О том, как перестать регулярно чинить компьютеры соседям и знакомым их знакомых, но не прослыть невеждой

в 16:28, , рубрики: support, домашний офис, надомный работник, поддержка пользователей, тех. поддержка, фриланс, метки: , , , ,

image Это красноречивое объявление я увидел и сфотографировал в подъезде своего знакомого на двери неизвестного мне товарища. Возможно, стоило позвонить в дверь и познакомиться, но я растерялся и этого не сделал. Если товарищ есть на Хабре, то ему — большой привет.

Подобный крик души — мне хорошо знаком. Я несколько лет фрилансил, да и сейчас, перебравшись на постоянную работу, всё равно часто тружусь удалённо из дома. Наблюдательные соседи это заметили, поэтому для пяти из пятнадцати квартир подъезда мне «приходилось» с разной периодичностью оказывать техническую поддержку (порой срочную, порой бессмысленную). А ещё же есть компьютеры в своей квартире и у родственников на соседних улицах. При этом я всегда трудился и тружусь в области веб-разработок, и никогда — системным администратором. Но для окружающих негиков я всё равно «компьютерщик, который в этом деле понимает».

На этом печальная рефлексия закончена, ведь вы читаете позитивный воскресный пост.

Друзья, проблема «тех. поддержки по-соседски» существует для многих айтишников, но я поделюсь аж несколькими способами её благополучного решения, которые в моём случае — отлично сработали.

Ещё больше способов, наверняка, предложат в комментариях.

Поскольку соседи — часть тех самых ближних, которых (по известной концепции) мы должны возлюбить, то предлагаемые решения, в основном, будут гуманными и обоюдно комфортными.

Дополнительные условия задачи

Во-первых, я считаю, что с соседями ссориться нельзя. По крайней мере, если они адекватные в целом люди. Не забывайте, что когда-то и вам может потребоваться их поддержка и помощь даже в самых банальных вещах, вроде подъёма нового дивана к себе на этаж или стакана сахара, который вы забыли купить по дороге домой.

Во-вторых, если вдруг вам надо срочно наладить отношения с симпатичной соседкой, то вы можете все написанное ниже использовать наоборот, как вредные советы.

В-третьих, мы будем пытаться соседские проблемы всё-таки решить, а не просто от них увернуться.

1. Планируйте по срокам наперёд соседскую тех. поддержку

Первое, что я сделал, когда соседи стали досаждать, отвлекая меня в рабочее время (которое у меня порой приходится на вечер) — это начал планировать.

Рассуждал я примерно так: ок, я готов для очищения кармы на безвозмездную помощь людям тратить три часа в неделю. В начале недели у меня обычно завал на работе. В пятницу вечером — работать некошерно. Значит свои 3 часа я могу потратить со вторника по четверг в вечернее время.

Когда ко мне прибегал кто-то из соседей с просьбой «починить» компьютер, я просьбу внимательно выслушивал и заключал:

— Ясно. Я всё понял, я смогу заглянуть к тебе вечером с шести до девяти во вторник, среду или пятницу, когда у меня не будет работы. В какой день тебе будет удобно?

Сначала я слышал в ответ что-то удивлённое типа:

— Но ведь там, наверное, недолго. Зайди сейчас.

Я вежливо, но настойчиво повторял, что, мол, увы, но сейчас — занят работой или домашними делами. Со второго раза все понимали и ждали до вторника.

А кое-кто и не ждал: находил быстрее других специалистов (возможно, тоже из числа соседей и родственников). На меня, возможно, обижались, но совесть моя была чиста.

Сложнее всего переносить визит с выходных. Тут я, к сожалению, порой лукавил и говорил, что вот-вот уйду в гости или приму гостей и т.д.

Бывает, что у соседей что-то ломается синхронно. И тогда правило трёх часов приходит снова на помощь:

— Прости, но к тебе смогу прийти только на следующей неделе, на этой — помогаю Диме с четвёртого этажа.

2. Обучайте решению проблем

Как-то по-быстрому решить проблему обычно проще и быстрее, чем исключить её повторение. Но когда вы действуете на добровольных началах, то второй путь для вас предпочтительнее.

Мало удалить вирус, надо ещё снабдить пострадавшего бесплатным антивирусом, объяснить, как он обновляется и рассказать о том, что нигде нельзя оставлять свой номер телефона и какими способами (и с каких сайтов) вирусы проникают на компьютер. Ну, вы понимаете.

Я считаю, что вам повезло (серьезно, без кавычек), если у ваших соседей есть дети школьного возраста. Как так? Ведь дети-то обычно и умерщвляют компьютер кучей криво крякнутых игр и своим любопытством. А вот и ключ к решению: детское любопытство надо направить в благое русло. Похоже, что любого пятиклассника, активно играющего на компьютере в игрушки, можно за один вечер научить переставлять Windows. У меня, по крайней мере, получилось.

Кроме этого надо, правда, научить ещё вот каким мерам:

  1. Бэкапить нужные данные (на домашних компах моих соседей самым нужным являются закладки в браузерах и семейный архив фото/видео/музыки).
  2. Настраивать подключение к сети (или порекомендовать родителям купить роутер).
  3. Устанавливать самый нужный софт (с этим дети справляются на ура, поскольку игры ставить они уже, как правило, сами давно умеют). В первую очередь, надо учить устанавливать драйверы, антивирус, браузер, Скайп (с добавлением туда вашего контакта для связи) и TeamViewer. Всё это должно быть записано на отдельный диск или флешку.
  4. Запускать этот самый TeamViewer и сообщать вам реквизиты доступа.

