Такой дурацкий заголовок блога возник не просто так, а потому, что тема, которую я предлагаю обсудить, состоит из двух событий, произошедших у нас тут одновременно. Я приобрел новый фотоштатив Cullmann, и пришел он ко мне в “зеленой (green) упаковке” из интернет-магазина TECHNIKdirekt.de. А обсуждать я собираюсь качество этого немецкого изделия (которое, по-немецки же, стоит чуть больше чем до фига), и то, как мне лицемерно втюхивают “зеленую” идеологию, которая на самом деле имеет к сохранению природы такое же отношение, как нацистские врачи-исследователи Освенцема к Красному кресту.
Так вот, мой новый штатив Cullmann Magnesit 528, не то чтобы новый кулл ман, а вообще первый в моей жизни штатив. Фотограф я, в общем-то, из любительской лиги (тут можно посмотреть на пару моих фоток), поэтому профессиональные стенания на тему карбон/некарбон и голова гидравлическая/контрбалансная мне не знакомы. Но видя, какой широкий диапазон названий и ценников, представленных в любом магазине, было решено взять “известный немецкий брэнд” и верхнюю модель из недопрофессиональной линейки, хотя ценник в 150 евро дает надежду на хоть какую-то близость к профессиональному качеству. Надо ли говорить, что “обзоры” на youtube и прочие экспертные отзывы поют дифирамбы этому штативу, и не позволяют даже сомневаться в правильности выбора. В общем, через день после заказа, ранним субботним утром, мой сон нарушает курьер DHL, доставив “зеленую” коробку, о которой мы поговорим в конце обзора.
Покупая технику, я обязательно читаю отзывы пользователей, и среди их множества хорошо помогает ориентироваться указанный уровень их экспертизы. Причем, всегда нужно ориентироваться на публику из среднего диапазона, а то получится, как в отзывах на объективы на фото.ру:
Начинающий любитель со стажем 1-3 года:
Это моя первая элька. Объектив, прямо скажем, получился у японцев неудачный. Ужасающая дисторсия по краям на широком угле. Нарушение цветовой передачи начиная с f/5.6. Стабилизатор не отрабатывает свои 3 стопа, максимум 1.8. Колесо зума люфтит на полтора градуса, а USM двигатель издает скрип мощностью 30dB.
Профессиональный фотограф со стажем 25+ лет:
Объектив дает живую картинку. Мягкие переходы из фокусного диапазона в диапазон не портят настроения от пейзажа. Ощущение веса в руке придает уверенности в хорошем снимке. Ценник в 2.5 тысячи евро вполне оправдан. Недавно купил вторую версию модели за 3.5, но закинул ее на полку, ибо не радует, и продолжаю пользоваться первой.
То есть ориентироваться на отзывы из крайних групп практически бесполезно. Первые дотошно сверяют технические показатели с заявленными параметрами производителя, а вторые уже нашли свое состояние нирваны и просто прутся от обладания гаджетом. Средняя же группа имеет какой-то собственный опыт с другими моделями и старается сравнить, ища положительные и отрицательные стороны.
В соответствии с классификацией фото.ру меня надо отнести к 0-й категории экспертов, то есть совсем к не экспертам, так как мне сравнивать не с чем. Но с другой стороны, я знаю несколько неплохих продуктов, которые, хотя и специфичны, но все-таки их опробывают на пользователях, совершенно не имеющих опыта и вообще никогда не пользовавшихся подобными изделиями. Это помогает получить ценные факты о “юзабельности” продукта, когда применяется не опыт, полученный с годами, а заодно и привычки, которые не обязательно будут полезными, а просто здравый смысл. Потому что им больше не с чем сравнивать, у них такого никогда не было. Вот и я, вооружившись здравым смыслом, распаковываю и ощупываю мой первый штатив, затаив дыхание в надежде ощутить благоговение от легендарного немецкого качества.
Первые впечатления хорошие – штатив действительно легкий, как и заявлено около 2.5 кг, что сильно облегчает его перенос на себе по горным и прочим местностям. Достигается это в основном за счет тонких алюминиевых трубок, из которых состоит треножник, и пластиковых замков и креплений. Однако дальше, по мере продвижения и установления штатива на пол, начинают настораживать некоторые вещи. Первое что я заметил, это то, что на моем идеальном паркетном полу (идеальном, так как я его промерил строительным уровнем вдоль и поперек) штатив не смог встать ровно по собственным уровням. И кому верить? Нет, я, конечно, верю строительному инструменту, так как у него длина около метра, и он прост как… строительный уровень. А вот эти колбочки, прикрученные к краям платформы на голове, они совсем не внушают.
Далее, чтобы не поцарапать паркетный пол, нужно выкрутить резиновые наконечники, дабы скрыть острые металлические окончания ног. Все верно, но вот выкрутив их на необходимую величину, они рискуют просто отвалиться, так как болтаются как … на …. И на них должен устойчиво стоят весь штатив. Надо ли говорить, то устойчиво он не стоит. Причем не только из-за резиновых ножек, но и потому, что пластиковые “колена” у основания ног не обеспечивают достаточной неподвижности.
