, конечно я знал, что в будущем я буду уходить на контракт и конечно хорошо подготовлюсь к этому… Однако будущее из туманного и далекого неожиданно стало четким и очень пугающим. Я был в чужой стране, с семьей, без работы, а денег было недель на шесть. Действовать надо было быстро.
Вторым достаточно неприятным моментом, был мой предыдущий опыт поиска работы. В течении двух месяцев я разослал несколько сотен заявок, но был приглашен всего на 4 интервью. Это явно указывало на то, что у меня есть какие-то серьезные проблемы с резюме. Однако после найденной работы я забил на оптимизацию оного и вот сейчас эта задача встала передо мной в полный рост.
Оптимизатор
Когда я начинал, мое CV представляло собой 5-страничное полотенце с описанием того, что и как я делал последний десяток лет с кратким изложением того, что же я учил на курсах которые посещал и по какому поводу получил тот или иной сертификат. Прочитав десяток сайтов с рекомендациями, я взял какой-то стандартный шаблон в Word и переписал все заново. Задачей было уложить все на 2 страницы A4.
Пришлось пожертвовать почти всем образованием, уменьшить описание всех рабочих мест, кратко упомянуть языки. В итоге мое резюме состояло из 4 частей в таком порядке: контакты, профессиональные цели, опыт работы, образование, где опыт работы составлял 80%. Все это необходимые части, которые должны быть в каждом резюме. Потратив несколько часов на основное резюме, я сделал еще несколько дополнительных, в которых акцентировал разные технологии и типы работ. Например по одному получалось, что к меня огромный опыт работы интегратором, а по другому, что я всю жизнь тружусь на ниве администрирования. В одном я был MS Exchange админом, а из другого можно было прочитать, что я постоянно работаю с Сitrix. Опыта к счастью хватало и оптимизация в основном заключалась в замалчивании «лишнего» опыта. К прямому вранью прибегать практически не приходилось. Все это заняло полный день и пол ночи, но я был готов к утру понедельника.
Рынок Лондона, особенно контрактная его часть, характеризуется огромной интенсивностью. Многие объявления о работе устаревают в течение часа или двух. Поэтому для полноценного поиска работы, необходимо присылать резюме агенту в первые 10-15 минут после появления объявления.
В понедельник с утра я замер в низком старте занеся палец над левой кнопкой мыши.
В тот момент меня больше всего интересовало количество звонков на каждую поданную заявку. Дело было в том, что при прошлом поиске оно составляло менее 10%, то есть на каждые 10 поданных заявок я получал максимум 1 звонок от агента. При том, что звонок агента это практически даже не первый шаг в поиске работы — это было очень мало. Я решил пока сконцентрироваться на этой небольшой задаче и довести количество звонков до 50% от поданных заявок.
На тот момент, на открытом рынке (Лондон + 50 миль вокруг) появлялось примерно 500 — 600 новых контрактов в день из которых 20 хорошо соответствовали моему профилю и еще 10 соответствовали хуже. Я стал рассылать свои свежесверстанные резюме по мере поступления новых предложений, походу «допиливая» их включением деталей указанных в объявлениях. По итогам первого дня, а это получился полноценный 10 часовой рабочий день, я подвел итоги. Количество звонков резко выросло до 25% процентов, что указывало на правильность направления по работе с резюме, однако необходимо было продолжать улучшать его.
В течение всей недели я часами читал статьи по оптимизации резюме, правил свои, отправлял, опять правил и снова читал. На четвертый день я наконец-то додумался добавить набор технологий на самый верх и вышел таки на те самые 50% процентов. Походу процесса резюме приобрело те необходимые черты, которые успешно продают любого кандидата.
1. Контакты и дата возможного начала контракта (очень важная деталь);
2. Карьерные цели — часто туда пишут кусок автобиографии, этого делать не следует — только карьера;
3. Список технологий и продуктов с которыми работал кандидат. Раздел для агентов. На основании этого раздела агент принимает решение о звонке кандидату. Позже я обнаружил, что если использовать выделение (bold) технологий которые требуются для вакансии, то процент звонков подрастает до 70% — 80%, что говорит о том, что решение часто принимается только на основании этого раздела. Вообще первые три части должны умещаться на первом листе, что бы сразу попасть в поле зрения агента.