Последний пункт не отменяет помощи по графику (всё должно оставаться в строгости), но избавляет вас от необходимости идти к соседям ногами.

Детям, правда, тяжелее отказывать. В итоге, не исключено, что вместо починок компа вы будете по средам давать вечерние уроки всей детворе из вашего подъезда. И тут спасает Скайп — можно устраивать конференцию и сразу всем одновременно что-то рассказывать и показывать. Но это уже, конечно, по желанию.

Если всё-таки возьмётесь за компьютерную грамотность местных ребятишек, то вот вам ещё два ценных совета, которые вас спасут:

  1. Делегируйте. Обязательно найдётся один вундеркинд, который всё схватывает быстрее других. Быстро превращайте его в «помощника админа» и отправляйте на помощь соседям. Поскольку у ребёнка работы нет, то ему такая востребованность будет только в радость.
  2. Давайте задания. Чтоб дети не садились к вам на шею, озадачивайте их всякими самостоятельными заданиями, тогда общение с вами для них будет похоже не на игру, а на школу. Не сделал задание — не получишь очередного урока.

Пару слов про GNU/Linux. В некотором смысле я его адепт, но поставив даже народную Ubuntu соседям, приготовьтесь сразу же объяснить, почему сюда нельзя установить «нидфорспид», что это вдруг не работает принтер и т.п. и т.д. То есть переводить на Linux можно, но только непритязательных пользователей. Например, у меня есть пожилой знакомый, которому от компьютера нужны только «Одноклассники», кулинарные сайты и игра в шахматы. Для него Linux — подходит идеально, в том числе и потому, что даже если за рецептом варенья он забредёт на пропитанный троянами сайт, то ничего не сломается (а, значит, и мне ничего придётся чинить).

На правах офф-топика: мне кажется, что Linux на десктопе вообще идеален для любых пожилых людей. Их потребности обычно сводятся к соцсетям, чтению каких-то тематических сайтов, казуальным играм, просмотру кино, общению с родственниками (через Скайп). Всего этого в любом дистрибутиве и репозитории хватает.

3. Подключите профессионалов

То есть тех людей, кто на этом зарабатывает. В вашем городе ведь наверняка есть несколько фирм, оказывающих компьютерную помощь. Позвоните в каждую из них, достучитесь до руководителя (это можно сделать, если сообщить оператору, что вам нужно корпоративное обслуживание сразу нескольких компьютеров). А вот человеку, который принимает решения, опишите ситуацию, объясните, что вы хотите небольшую скидку для соседей (или процент для себя — это уж зависит от вашей предприимчивости).

Когда на другом конце услышат о готовой клиентской базе в несколько человек (объём работ вы тоже сможете примерно описать), то, скорее всего, отнесутся к вашему предложению с интересом.

Попросите прислать вам сотрудника для теста. Сломайте что-нибудь и пусть он починит. Если качество услуг адекватное, то после этого сами пройдитесь по соседям и вежливо объясните, что далее вы не можете помогать им с ремонтом компов, но есть вот такая-то фирма, которая сможет помочь за умеренную сумму. Оставьте визитки, сообщите примерные цены.

Лучше всего нечто подобное сделать перед отпуском. Проницательные соседи всё поймут правильно, а наивным вы потом сами объясните:

— Привет. Да, я вернулся из отпуска. Спасибо, отдохнул загорел я действительно классно. Но вот теперь после отпуска работы много. Так что ты лучше позвони тем ребятам, чью визитку я тебе оставлял.

4. Не отказывайтесь от благодарностей, пользуйтесь полученным доверием

Брать деньги с соседей за ремонт компа — это, по-моему, слишком сомнительный бизнес. Но если вам предлагают какую-то конкретную благодарность, то не отказывайтесь. Поблагодарив вас в первый раз из вежливости, во второй — поблагодарят из-за завязавшийся традиции. И далее будут понимать, что каждый ваш «вызов» требует какой-то ответной благодарности. От беспокойств по пустякам это точно избавит.

Когда вас спрашивают:

— Сколько я тебе должен за твои шаманства с компьютером?

…не теряйтесь. Лучше заранее подумайте, а чем бы вам смог помочь сосед? В идеале надо просить помочь в чём, что связано с его работой. Такой зеркальный ответ окажется наиболее понятным. Может получиться так, что вы вообще наладите плодотворный бартер услугами.

Если вы и без соседа — мастер на все руки, то можно ответить как-то так:

— Ой, ну что ты, денег не надо, купи мне бутылку виски.

Спиваться не обязательно, вместо виски можно просить любые другие конкретные благодарности, лишь бы их цена не была копеечной. Подготавливайте соседей к п. 3 (когда вы не сможете им помочь, всё равно же придётся обратиться за платной услугой в какую-то контору).

Если вас пообещали поблагодарить, но этого так и не сделали, то не стесняйтесь напоминать о долге (конечно делать это надо в ироничной форме, чтобы не обижать соседей).

Сухой остаток

Общение с соседями и неблизкими знакомыми — хороший полигон для того, чтобы научиться говорить «нет» (в работе это тоже пригодится, верно же). Не стесняйтесь отказывать, но делайте это тактично, дружелюбно и предлагая альтернативное решение. В таком случае вас не отвергнет коллектив, но и вам на шею (да со шпорами) тоже не посмеет.

Автор: kostin

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js