О книге
Наверное многие, из тех, кто увлекается изучением того, как работает компьютер на самом низком уровне читали такие книги как: Таненбаум "Архитектура компьютера" или Харрис, Харрис "Цифровая схемотехника и архитектура компьютера", которые безусловного являются объемлющими трудами и хорошими книгами для обучения. Но если вы не являетесь инженером, но всё равно хотите погрузиться в мир цифровых вычислений и более глубоко понять то, а как же работает компьютер. В этом вам сможет помочь книга Чальза Петцольда "Код. Тайный язык информатики", которая начинает свой рассказ от причин, по которым людям понадобился обмен информацией и её обработка , с какими проблемами при этом столкнулись и заканчивает рассказам об устройстве реальных операционных систем и процессоров и их архитектуру. При этом автором был отлично подобран уровень абстракции, которого он придерживался при написании. В каких-то моментах подробно описывая работу элементарных частей процессора, а в других рассказывая простыми словами о сложных вещах.
Описание архитектуры
Так в главе 17 "Автоматизация" автор, начиная с описания с того, как автоматизировать суммирование данных с промежуточным сохранением состояния между операциями, переходит к реализации архитектуры с набором команд, достаточным для исполнения практически любых вычислений. Эта архитектура отличается от используемых тем, что размерности шины адреса, шины данных, и машинного слова имеют разные размерности. Обращение к памяти является является побайтовой, что является достаточно обычным. Машинное слово фиксированной длины little-endian состоит из 12 бит или 3 байта, разделённых на две части. Младший байт слова содержит код операции содержит номер команды, старшие два - её аргумент. Из-за ограничений тракта данных на один такт процессора тратится 4 такта счётчика, из которых 3 уходят на чтение команды и 1 на исполнение вычислений. Архитектурой описывается один программно доступный регистр общего назначения, в котором сохраняется результаты выполнения операций с АЛУ, а также 2 регистра-флага, являющихся аналогами C и Z регистра CPSR архитектуры ARM и означающими то, имел ли результат последней операции, выполненной с помощью АЛУ, бит переноса или равнялся нулю соответственно. Архитектура описывает 12 команд, которые можно логически разделить на 4 группы:
-
Операции взаимодействия с внутренним регистром
-
Загрузить
-
Сохранить
-
Арифметические операции
-
Сложить
-
Вычесть
-
Сложить с переносом
-
Вычесть с переносом
-
Операции перехода (условного и безусловного)
-
Перейти
-
Перейти если 0
-
Перейти если перенос
-
Перейти если не 0
-
Перейти если не перенос
-
Операция останова
-
Остановить
Так как количество операций, которые могут быть закодированными с помощью 8 бит равняется 2^8=256, то для расширения архитектура оставляет 256-12=244 вариантов команд, к которым могут быть добавлены, например различные часто используемые арифметические операции
-
Побитовое И (AND)
-
Побитовое ИЛИ (OR)
-
Побитовое НЕ (NOT)
-
Побитовое исключающее ИЛИ (XOR)
-
Логический сдвиг влево
-
Логический сдвиг вправо
-
Арифметический сдвиг
также регистры флаги могут быть расширены состояниями N - последние операция отрицательная и V - последние операция имеет переполнением и соответствующие этим состояниям условия для перехода и их комбинации. Несмотря на то, что архитектура не предполагает увеличения количества внутренних регистров общего назначения я считаю, что это возможно реализовать.
В варианте реализации данной архитектуры, предлагаемой автором возможна реализация конвейерной технологии, однако это не даст существенного прироста производительности из-за большого количества обращений к памяти за данными, то же самое можно сказать и про применение байпаса. Существенно улучшить проблему производительности может только увеличение тракта данных до ширины машинного слова.
Наверное самой важной частью системы является интерфейс взаимодействия с человеком. Так в главе 22 "Операционная система" Петцольд демонстрирует панель прямого доступа к памяти. Доступ к памяти осуществляется с помощью перехвата тракта адреса и остановки выполнения текущей программы. Адресация предполагается с помощью ручного ввода значения переключением тумблеров в состояние логического 0 или 1, содержимое ячейки сразу отображается с помощью световых индикаторов. Изменение значения ячейки осуществляется с помощью тумблеров данных и возможно только если активирован тумблер, разрешающий запись. Активация тумблер сброс отвечает за обнуление счётчика команд.
Реализация
Несмотря на все установленные недочёты и предложенные улучшения, для реализации была выбрана цель строгого соответствия архитектуры и её реализации, описанным в книге. Однако эти улучшения могут быть беспроблемно реализованы и добавлены в будущем.
Микроархитектура
Схема микроархитектуры, предлагаемая автором.