4. Опыт работы — этот раздел должен занимать 70-80% резюме. Именно он интересует клиента;
5. Образование — печально, но на протяжении всей моей карьеры ни мое профессиональное, ни высшее образование никого не заинтересовало. Легкий интерес вызывают некоторые сертификации, да и то, только у некоторых работодателей.
Соискатель
Процесс найма контрактника обычно состоит из трех частей: первый контакт с агентом, телефонная беседа с клиентом и личная беседа с клиентом. Встречаются варианты когда нет телефонной или личной беседы (такое тоже бывает, но не часто), а так же когда приходится говорить с несколькими представителями клиента — часто этим увлекаются финансовые организации. Но это все экзотика, поэтому сосредоточусь на трех основных частях.
О беседе с агентом я упоминал в первой части — она нужна для того, чтобы уточнить финансовые детали, местоположение, а так же бегло проверить наличие требуемых навыков, том смысле, что они должны быть указаны в резюме. Часто агент просит указать, где и как использовалась та или иная технология и прислать исправленное резюме. Обычно после беседы агент говорит, что он отправляет ваши данные клиенту, что может быть правдой, а может быть просто предлогом закончить разговор.
Существует много причин, по которым агент больше не свяжется с кандидатом и поэтому после звонка надо занести данные вакансии на всякий случай в табличку и идти дальше. Вначале я увлекался дерганьем агентов каждые пару дней на тему «как там моя заявка», но потом перестал — это лишнее. Если клиент заинтересуется, то агент непременно позвонит, потому что, соискатель, из чувака, на другом конце провода, превратится в потенциальный источник дохода.
Со второго звонка агента начинается самое важное. Как выяснилось на второй неделе поиска, мои оптимизации заработали мне три телефонных интервью с клиентами. Обычно телефонное интервью полу-техническое, клиенты хотят понять подходит ли кандидат вообще. Тут надо сказать, что пока я читал тонны статей про резюме, мне удалось зацепить очень важную мысль про интервью, а именно — на протяжении всей беседы надо говорить только о проблемах клиента. То есть все, что говорит кандидат должно быть в контексте будущей должности. Но как же это сделать, ведь часто клиент сначала спрашивает, а уже потом рассказывает о том что надо будет делать? Тогда можно ответить вопросом на вопрос, просто спросив, какие проблемы надо будет решить в первую очередь. Как оказалось клиент с радостью переключается в режим рассказчика и через несколько минут дает соискателю список тем, при помощи которых его можно «зацепить». Удачно решенная проблема, созданная процедура, внедренное решение — часто это весит больше, чем какие-то абстрактные 10 лет опыта работы с чем угодно.
На первом из трех интервью я постеснялся применить этот способ и как обычно зачитал наиболее, как мне казалось, интересные моменты. На втором, я сжавшись, вместо ответа на вопрос о моем опыте спросил про их задачи и неожиданно вместо беседы обо мне, началась беседа о том, как мы будем мигрировать их Active Directory, что можно автоматизировать и где и какие инструменты надо прикупить. Беседа настолько сильно выбивалась из рамок к которым я привык, что я еще минут 15 просто сидел и переваривал произошедшее. Проведя тот же эксперимент на третьем собеседовании я окончательно убедился в правильности подхода.
Через день я получил приглашение на личную встречу от двух компаний. На мой, сугубо субъективный, взгляд второе собеседование делается для того, что бы просто посмотреть на кандидата. Обычно приглашение на встречу после телефонного интервью означает, что у кандидата один-два конкурента, а часто он может быть единственным. Костюм и хорошее настроение решают все. Правда иногда дают технический тест, с ним кончено может быть сложнее.
В итоге, в пятницу, я получил два предложения одно из которых, с выходом на работу в понедельник, и было принято. В тот вечер закончился мой переезд в Лондон. Я чувствовал себя пилотом который вынырнул из облаков и увидел, что все расчеты по заходу были верными. Вопрос доходов был решен — найден способ эффективного поиска контрактов, а предложенная дневная ставка обещала возвращение привычного уровня жизни, да и его улучшения, в течение нескольких месяцев.