Да, у них есть два фиксированных положения, но они не достаточно фиксированы, чтобы штатив не колыхался от каждого легкого прикосновения. Конечно, опытные фотографы вешают балласт на крючок внизу штанги, что увеличивает стабильность, но это там, в полях, в горах, в погоне за солнцем и живописным видом, на ветру и под дождем. Но почему это трехногое чудо не может стоять спокойно дома, даже во втором положении с широко расставленными ногами, на сухом паркете, где условия так сильно приближенных к идеальным, и где по законам физики, каждое тело, имеющее три опорные точки, должно стоять ста-биль-но? Я могу себе только представить, как бесятся владельцы штативов стоимостью менее 100 евро (а таких большинство), так как их треножники еще, наверное, сами раскачиваются и подпрыгивают время от времени. Хотя замысел понятен: проапгрейдив такой дешевый штатив до моей модели, пользователь должен был наконец-то обрести покой и душевное равновесие.
Ну и завершая свое нытье о несостоявшемся обмороке от немецкого качества, перечислю несколько моментов, которые мой здравый смысл отнес на счет недоработок производителя. Так сильно разрекламированные замки, которые покрыты чем-то там нано технологичным, и производят “приятный щелчок”, замыкая выдвинутую ступень ноги. Не знаю, приятные щелчки производит оборудование, предназначенное для дайвинга и альпинизма, вселяя уверенность, что все закреплено надежно. Здесь же какой-то невнятный эллипсный замок, который болтается до самого момента замыкания. Ах да, чтобы он не так сильно болтался, производитель заботливо приложил шестигранный ключ.
Штанга, красиво нарисованная в рекламе, выглядит прямо карбоновой, хотя на самом деле такой же крашеный алюминий. Хорошо хоть на сайте производителя картинка выглядит правдоподобно. Так вот, вы не поверите, она тоже болтается, отклоняясь от оси, если ее не затянуть туго фиксатором. Понятно, что ее надо крепить, но почему не сделать подгонку диаметра штанги к пластиковому обжимающему кольцу более плотной? Там еще куча мусора между ними может поместиться (и обязательно появится со временем).
Что еще немного выбешивает, так это крепление тушки к платформе. Ты можешь сколько угодно выставлять треногу по ее уровням, но все эти усилия разобьются об идиотизм конструктора платформы с быстрой защелкой. Тушка на ней хотя и не изрядно болтается, но точно не держит горизонт, и выставлять ее будет необходимо по ее собственному электронному уровню. Зачем тогда нужны были все эти навороты в зоопарке? Ну и если совсем выкинуть хоть какой-то фотоопыт, и оставить здравый смысл в одиночестве, то он вот у меня зашел в тупик и стоит там и недоумевает, так как не может найти ответ на следующий вопрос. Как снять тушку фотоаппарата с платформы, которая сделана под правшу, и удерживается соответственно правой рукой, когда необходимо отжать защелку крепления, а на ней, в свою очередь, защитную собачку (и вы не поверите) тоже заточенные под правую руку? Это они называют быстросъемным решением? Вот если б у меня росла другая рука из того же места, откуда и у конструкторов, то, наверное, все стало совершенно удобным.
Я не сильно надоел своим нытьем? Просто у меня еще есть пара моментов, которые вызывают недоумение – фиксаторы. Все фиксаторы – это сплошное недоумение. Видимо, конструкторы не видели ничего сложнее фиксирующего болта для закрепления иголки в ножке школьного циркуля – помните она все время проваливалась вовнутрь на уроках черчения? Как объяснить тогда, что для фиксации поворота в любом измерении головы штатива требуется сильно меньше четверти поворота ручки фиксатора? Оно может и хорошо, но вот есть же и обратный эффект – достаточно менее четверти обратного поворота фиксатора, и твой аппарат заваливается со своей плоскости на болтающемся шарнире. Неужели инженеры-разработчики Кульмана были в детстве лишены простых радостей и никогда не имели доступа к плавным фиксаторам? Ну, это такие, когда если хочешь еще сильнее зафиксировать, то надо еще больше повернуть ручку, и наоборот. Наверное, им тяжело приходилось, когда, чуть повернув вентиль горячей воды, на них мощным потоком обрушивался поток кипятка. И этот свой драматический опыт они пронесли через всю свою жизнь и воплотили в своем лучшем изделии.
Вот теперь действительно хватит ныть. В целом штатив неплох, а бывшие пользователи более дешевых или итальянских штативов скажут, что очень неплох. Давайте теперь пройдемся по “зеленой” идеологии и посмотрим, что нам предлагают европейские защитники природы.
Этой части темы не было, если бы не маленькая опция на сайте интернет-магазина, зацепившая мое внимание яркой надписью: “зеленая упаковка”. Это не удивляет, в Европе этому уделяют много внимания. Удивило то, что эта дополнительная опция стоила 5 центов. И тут срабатывает дешевый протекционизм, когда за сохранения природы не надо отрывать от семейного бюджета 10-20 евро, а просто накинуть к покупке ничего не значащие 5 центов. Это же так просто, кинуть мелочь и почувствовать легкое распирание груди от гордости, считая себя причастным к сохранению природы.