Для реализации микроархитектуры использовалась САПР для ПЛИС Quartus II 13.0sp1, предоставляющая широкие возможности для разработки и отладки ПЛИС. Несмотря на возможность описания архитектуры с помощью специализированных языков таких как VHDL и Verilog, для большей наглядности всё проектирование осуществлялось исключительно в графическом режиме. Широко использовались возможности встроенных функций таких как:
-
lpm_mux (сокр. от multiplexer)
-
lpm_decode
-
lpm_counter
-
lpm_ff (сокр. от flip-flop)
-
lpmaddsub
-
lpm_constant
На начальных этапах разработки тестирование проводилось в программе ModelSim, поставляемой в пакете программ для разработки. На финальных этапах отладка и тестирование производилось непосредственно на самой исполняющей плате с помощью встроенной утилиты In-System Memory Content Editor для изменения состояния входящих данных.
В качестве исполняющей платы была выбрана Cyclone II EP2C5 Mini Dev Board на основе чипа ПЛИС EP2C5T144C8, обладающий встроенным кварцевым генератором на 50 МГц, более 80 контактами интерфейса ввода/вывода общего назначения и разъёмом JTAG для прошивки и отладки. Техническим ограничением стал существенно меньший объем оперативной памяти, доступный для использования, вследствие чего для адресации используются только 13 младших бит в отличие от 16 бит, описанных в архитектуре. Однако это не вносит никаких критических изменений в работу процессора и может быть исправлено заменой исполняющей платы на более производительный аналог.
Внешний вид
Это изображение сформировало в голове довольно запоминающийся образ и с первого взгляда реализовать такой пульт достаточно не сложно. Для его реализации потребуется 16 + 8 + 3 = 27 двухпозиционных тумблеров, 8 светодиодов и непосредственно листовой материал на котором будет всё размещаться.
Использовались микротумблеры MTS-102 ON-ON. В нижнем положении соединяющие верхнюю ножку со средней, в верхнем - нижнюю со средней. Это было удобно, так как по всем нижним можно было пустить высокое напряжении, верхние подключить к земле и снимать значение со средних.
Однако высота крепления тумблера вносило ограничение на толщину материала, то от использования фанеры было решение отказаться. И так как с самого начала была цель придерживаться внешнего вида, как у советских приборов, в качестве фальш панели использовался стеклотекстолит, так как при достаточно небольшой толщине может хорошо выдерживать нагрузки на излом, которые будут создаваться при переключении тумблеров и в отличие от металлов проще обрабатывается, и обладает более высокими прочностными характеристиками чем пластик.
Для индикации использовались обычные 5 миллиметровые светодиоды с низким уровнем свечения, размещенные на панели с помощью специальным креплений.
Большой проблемой стало нанесение надписей, для этого в Autodesk Fusion 360 была разработана схема расположения надписей на фронтальной панели и с помощью плоттера вырезан шаблон для покраски.
Для питание используется разъем GX16 5P, но для удобства использования впаянный в шнур с USB для удобства использования с обычными блоками питания.
Панель размещена на деревянной коробке с защёлкой для удобства доступа к внутренним элементам. Все части из текстолита покрыты бесцветным матовым лаком, а сам корпус - лаком цвета махагон. Штекер расположен со стороны, противоположной панели управления.
Внешний вид в целом соответствует взятому за основу изображению. Для лучшей читаемости нумерация на тумблерах изменена с десятичной записи на шестнадцатеричную.
Внутреннее пространство
Как уже было сказано выше в качестве вычислительного модуля была выбрана плата Cyclone II EP2C5 Mini Dev Board на основе чипа ПЛИС EP2C5T144C8. Для подключения тумблеров и светодиодов к плате было решено не использовать пайку и использовать провода, используемые для макетного моделирования. Однако другая сторона распаяна к тумблерам или светодиодам, к которым относятся.
Так как хотелось сделать коробку ещё и автономной, решил внедрить плату от powerbank'a, которая включает в себя плату регулировки заряда литиевых аккумуляторов и повышения напряжения до 5 вольт, также к ней припаян бокс для аккумулятора размера 18650.
Для удобства крепления вычислительной платы и платы питания внутри корпуса в САПР Autodesk Fusion 360 были разработаны крепления, приклеенные к тыльной стороне.
В заключение хочется сказать, что внутреннее пространство выглядит достаточно пустым и незаполненным, однако это позволят управляющим проводам располагаться более свободно при закрытии.
Итог
С появлением ПЛИС, разработчикам стало удобнее прототипировать свои устройства. И даже задача проектирование своего процессора не кажется такой невозможной. Конечно, в данном проектке был задействован лишь малый функционал данного устройства. Однако ПЛИС не пользуются высокой популярностью среди разработчиков любителей, в отличие от микроконтроллеров, хотя имеют более высокую скорость быстродействия, что может быть полезно в системах реального времени и IoT.
Отдельная благодарность блогеру Стасу Васильеву за рекомендацию данной книги и вдохновлении работы над данный проектом. Поскольку сейчас одной из самых важных задач является заинтересовать инженеров в работе над интересными проектами.
Автор: erlnby