Предприниматель
Для того, что бы быть контрактником, необходимо иметь возможность выставлять счета своим клиентам. Я сразу решил открывать Limited, а не пользоваться услугами Umbrella.
Таким образом можно сказать, что если у контрактника нет другого бизнеса кроме его ИТ контракта или он планирует покидать страну временно или насовсем — то Umbrella смотрится более приемлемым вариантом.
Список компаний Umbrella: www.contractoruk.com/directory/umbrella_companies.html
Фирму я зарегистрировал еще работая на постоянной работе. Процедура эта достаточно простая и ее можно, и даже лучше пройти до первого контракта.
www.companiesmadesimple.com/company-formation-name-search.html?namesearch=no
Через них открытие выглядит открытие так:
— Заполняете необходимые формы
— Платите деньги
— Они запрашивают подтверждение личности и адреса
— После подтверждения они регистрируют фирму и присылают документы
Два важных момента:
— Не стоит регистрировать фирму на свой домашний адрес, купите услугу Registered Office Address.
— Убедитесь, что вы сможете получать корреспонденцию отправленную на этот адрес. Обычно такая услуга называется Mail Forwarding. Налоговая общается исключительно по почте и шлет все только на официальный адрес компании.
Были еще два обязательных шага для новой фирмы — это поиск бухгалтера и регистрация VAT. Этим я занимался уже после того как нашел первый контракт.
Бухгалтеры и VAT
Ну и наконец про деньги. Есть много причин работать по контракту, однако одна из главных причин — это деньги. Контрактникам платят больше за ту же работу, к тому же контрактник может регулировать количество налогов, которое ему надо заплатить. В отличие от постоянных вакансий в которых указывается брутто-зарплата в год, для контрактов указывается дневная или часовая ставка.
Возьмем простой пример — предположим ваша ставка 260 фунтов день. Это верхняя планка Junior администратора. То есть за месяц клиент вам платит: 22 * 260 = 5720 фунтов. Ваши расходы на еду на работе, транспорт и связь составляют 300 фунтов в месяц. Добавим сюда расходы на бухгалтера и администрацию фирмы 150 фунтов. Так же для оптимизации налогов и выполнения пенсионных требований вы берете 600 фунтов зарплаты. То есть прибыль до налогов составляет 5720 — 300 — 150 — 600 = 4620 фунтов. С этого надо заплатить 20% налога на прибыль (Corporate Tax). Итого чистая прибыль 4620 / 1.2 = 3850 фунтов. Эту прибыль можно получить в качестве дивидендов. Таким образом в месяц Junior администратору доступно 3850 + 600 + 300 = 4750 фунтов «на руки». Это больше доходов Senior работающего на постоянной работе. Расходы на еду, связь и транспорт добавлены в доступные средства, поскольку эти же затраты несут и постоянные работники.
А на что же может рассчитывать Senior? Далее сводная таблица потенциальных доходов для позиций разного уровня, рассчитанные для контрактников с Limited company.
Расчеты для пользователей Umbrella тут: www.contractorumbrella.com/calculator.html
Доступный доход означает, что это деньги которые потенциально возможно получить на руки. Однако если брать финансовый год, то это требует тщательного финансового планирования, поскольку в игру вступает ступенчатый подоходный налог. Тем не менее даже при этом видно, что потенциальный доход растет примерно вдвое по сравнению с постоянными работниками. И это при тех же обязанностях.
Так надо ли быть контрактником?
Обычная длина контракта 3-6 месяцев. Контрактник не получает бонусов, не является частью организации клиента, не отправляется на курсы, не может в некоторых случаях пользоваться скидками доступными постоянным сотрудником и часто не принимает участия в корпоративных праздниках. Он должен планировать свои финансы и финансы своей компании, быть готовым к тому, что клиент в любой день может отказаться от его услуг.
Мне нравится. Кроме очевидного финансового плюса, контрактник не участвует в процедурах формальной оценке, не принимает участия в офисных политических играх, он просто делает свою работу и уходит когда она сделана. На мой взгляд контракты — это деньги и свобода.
Это все, что я хотел рассказать о своем переезде и о том как некоторые ИТ-шники работают в Лондоне. Есть еще конечно куча впечатлений и мыслей о городе и о стране, но все это уже лежит за пределами карьеры и ИТ в целом.
Автор: Cront