Что же нам дают за эти пять центов? Основной товар – это большая надпись GOGREEN, отпечатанная вместе с остальной почтовой информацией в квитке DHL на коробке, и еще маленький цветной стикер на полиэтиленовом кармане с сопроводительными документами, который дополнительно информирует нам, что та посылка была СО2-нейтральна. Все тот же здравый смысл вопрошает, а чем они таким сократили выброс CO2, тем, что при сжигании в мусорозаводе, этот стикер не выделит углекислый газ? Потому что все остальное, что использовал производитель для упаковки, очень даже выделит, и в довольно большом количестве. А если будет просто измельчено и закопано, то будет пережевываться природой десятилетиями. О разделении таких сложных упаковок на компоненты и переработке речи не идет, слишком много разнородных компонентов собрано в одной коробке.
Давайте еще посмотрим, что нам прислали немецкие “защитники природы”. Сразу отмечу, что это уже не только интернет-магазин, но и сам Cullman.
1. Жесткая картонная коробка, не перерабатываемая, так как на ней нанесена пленочная полиграфия, а переработке подвергается только чистый картон. Обернута упаковочной лентой повышенной прочности, в четырех местах, которая тоже будет сожжена и выделит много чего неприятного.
2. Внутри коробки тоже все интересно с точки зрения “зеленых”: полиэтиленовый пакет и пупырчатая упаковка, полипропиленовая защитная шапка для головы, и много печатных материалов.
3. Печатные материалы достойны особого внимания. Реклама этого штатива! Да, это именно то, что мне сейчас нужно, после того, как я его уже купил и распаковал. Это красочный буклетик на веревочке (синтетической), на котором с использованием последних достижений полиграфии, под ламинационной пленкой, перечислены основные достоинства продукта. Мне что, нужно повесить его на шею и ходить гордиться?
4. Быстрая инструкция на отдельном листе и полная инструкция в буклете по применению штатива, на пяти европейских языках. И самое эпичное в конце – форма для регистрации продукта на отдельном листе отличной глянцевой бумаги. Да да, бумажная форма, если вдруг кто-нибудь из европейцев, для кого предназначен этот продукт, окажется на северном полюсе, снимая медведей, и захочет тут же зарегистрировать свой продукт для получения 10-летней гарантии, то сможет заполнить бумажную форму и отправить ее письмом на почтовых собаках. Мне вот интересно, защитники природы когда-либо покупали товары японских компаний, ну той же Philips? Я например, распаковав свой новый телек, мало того, что не нашел там ничего, кроме амортизирующего картона, примерно такой консистенции и формы, как делают лотки для яиц, так еще и инструкции не было, и компакт-дисков тоже, и кабелей кроме сетевого. Просто кошмар какой-то. И на маленьком сером клочке бумаги вместе с извинениями был написан адрес web-страницы, где можно найти все, и инструкции на каком хочешь языке, и файлы для закачки, и рекламу новых моделей. И ни одного слова от защите природы! Просто sapienti sat.
5. Ну и венчает нагромождение из тупости и лицемерия зеленых защитников три листа на отбеленной (с помощью хлора) бумаге повышенной плотности сопроводительных документов снова от TECHNIKdirekt.de, в которых: на первом — пять информативных строк дублирующей информации с коробки о заказе, за счет огромных шрифтов и множественных пробелов растянуты на весь лист А4, на втором – жирным шрифтом лазерного принтера (прекрасно сжигающего озон, интенсивно выделяя положительнее ионы при печати) распечатаны стандартные правила возврата и прочие отказы от ответственности, которые, кстати, легко можно было бы найти и на сайте магазина, и, наконец, на третьем – распечатанная форма для возврата товара. И что самое интересное, все эта куча ненужной информации распечатана с помощью односторонней печати.
Кто-то скажет, что слишком предвзят и много придираюсь к мелочам. Но позвольте, такое экологическое лицемерие, да еще в Европе, где на экологические программы из кармана налогоплательщиков забирают крупные средства на постоянной и законной основе, совершенно неприемлемо. Почему, например, компания Amazon, что в Штатах, что в Германии (и другие американские корпорации, которые я упоминал на хабре), не кичась своей приверженностью к зеленой идеологии, и не спекулируя на экологических чувствах клиентов, просто пакует товары в легко перерабатываемый картон, для амортизации использует ту же переработанную бумагу, а формы возврата предлагает распечатать самому, если в одном случае из ста она все-таки понадобится? Пускать пыль в глаза клиентам, используя экологическую шумиху для того, чтобы как-то выделиться, заработать больше конкурентов, и при этом совершенно не заботиться об этой экологии – очень неприятная тенденция, и она, к сожалению, существует не только на примере описанных мною компаний, — таких примеров много (а некоторые считают, что с экологической идеологией вообще полный абзац).
Автор: vtsymbal